Литература
-
Урок-исследование по литературе в 9-м классе. А.С. Грибоедов. "Горе от ума" 2010
Урок может способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитию речевых навыков.
-
А.С. Пушкин. Романтизм - жизнь или искусство? 2010
Предлагаемый урок - репродуктивный урок аналитического мышления. На данном уроке происходит закрепление понятия "романтизм", формирование умения выделять в творчестве Пушкина и других писателей романтические тенденции, делать выводы и обобщения теоретического характера, умение составлять логическую схему сложного уровня.
-
Сентиментализм. А.Н. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву" 2010
Урок литературы в 8-м классе, составленный по методике заслуженного учителя России, профессора В.В. Шогана, посвящен литературному направлению – сентиментализму и творчеству А.Н.Радищева. На данном уроке учащиеся должны научиться вести аргументированную литературную дискуссию.
-
Петербург Блока 2010
Петербург... Уникальность этого города в том, что почти все русские писатели и поэты запечатлели этот город в своих произведениях, показали его исключительность, единственность и тем самым создали некий памятник под названием "Петербургский текст".
-
Интегрированный урок литературы и биологии "Озеро Иткуль: вчера и сегодня" 2010
Интегрированный урок-конференция рассчитан на два часа с учащимися среднего звена общеобразовательной школы. Конечным результатом проведения урока-конференции "Озеро Иткуль: вчера и сегодня" является изучение биологических и экологических особенностей озера Иткуль, легенд, связанных с ним, творчества местных поэтов.
-
Пейзажно-философская лирика Ф.И. Тютчева 2010
Для поэта-философа картины природы становятся средством постижения Вселенной и осмысления тайн мироздания. Это мироощущение поэта – отправная точка при анализе стихотворений. Главным на уроке станет раскрытие идейного содержания стихотворений с целью выявления философского начала.
-
Урок по спецкурсу "Развитие психосоциальной компетенции учащихся на основе интеграции литературы и психологии" "Герменевтика заголовка, или Как научиться принимать решение" (по рассказу Л.Петрушевской "Подснежник") (6-й класс) 2010
Анализ рассказа Л.Петрушевской «Подснежник» и психологические тренинги, представленные в памятке, призваны помочь шестиклассникам развить психосоциальные компетенции, в частности умения не поддаваться дурному влиянию и умения принимать решения в непредсказуемых ситуациях.
-
"Имя твое бессмертно" (литературно-музыкальный монтаж, посвященный М.Джалилю) 2010
Литературно-музыкальная композиция посвящена всемирно известному татарскому поэту Мусе Джалилю. Композиция повествует о самых сложных и противоречивых годах, проведенных Джалилем в тюрьме Моабит.
-
Интеллектуальная игра "Самый умный" 2010
Игра – это эффективная форма контроля знаний и умений обучающихся. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка. Данное внеклассное мероприятие позволяет систематизировать знания обучающихся, стимулировать их познавательную активность, вызывает интерес к изучаемому предмету.
-
Интегрированный урок по литературе и истории на тему "Русский человек на войне" (на примере рассказа М.Шолохова "Судьба человека") 2010
Данный урок поможет учащимся посмотреть на события Великой Отечественной войны глазами М.Шолохова, на примере его рассказа «Судьба человека», проследить жизненный путь главного героя Андрея Соколова и показать, как русский солдат проявляет свой национальный характер в сложной жизненной ситуации и сохраняет человечность.
-
Урок-презентация "Родословная А.С. Пушкина" 2010
Данный урок показывает многообразие родственных связей семьи Пушкиных, кровные узы, сложность взаимоотношений, рассказывает о смене поколений и эпохах, в которых они жили, о традициях и устоях того времени.
-
Методическая разработка урока на тему "В поисках потерянной души" 2010
Урок внеклассного чтения по рассказу Виктории Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" проводится в 10-м классе. В нем учащиеся делают обобщения и выводы по идейно-тематическому содержанию, дают оценку поведению героев рассказа: Анны, Олега и Ирочки.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Образ эпохи XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с героическим миром прошлого, с эпохой Ивана Грозного и тем самым подготовятся к культуроведческому восприятию поэмы Лермонтова. При этом они вспомнят лирические произведения поэта, факты его биографии, повлиявшие на характер творчества.
-
Урок литературы в 6-м классе по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина". Стихотворение "Узник" 2010
Урок литературы в 6-м классе служит активизации познавательной деятельности, развитию речевой культуры и творческих способностей учащихся. Начинается он с интриги, которая создает эмоциональный настрой, вызывает интерес. Творческое домашнее задание тоже способствует этому.
-
Урок-праздник по творчеству Сергея Тимофеевича Аксакова 2010
Центральным вопросом урока являются жизненные заветы Аксакова – дарить людям счастье, воспитывать в себе мужество и твердость духа, любить Родину, чувствовать не только гордость, но и ответственность за свою страну. На уроке преподаватель формирует новые знания о творчестве Аксакова.
-
Урок литературы по теме "Тайна Блудова болота" 2010
Третий урок в изучении сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца» в 6-м классе по программе под редакцией В.Я.Коровиной. Урок является результатом большой подготовительной работы групп, получивших условные названия и конкретные задания. Таким образом, были задействованы все учащиеся класса, выбравшие направления работы по интересам.
-
Поэтический журнал "И пробуждается поэзия во мне…" (по жизни и творчеству А.С. Пушкина) 2010
Поэтический журнал познакомит с событиями и людьми, которые стали поэтическим вдохновением для поэта. Журнал состоит из трех страниц: о детстве поэта; о лицейских годах; о женщинах, в которых Пушкин был влюблен, и о лирике, посвященной этому прекрасному чувству.
-
Н.В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Ночь чудес и справедливости 2010
Перед уроком учащимся было предложено найти материал о Рождестве, колядках. Учитель разделил класс на группы, которые должны были подготовить материал о персонажах повести. В ходе урока учащиеся должны выяснить, почему ночь перед Рождеством - это ночь чудес и справедливости.
-
Урок литературы в 10-м классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" на тему "В Петербурге и в Москве" 2010
В основе урока лежит интерактивная технология и технология эвристической образовательной ситуации, что позволяет выявить личностные качества, эмоционально-ценностное отношение к миру каждого ученика.
-
Картины природы в живописи, музыке и лирике И.А. Бунина 2010
На данном уроке шестиклассники учатся воспринимать художественное совершенство и неповторимость лирики И.А. Бунина, зачаровывающую музыку его стиха, красоту выраженных чувств, испытывать эстетическое наслаждение от соприкосновения с поэзией, музыкой, живописью, развивают навыки анализа поэтического текста.
-
"Смерть Базарова. Автор и его герой. Споры вокруг романа. Развитие понятия о романе" 2010
Представлен последний урок в изучении романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Подводятся итоги размышлений о романе, о главном герое Базарове. Выясняются взаимоотношения автора и героя. Даются основные положения критических статей о романе. Развивается понятие о жанре романа.
-
Вольнолюбивый характер лирики Пушкина. Анализ стихотворения "Во глубине сибирских руд" 2010
Урок знакомит учащихся с историей декабристского восстания, вольнолюбивым характером лирики А.С. Пушкина. При объяснении материала используются мультимедийные презентации, что позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и визуально. На уроке используются межпредметные связи с историей.
-
Фрагмент книги В.Конецкого "Кто смотрит на облака" 2010
Основной целью урока является знакомство с творчеством Конецкого, его краткой биографией. Познакомиться с героями его рассказа "Тамара", с некоторыми приемами анализа мотивов в художественном произведении. Урок углубляет представление о внутреннем монологе.
-
Тема "О любви, о женщине, о жизни! 2010
Урок расширяет представление о творчестве В.Распутина, познакомив с одним из последних рассказов писателя, способствует развитию логического мышления, устной монологической и диалогической речи, формирует правовые и нравственные ориентиры.
-
Этико-правовой компонент на уроках литературы 2010
Автор статьи работает над темой "Этико-правовое воспитание на уроках литературы". Для этого используется на уроках учебно-методический комплекс "Вокруг тебя мир", в качестве дополнительного материала на уроках внеклассного чтения, а также на уроках развития речи.
-
Урок в 8-м классе по творчеству Н.В.Гоголя "О правде жизни написал он" 2010
Данный урок прививает любовь к творчеству Н.В. Гоголя на основе изучения пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор», знакомит учеников с творчеством и жизнью Н.В. Гоголя и позволяет расширить кругозор детей.
-
Урок по теме: «Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич» 2010
В центре обсуждения предлагаемых уроков по образам помещиков – проблемный вопрос: почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает его Плюшкиным? Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа.
-
Игра-викторина для первоклассников "Зимние загадки" 2010
Как известно, у первоклассников ещё сильна игровая мотивация. Поэтому в статье используются различные игры, преследуя при этом несколько целей: расширение кругозора, развитие речи, сплочение детского коллектива.
-
Урок литературы в 7-м классе. "Последняя поэма" И.С. Тургенева 2010
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, с особенностями жанра. В ходе занятия расширяются знания учащихся о жизненном и творческом пути Тургенева, приводятся интересные факты из истории создания стихотворений, углубляются знания литературных особенностей стихотворений в прозе, а также расширяется материал программы.
-
Урок литературы по теме "Роль художественной детали в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.