Авторская программа элективного курса по литературе в 11-м классе "Литература и православие"

Разделы: Литература


Литература - одно из наиболее действенных средств, которое влияет на душу и ум подростка. История православной культуры насчитывает сотни лет. Без знания ее основ невозможно осмыслить произведения русских писателей, ибо их идеи во многом основаны на библейских сюжетах. По словам православной писательницы С.Шамаевой, «Православие – золотой ключ, которым можно открыть любую дверь, решить любую проблему. Православный взгляд на русскую литературу – единственно правильный, потому что наши русские писатели были православными людьми: они с материнским молоком впитали православные истины. Их произведения просто непонятны без православной трактовки». Русские писатели смотрели на жизненные события, характеры и стремления людей, озаряя их светом евангельской истины, мыслили в категориях православия. Этот подход выразил Николай Бердяев: «В русской литературе религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература … ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира”.

Гуманизация учебно-воспитательного процесса – одно из основных направлений модернизации современного образования. Помочь реализации данного направления призван элективный курс «Русская литература 20 века и нашего времени и православие», который состоит из введения, трех разделов и заключения. Курс рассчитан на один год обучения (11-й класс; 17 часов). Спроектирован как позиционно и смысло ориентированный. Он может быть использован как в общеобразовательных классах средней школы, так и в профильных классах с углубленным изучением литературы.

Цели элективного курса:

- ознакомление учащихся с влиянием православия на формирование мировоззрения писателей 20 века и наших дней;
- показ школьникам отражения православных мотивов в произведениях литературы 20 века и наших дней;
- осуществление межпредметных связей литературы и основ православной культуры, укрупнение дидактических компонентов;
- формирование личности ребенка, осознания им нравственных ценностей и проблем, мотивации к изучению отечественных культурных традиций.

Структура курса

Введение.
Ι раздел. Православные мотивы в русской литературе 20 века.
ІІ раздел. Православные мотивы в литературе наших дней.
Заключение.

Введение посвящено знакомству учащихся с основополагающими и наиболее известными сюжетами Библии, Евангелиями. Цель введения – подготовка к «видению» учащимися православных мотивов и их истолкованию в русской литературе 20 века и нашего времени.

Изучение Ι - ІІ разделов происходит параллельно с программным курсом. Данный элективный курс не дублирует школьную программу по литературе, а дополняет, углубляет ее, дает возможность на качественно новом уровне обобщить изучаемый в 11 классе материал и акцентирует внимание учащихся на духовно – нравственных проблемах, поднимаемых авторами изучаемых произведений. Это позволит расширить литературный кругозор учащихся и повысить воспитательный потенциал предметной области «Литература».

Основные формы, методы, приемы работы

Работа с текстом, лекция, рассказ, беседа, проблемный семинар, дискуссия, написание творческих, проектных, исследовательских работ, работа в группах.

Содержание программы 11 класс (17 часов)

Введение (2 часа)

Тема 1. Что понимать под термином «православная тема» в литературе? (1 час)

От открытий духовного бытия в русской классической литературе 19 века к поискам духовности в произведениях 20 века и нашего времени, отражение православной веры, национального самосознания. Использование писателями данного периода православных сюжетов.

Тема 2. Библия: историко-литературный аспект. (1 час)

Структура Библии. Евангелия. Десять библейских заповедей. Библейские сюжеты и образы: сотворение мира, изгнание Евы и Адама из рая, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, вавилонская башня, история Иосифа и его братьев, притча о блудном сыне, жизнь святого семейства, воскрешение Лазаря, тайная вечеря, разговор Понтия Пилата с Христом, распятие Иисуса, притчи Соломоновы.

Ι раздел. Православная тема в русской литературе 20 века (9 часов)

Тема 1. Понимание человека как неотъемлемой части Бога в произведениях И.А.Бунина. (1час)

Символы бездуховности в рассказе «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник» - прощание на пороге монастыря.

Тема 2. Православное прочтение рассказов любви А.И. Куприна. (1 час)

Уход от язычества, отрешенности от Христа – к Богу в рассказе «Олеся». Трагизм эпизода «Олеся приходит в церковь». «Да святится имя Твое» (роль молитвы в рассказе «Гранатовый браслет»). «Песнь Песней» - сюжетная и стилевая основа повести «Суламифъ».

Тема 3. Истолкование православных аспектов в творчестве М.Горького. (1 час)

Параллели Ларра – Иуда, Каин («Наказание тебе в себе самом»), Данко – Иисус Христос (страдание за людей) в рассказе «Старуха Изергиль». Герои- босяки «без Бога в душе» в рассказе «Челкаш» и пьесе «На дне». Ключевая проблема веры в Бога как силы, способной изменить реальность в пьесе «На дне». Право героев на «землю обетованную». Образ Луки, старца, странника.

Тема 4. Религиозные мотивы в поэзии Серебряного века. (1 час)

«Старшие символисты». Д.С.Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». А.Белый «О религиозных переживаниях». К.Бальмонт. Любовь к Богу в стихотворениях «Молебен», «Молитва вечерняя», «Бледная страна». «Боль о безбожной России » в поэзии И.Северянина (стихотворения «Зарею жизни», «Пролог»).

Тема 5. Ненависть А.Блока к атмосфере духовного разложения пред- и революционных лет. (1 час)

Развитие в ранней лирике Блока соловьевской идеи религиозно- нравственного преображения мира, православной картины мира. Сближение образа Прекрасной Дамы и Богородицы, Богоматери, России. Тема святости и греха в поэме «Двенадцать». Стихия деяний и шествия двенадцати красноармейцев, апостолов новой жизни. Символичность образа Христа в поэме.

Тема 6. Творчество С.Есенина и В.Маяковского в религиозном контексте. (1 час)

Роль религиозных мотивов в создании образа Руси. Восприятие православного календаря в сборнике С.Есенина «Радуница». Поэма «Микола» о Святом Николае Мирликийском, покровителе крестьянской Руси. Образ райской страны в поэме Есенина «Инония».

Стихотворение В.Маяковского «Послушайте!» в религиозном контексте. Отожествление судьбы поэта с вехами жизни Христа, образ Иоанна Предтечи, обобщенное библейское имя Мария в поэме «Облако в штанах».

Тема 7. Православный подход к прочтению поэмы А.Ахматовой «Реквием». (1 час)

Тема мученичества, Богоматери в поэме. Образ Магдалины.

Тема 8. Трактовка образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1 час)

Библейский сюжет в романе. Отход от традиционных канонических представлений, основанных на четырёх евангелиях и апостольских писаниях.

Тема 9. Традиции святоотеческой духовности в повести И.Шмелева «Лето Господне». (1 час)

Православные праздники и радости в повести.

ІІ раздел. Православные мотивы в литературе наших дней (5 часов)

Тема 1. Православные мотивы в публицистике наших дней. (1 час)

Е.Евтушенко. Отрывок из статьи «ко всякому удару молитва». Д.Лихачев. Духовные напутствия молодежи. Л.Жуховицкий. «Жабий бунт, или замуж за богатого».

Тема 2. Православный контекст произведений В.Распутина. (1 час)

«Молений и молний взаимная сила» (В. Шаламов): новеллистика Распутина рубежа 20 и 21 веков. Боль за русский народ, душу, судьбу страны, пути выхода из «безвременья» в повестях «В ту же землю», «Дочь Ивана, мать Ивана». Решение традиционной темы смирения и протеста, моления и противления злу.

Тема3. Писатели « православного крыла». (1 час)

Художественная публицистика В.Крупина, исполненная веры в спасительную для России роль православия. Рассказы «Прощай, Россия , встретимся в раю», «Крестный ход», «Люби меня, как я тебя», «Первая исповедь», «Марусины платки», «Женская дружба», «Молитва матери».

Тема 4. Православная тема повестей А. Лиханова последних лет. (1 час)

Повесть «Сломанная кукла». История трех Марий, перекличка их образов с библейской Марией Магдалиной. Дорога к храму как итог вариантов развития сюжета.

Повесть «Слетки». Современная интерпретация истории Бориса и Глеба, святых братьев – Страстотерпцев.

Тема 5. Исповедальность произведений О. Шестинского. (1 час)

Изображение страданий, сравнимых с библейскими, в блокадном рассказе «Мать моей матери». Связь времен в рассказах «Молитва радости», «Серафимовское кладбище», «Молись!..Мы еще сможем…». Разрушение Елизарьевского монастыря как символ разрушения и восстановления православия в России в рассказе «Божий человек». Вера в неотвратимость Божьего суда в сборнике стихов «Птица спасения».

Заключение (1 час)

Тема 1. Образы, сюжеты, детали, свидетельствующие об обращенности русской литературы 20 века и нашего времени к православным ценностям вневременного звучания. (1 час)

 Нравственные перспективы развития отечественной литературы. (1 час)

Предлагаемые темы письменных работ

1. Символы бездуховности в рассказе «Господин из Сан - Франциско» (по рассказу И.А. Бунина).
2. «Да святится имя Твое» (роль молитвы в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»).
3. А) Тема святости и греха в поэме «Двенадцать». Б) Символичность образа Христа в поэме А.А.Блока «Двенадцать».
4. Трактовка образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
5. Православные мотивы в литературе наших дней (анализ эпизода одного из изученных произведений).

Тематическое планирование элективного курса

Тема занятия

Количество часов по теме

Формы, методы, приемы, используемые на занятии

 

Введение

2 ч

 

1.

Тема 1. Что понимать под термином «православная тема» в литературе?

 От открытий духовного бытия в русской классической литературе 19 века к поискам духовности в произведениях 20 века и нашего времени, отражение православной веры, национального самосознания. Использование писателями данного периода православных сюжетов.

1 ч

Лекция учителя с элементами беседы

2

 

Тема 2. Библия: историко – литературный аспект.

Структура Библии. Евангелия. Десять библейских заповедей. Библейские сюжеты и образы: сотворение мира, изгнание Евы и Адама из рая, Каин и Авель, всемирный потоп, Ноев ковчег, вавилонская башня, история Иосифа и его братьев, притча о блудном сыне, жизнь святого семейства, воскрешение Лазаря, тайная вечеря, разговор Понтия Пилата с Христом, распятие Иисуса, притчи Соломоновы.

1 ч

Слово учителя, сообщения учащихся.

 

Ι раздел. Православная тема в русской литературе 20 века

 

9 ч

 

3

Тема 1. Понимание человека как неотъемлемой части Бога в произведениях И.А.Бунина.

 Символы бездуховности в рассказе «Господин из Сан-Франциско». «Чистый понедельник» - прощание на пороге монастыря.

1 ч

Работа с текстом, беседа, письменный ответ на вопрос

4

Тема 2. Православное прочтение рассказов любви А.И. Куприна.

Уход от язычества, отрешенности от Христа – к Богу в рассказе «Олеся». Трагизм эпизода «Олеся приходит в церковь». «Да святится имя Твое» (роль молитвы в рассказе «Гранатовый браслет»). «Песнь Песней» - сюжетная и стилевая основа повести «Суламифъ».

1 ч

Работа с текстом, беседа, письменный анализ эпизода, рассмотрение роли элементов сюжета произведения

 

5

Тема 3. Истолкование православных аспектов в творчестве М.Горького.

Параллели Ларра – Иуда, Каин («Наказание тебе в себе самом»), Данко – Иисус Христос(страдание за людей) в рассказе «Старуха Изергиль». Герои-босяки «без Бога в душе» в рассказе «Челкаш» и пьесе «На дне». Ключевая проблема веры в Бога как силы, способной изменить реальность в пьесе «На дне». Право героев на «землю обетованную». Образ Луки, старца, странника.

1 ч

Работа с текстом, проблемный семинар

 

6

Тема 4. Религиозные мотивы в поэзии Серебряного века. «Старшие символисты».

Д.С.Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». А.Белый «О религиозных переживаниях». К.Бальмонт. Любовь к Богу в стихотворениях «Молебен», «Молитва вечерняя», «Бледная страна». «Боль о безбожной России » в поэзии И.Северянина (стихотворения «Зарею жизни», «Пролог»).

1 ч

Обзорная лекция,

создание творческих работ, работа в группах.

7

Тема 5. Ненависть А.Блока к атмосфере духовного разложения пред- и революционных лет.

 Развитие в ранней лирике Блока соловьевской идеи религиозно-нравственного преображения мира, православной картины мира. Сближение образа Прекрасной Дамы и Богородицы, Богоматери, России. Тема святости и греха в поэме «Двенадцать». Стихия деяний и шествия двенадцати красноармейцев, апостолов новой жизни. Символичность образа Христа в поэме.

1 ч

Работа с текстом, дискуссия, письменный ответ на вопрос

 

8

Тема 6. Творчество С.Есенина и В.Маяковского в религиозном контексте.

Роль религиозных мотивов в создании образа Руси. Восприятие православного календаря в сборнике С.Есенина «Радуница». Поэма «Микола» о Святом Николае Мирликийском, покровителе крестьянской Руси. Образ райской страны в поэме Есенина «Инония». Стихотворение В.Маяковского «Послушайте!» в религиозном контексте. Отожествление судьбы поэта с вехами жизни Христа, образ Иоанна Предтечи, обобщенное библейское имя Мария в поэме «Облако в штанах».

1 ч

Работа с текстом, написание проектных, исследовательских работ

 

9

Тема 7. Православный подход к прочтению поэмы А.Ахматовой «Реквием».

Тема мученичества, Богоматери в поэме. Образ Магдалины.

1 ч

Работа с текстом, беседа

 

10

Тема 8. Трактовка образа Иисуса Христа как идеала нравственного совершенства в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 Библейский сюжет в романе. Отход от традиционных канонических представлений, основанных на четырёх евангелиях и апостольских писаниях.

1 ч

Работа с текстом, написание творческой работы по развитию речи

 

11

Тема 9. Традиции святоотеческой духовности в повести И.Шмелева «Лето Господне».

Православные праздники и радости в повести.

1 ч

Работа с текстом, лекция, беседа, работа в группах.

 

ІІ раздел. Православные мотивы в литературе наших дней

5 ч

 

12

 Тема 1. Православные мотивы в публицистике наших дней.

 Е.Евтушенко. Отрывок из статьи «ко всякому удару молитва». Д.Лихачев. Духовные напутствия молодежи. Л.Жуховицкий. «Жабий бунт, или замуж за богатого».

1 ч

Работа с текстом, проблемный семинар

 

13

Тема 2. Православный контекст произведений В.Распутина.

«Молений и молний взаимная сила» (В. Шаламов): новеллистика Распутина рубежа 20 и 21 веков. Боль за русский народ, душу, судьбу страны, пути выхода из «безвременья» в повестях «В ту же землю», «Дочь Ивана, мать Ивана». Решение традиционной темы смирения и протеста, моления и противления злу.

1 ч

Работа с текстом, беседа

 

14

Тема3. Писатели «православного крыла».

Художественная публицистика В.Крупина, исполненная веры в спасительную для России роль православия. Рассказы «Прощай, Россия , встретимся в раю», «Крестный ход», «Люби меня, как я тебя», «Первая исповедь», «Марусины платки», «Женская дружба», «Молитва матери».

1 ч

Работа с текстом, лекция, рассказ, беседа, проблемный семинар, дискуссия, написание творческих, проектных, исследовательских работ, работа в группах.

15

Тема 4. Православная тема повестей А. Лиханова последних лет.

Повесть «Сломанная кукла». История трех Марий, перекличка их образов с библейской Марией Магдалиной. Дорога к храму как итог вариантов развития сюжета.

Повесть «Слетки». Современная интерпретация истории Бориса и Глеба, святых братьев – Страстотерпцев.

1 ч

Работа с текстом, письменный ответ на вопрос

 

16

Тема 5. Исповедальность произведений О. Шестинского.

Изображение страданий, сравнимых с библейскими, в блокадном рассказе «Мать моей матери». Связь времен в рассказах «Молитва радости», «Серафимовское кладбище», «Молись!..Мы еще сможем…». Изображение разрушения Елизарьевского монастыря как символа разрушения и восстановления православия в России в рассказе «Божий человек». Вера в неотвратимость Божьего суда в сборнике стихов «Птица спасения».

1 ч

Работа с текстом, беседа

 

 

Заключение

1 ч

 

17

Тема 1. Образы, сюжеты, детали, свидетельствующие об обращенности русской литературы 20 века и нашего времени к православным ценностям вневременного звучания.

Нравственные перпективы развития отечественной литературы.

1 ч

Лекция

 

Литература

1. Барская Е.А.Урок внеклассного чтения по главе «Пасха» повести И.С.Шмелева «Лето Господне». - Литература в школе. №2, 2003.
2. Безродный М.В. Из истории русского христианства.- М.: Логос, 1992.
3. Белая Г. художественный мир современной прозы.М., 1983.
4. Белобородова В.Н. Урок по рассказу В.Распутина «В ту же землю». - Уроки литературы. № 2, 2001.
5. Библия. - М.: Российское библейское общество, 1995.
6. Бодрова Н.А. Творчество А.А.Ахматовой и М.И.Цветаевой в школьном изучении. - Самара, 1994.
7. Воспоминания о «серебряном веке». М., 1993.
8. Гаспаров В.М. Новый Завет в произведении М.А. Булгакова, литературные мотивы. Очерки русской литературы 20 века – М.: 1994.
9. Грачева И. Грани самоцветов. - Литература в школе. №2, 1998.
10. Громов П.А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986.
11. Гулин А.В. «В сердце светит Русь…» Духовный путь Сергея Есенина. - Литература в школе. № 4-5, 2001.
12. Дунаев М.М. Православие и русская литература. М., 1996.
13. Евтушенко Е. отрывок из статьи «Ко всякому удару молитва». - Уроки литературы. №9, 2003.
14. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.
15. Есаулов И. Мистика в поэме «Двенадцать» А.Блока. - Литература в школе. №5, 1998.
16. Журавлев В.П. «Словесным опален огнем». - Литература в школе. №5, 2001.
17. Жуховицкий Л. Жабий бунт, или замуж за богатого.-М., Ежемесячный литературно-художественный журнал для подростков «Мы», №11, 2007.
18. Залотусский И. А.Блок и русская классическая традиция 19 века. - Литература, №34, 1997.
19. Захаров В.Н. Художественно-философский мир Есенина. - Литература в школе. № 2. 2004.
20. Злочевская А.В. Роль мистико-религиозного подтекста в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». Русская словесность. 2005, №5.
21. Иванов Н.Н. «Человек все может…лишь бы захотел» Пьеса А.М. Горького «На дне». - Литература в школе. №7, 2003.
22. Иванова Е.А. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать». - Литература в школе. №3, 1993.
23. Калашникова Г.А. «Благослови… на путь и правды и любви…». Урок внеклассного чтения по стихотворению И.Бунина «Ангел». – Литература в школе. №12, 2006.
24. Калинин Ю.А. Библия : историко – литературный аспект. - Русский язык и литература в школах Украины, №3, 1989.
25. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского.М., 1990.
26. Карпов И.П. Жажда праведности. И.С.Шмелев. «Богомолье». - Литература в школе. №2, 2003.
27. Карпович Н.В. Размышления о поэме А.А. Блока «Двенадцать». – Литература в школе. №8, 2000.
28. Кирилова И. Литературное и живописное воплощение образа Христа. Вопросы литературы, № 4. - М.: Просвещение, 1991.
29. Колобаева Л. Концепция личности в русской литературе 19-20 веков. М.,1990.
30. Колокольцев Е.Н.Праздники и радости И.С. Шмелева и Б.М. Кустодиева.- Уроки литературы. №8, 2003.
31. Кузнецова М.С. Чтоб душа не оскудела. Урок по повести «Сказание и страдание и похвала святым мученикам Борису и Глебу».- Литература в школе. №3, 1996.
32. Кураев А. «Мастер и Маргарита» - за Христа или против. М., 2004.
33. Лейдерман Н. Бремя и величие скорби («Реквием» в контексте творческого пути А.Ахматовой).- Литература в школе. №2 , 1994.
34. Лихачёв Д.С. Письма о добром и вечном. – М.: НПО «Школа» Открытый мир, 1996.
35. Лумина С. Монолог Пилата. Огонёк, № 47 – М.: 1997.
36. Любомудров А.М. Церковность как критерий культуры .Русская литература и христианство. СПб., 2002.
37. Макарова С.А. «Вхожу я в темные храмы»А.А. Блока.- Литература в школе. №8, 2000.
38. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». - Литература в школе. №1, 5, 7 ,2002.
39. Михайлов А. «Я хочу быть понят родной страной ».- Литература в школе. №2, 1992.
40. Михайлов О. Строгий талант. И.А.Бунин. М., 1976.
41. Морозов Н.Г. Традиции святоотеческой духовности в повести И.С. Шмелева «Лето Господне».- Литература в школе. №3, 2000.
42. Муромский В.П. К Горькому живому, нехрестоматийному. - Литература в школе. №6, 1992.
43. Мусатов В. Поэтический мир Сергея Есенина . - Литература в школе. №6, 1995.
44. Пастухов Л. Поэт и мир. Урок по лирике Есенина.- Литература в школе. №5, 1990.
45. Петров А. Кому отдать гранатовый браслет.- Нева, №1, 1994.
Пинаев С.М. Над бездонным провалом в вечность. Русская поэзия серебряного века. М., 2001.
46. Полтавец Е.Ю.Рассказ И.Бунина «Чистый понедельник».- Литература в школе. №7, 2001.
47. Попова Е В. Духовные ценности в отечественной философии и литературе. Литература в школе. № 7, 2003.
48. Потапова Т.В. «Ключи Марии » С.А.Есенин. - Литература в школе. №5, 2001.
49. Роднянская И.Б. трагическая муза Блока. - М., 1989.
50. Рослякова Л. Если пренебречь любовью.- Литература в школе. №4, 1995.
51. Русская поэзия «серебряного века». 1890-1917: Антология.Под ред. Гаспарова, И.Корецкой. М., 1993.
52. Соловей Т.Г. «Я мечтою ловил уходящие тени…». – Уроки литературы/ приложение к журналу «Литература в школе». №12. 2006.
53. Степанова Т.М. Учит, учительствуя .- Литература в школе, №6, 2001.
54. Страшнов С. Агитатор и подросток. Поэзия Маяковского в выпускном классе.- Литература в школе. №6, 1994.
55. Сурганов В. человек на земле: Историко – литературный очерк.М., 1975.
56. Танкова Н. Урок по рассказу И.Бунина «Господин из Сан - Франциско». Литература в школе , 1996, №2.
57. Троицкий В.Ю. Пьеса М.Горького «На дне». - Литература в школе. №8, 1998.
58. Ханов В.А.Драма М.Горького «На дне»: идейные истоки, проблема пути. - Литература в школе.1996, №4.
59. Чепурная О.Н. Очерк И.С. Шмелева «На Святой» .«И будет еще хорошее» Литература в школе. №4, 2001.
60. Черников А.П. Опыт духовного романа. «Пути небесные» И.С.Шмелева. Литература в школе. №2, 2003.
61. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына: Пособие для поступающих в вузы. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1995.