Литература
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Русский человек на войне" (на примере рассказа М.Шолохова "Судьба человека") 2010
Данный урок поможет учащимся посмотреть на события Великой Отечественной войны глазами М.Шолохова, на примере его рассказа «Судьба человека», проследить жизненный путь главного героя Андрея Соколова и показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность.
-
Урок-презентация "Родословная А.С. Пушкина" 2010
Данный урок показывает многообразие родственных связей семьи Пушкиных, кровные узы, сложность взаимоотношений, рассказывает о смене поколений и эпохах, в которых они жили, о традициях и устоях того времени.
-
Методическая разработка урока на тему "В поисках потерянной души" 2010
Урок внеклассного чтения по рассказу Виктории Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" проводится в 10-м классе. В нем учащиеся делают обобщения и выводы по идейно-тематическому содержанию, дают оценку поведению героев рассказа: Анны, Олега и Ирочки.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Образ эпохи XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с героическим миром прошлого, с эпохой Ивана Грозного и тем самым подготовятся к культуроведческому восприятию поэмы Лермонтова. При этом они вспомнят лирические произведения поэта, факты его биографии, повлиявшие на характер творчества.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина". Стихотворение "Узник" 2010
Урок литературы в 6-м классе служит активизации познавательной деятельности, развитию речевой культуры и творческих способностей учащихся. Начинается он с интриги, которая создает эмоциональный настрой, вызывает интерес. Творческое домашнее задание тоже способствует этому.
-
Урок-праздник по творчеству Сергея Тимофеевича Аксакова 2010
Центральным вопросом урока являются жизненные заветы Аксакова – дарить людям счастье, воспитывать в себе мужество и твердость духа, любить Родину, чувствовать не только гордость, но и ответственность за свою страну. На уроке преподаватель формирует новые знания о творчестве Аксакова.
-
Урок литературы по теме "Тайна Блудова болота" 2010
Третий урок в изучении сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» в 6-м классе по программе под редакцией В.Я.Коровиной. Урок является результатом большой подготовительной работы групп, получивших условные названия и конкретные задания. Таким образом, были задействованы все учащиеся класса, выбравшие направления работы по интересам.
-
Поэтический журнал "И пробуждается поэзия во мне…" (по жизни и творчеству А.С. Пушкина) 2010
Поэтический журнал познакомит с событиями и людьми, которые стали поэтическим вдохновением для поэта. Журнал состоит из трех страниц: о детстве поэта; о лицейских годах; о женщинах, в которых Пушкин был влюблен, и о лирике, посвященной этому прекрасному чувству.
-
Н.В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Ночь чудес и справедливости 2010
Перед уроком учащимся было предложено найти материал о Рождестве, колядках. Учитель разделил класс на группы, которые должны были подготовить материал о персонажах повести. В ходе урока учащиеся должны выяснить, почему ночь перед Рождеством - это ночь чудес и справедливости.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "В Петербурге и в Москве" 2010
В основе урока лежит интерактивная технология и технология эвристической образовательной ситуации, что позволяет выявить личностные качества, эмоционально-ценностное отношение к миру каждого ученика.
-
Картины природы в живописи, музыке и лирике И.А. Бунина 2010
На данном уроке шестиклассники учатся воспринимать художественное совершенство и неповторимость лирики И.А. Бунина, зачаровывающую музыку его стиха, красоту выраженных чувств, испытывать эстетическое наслаждение от соприкосновения с поэзией, музыкой, живописью, развивают навыки анализа поэтического текста.
-
"Смерть Базарова. Автор и его герой. Споры вокруг романа. Развитие понятия о романе" 2010
Представлен последний урок в изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Подводятся итоги размышлений о романе, о главном герое Базарове. Выясняются взаимоотношения автора и героя. Даются основные положения критических статей о романе. Развивается понятие о жанре романа.
-
Вольнолюбивый характер лирики Пушкина. Анализ стихотворения "Во глубине сибирских руд" 2010
Урок знакомит учащихся с историей декабристского восстания, вольнолюбивым характером лирики А.С. Пушкина. При объяснении материала используются мультимедийные презентации, что позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. На уроке используются межпредметные связи с историей.
-
Фрагмент книги В.Конецкого "Кто смотрит на облака" 2010
Основной целью урока является знакомство с творчеством Конецкого, его краткой биографией. Познакомиться с героями его рассказа "Тамара", с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении. Урок углубляет представление о внутреннем монологе.
-
Тема "О любви, о женщине, о жизни! 2010
Урок расширяет представление о творчестве В.Распутина, познакомив с одним из последних рассказов писателя, способствует развитию логического мышления, устной монологической и диалогической речи, формирует правовые и нравственные ориентиры.
-
Этико-правовой компонент на уроках литературы 2010
Автор статьи работает над темой "Этико-правовое воспитание на уроках литературы". Для этого используется на уроках учебно-методический комплекс "Вокруг тебя мир", в качестве дополнительного материала на уроках внеклассного чтения, а также на уроках развития речи.
-
Урок в 8-м классе по творчеству Н.В.Гоголя "О правде жизни написал он" 2010
Данный урок прививает любовь к творчеству Н.В. Гоголя на основе изучения пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор», знакомит учеников с творчеством и жизнью Н.В. Гоголя и позволяет расширить кругозор детей.
-
Урок по теме: «Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич» 2010
В центре обсуждения предлагаемых уроков по образам помещиков – проблемный вопрос: почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает его Плюшкиным? Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа.
-
Игра-викторина для первоклассников "Зимние загадки" 2010
Как известно, у первоклассников ещё сильна игровая мотивация. Поэтому в статье используются различные игры, преследуя при этом несколько целей: расширение кругозора, развитие речи, сплочение детского коллектива.
-
Урок литературы в 7-м классе. "Последняя поэма" И.С. Тургенева 2010
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, с особенностями жанра. В ходе занятия расширяются знания учащихся о жизненном и творческом пути Тургенева, приводятся интересные факты из истории создания стихотворений, углубляются знания литературных особенностей стихотворений в прозе, а также расширяется материал программы.
-
Урок литературы по теме "Роль художественной детали в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.
-
Игра-викторина по сборнику Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" 2010
Материалы викторины можно использовать как во внеклассной работе по литературе, так и на уроках внеклассного чтения. Задания способствуют расширению читательского кругозора учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + история) «Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"» 2010
О XVIII веке говорят: "Столетие безумно и мудро и до конца не разгадано". С одной стороны, в России господствует крепостное право, с другой - происходит культурный переворот.
-
Лирика С.А. Есенина. Урок на тему "Прекрасна Земля и на ней человек" 2010
Урок состоит из трех частей: определение проблемы, темы, ответы на вопросы и творческая работа учащихся. На уроке были рассмотрены особенности мира любви поэта в процессе групповой и творческой работы.
-
В поисках счастья (по произведениям писателей второй половины XIX века) 2010
На уроке используется групповая форма работы с учащимися. Школьники, рассуждая, находя главное, через понимание литературно-художественного произведения и персонажей как воплощения особенностей авторского видения мира и человека приходят к пониманию философского понятия «счастье».
-
Роль курса "Русская словесность" в духовном развитии школьника 2010
Все более актуальной становится проблема сохранения национального языка. Одна из возможностей возрождения подлинного интереса к русской культуре : путь интеграции русского языка и литературы. С целью решения проблемы обращаемся к курсу "Русская словесность". На первых уроках словесности вводится и постепенно развивается понятие "Внутреннее движение души". Последняя ступенька – умение выразить свое восприятие мира словом.
-
Художественное своеобразие романа В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени" 2010
Представленный урок-лекция с элементами беседы в 11-м классе входит в систему уроков "Литература последних десятилетий XX века". Урок включает в себя работу с интерактивной доской, таблицей, текстами произведения В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени", а также анализ романа по схеме "Субъектные и внесубъектные формы выражения авторской позиции".
-
Урок литературы по теме "Рождение метафоры" 2010
Когда мы читаем стихи, мы душой чувствуем их прелесть, но как создается образ? Какие средства имеются в распоряжении поэта? Одним из самых ярких и одновременно сложных для восприятия средств художественной выразительности является метафора. Как она "рождается"? На этот вопрос поможет ответить наблюдение за художественным материалом - стихами С.А. Есенина.
-
Урок литературы в 10-м классе. По страницам "Фрегата "Паллады" И.А. Гончарова 2010
Воспроизведенный в начале урока диалог позволил ученикам узнать о том, как в петербургском свете восприняли новость о кругосветном путешествии Гончарова. На уроке ребята получили представление об истории экспедиции 1852–854 гг. на фрегате "Паллада", об участии Гончарова в плавании и о том, как полученные знания и впечатления писателя позже отразились в его путевых очерках "Фрегат "Паллада".
-
"Вишневый сад" А.П. Чехова и "Дом, где разбиваются сердца" Б.Шоу 2010
Сопоставляя произведения, мы должны выделить общие черты: Б.Шоу, как и Чехов, обращается к теме буржуазно-дворянской интеллигенции; сценическое движение его пьесы аналогично чеховскому, когда первый акт выглядит как эпилог, а последний - как пролог; автор приглушает конфликт, подавая героев в двойном освещении, и не предъявляет явного злодея.