Урок литературы. Ю.Н. Куранов "Великая прекрасная княгиня" (8–9–е классы)

Разделы: Литература


Цели урока: знать содержание произведения; понять, какие духовно-нравственные ценности утверждаются автором; воспитывать любовь к Родине, формировать интерес к творчеству писателя.

Словарь:

Честь  – достойные уважения и гордости моральные качества  и этические принципы личности
Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.
Достоинство – сознание своих человеческих прав, моральных ценностей и уважение их в себе.
Принцип – убеждение, взгляд на вещи.
Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Теория литература: эссе.

Оборудование урока: презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Перед уроком ребята получили задание:

Всем прочитать Ю.Н.Куранова «Великая прекрасная княгиня».

Задания в группах:

1-я группа

1. Сообщение о Ю. Куранове.
2. Наизусть стихотворение К. Куранова «Над Куликовым полем слышен звон…»
3. Рассказ о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском (вариант – сочинение).

Словарь: эссе.

2-я группа

Наизусть фрагмент эссе Ю.Н. Куранова «Великая прекрасная княгиня».

Словарь: ода, честь, достоинство.

3-я группа

Наизусть стихотворение Ю.Куранова «Мы не умеем жить, молиться и страдать…»

4-я группа

1. Что общего в произведениях древнерусского автора и писателя-философа 20 века Ю.Н. Куранова?
2. Презентация «В гостях у З.А.Курановой» (по результатам экскурсии).
3. Наизусть стихотворение Ю.Н. Куранова «Зое».

ХОД УРОКА

1. Определение темы урока. Постановка целей и задач.

2. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем путешествие по замечательной книге Юрия Николаевича Куранова «Тепло родного очага». Многие из ребят получили её на курановских чтениях в подарок от Зои Николаевны Курановой, вдовы писателя. Нас ждут многие открытия, мы увидим красоту  духовных ценностей, почувствуем силу курановского слова. Удивительные страницы книги связаны с историей нашей Родины, с историей православия, с историей культуры. Сегодня, когда общество больно бездуховностью, очень важно помнить, кто мы и откуда, где наши корни и каким образом мы должны возродить то, что когда-то потеряли. Без высших, духовных ценностей человек, «народ теряет своё лицо», «испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным». (1)Литература, в том числе наследие Ю.Н. Куранова – это наши духовные корни, самые  великие сокровища – в ней!
Словарная работа: честь, достоинство, нравственность.

3. Беседа с учащимися

– Какие же это сокровища?

Духовные ценности

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ                                           ДОСТОИНСТВО, ЧЕСТЬ, КРАСОТА,
ДОБРО    
РОДИНА, ОТЧИЙ ДОМ, СЕМЬЯ                                    ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ 
КНИГА
МУЖЕСТВО, ДОБЛЕСТЬ                                                 СИЛА ДУХА, ТВЁРДОСТЬ ХАРАКТЕРА
ЧИСТОТА, ЦЕЛОМУДРИЕ                                              ВЕРНОСТЬ, ТЕРПЕНИЕ

– Этот ряд можно продолжать до бесконечности.
– А что мы знаем о Ю.Н. Куранове?

4. Реализация домашнего задания 1-й группы

1) Сообщение о Ю. Н. Куранове

– Случайно ли обращение Юрия Николаевича к теме духовных ценностей?
Писателя как никого другого очень волновали духовные, нравственные вопросы. Не случайно его книга называется «Тепло родного очага», а миниатюры, новеллы, зссе носят названия: «О красоте человеческих лиц», «Образ возвышенной любви», «Что такое целомудрие», «Брак и любовь», «Семья», «Тепло родного очага»…
– Послушайте, пожалуйста, стихи Ю.Н. Куранова и попробуйте определить, кому будет посвящён урок.

2) Чтение наизусть

Над Куликовым полем слышен звон:
Колокола к Непрядвинскому броду
Сбирает Русь со всех её сторон,
Со всех погостов скорбного народа.

Как храмы Божии в степи огни цветут,
И в полдня тяжкий зной, и в полночь стужи стылой
Тот светоносный жар сквозь тьму сияет тут
Над   каждой безымянною могилой.

Тут Сергиев молебн возносится в ночи,
Как шесть веков назад до самого рассвета,
И ревностно звенят шеломы и мечи
Над полем подвига монаха Пересвета.

О Матерь Божия! Наполни нас мольбой,
Наполни нас Божественным гореньем
И, как в былые дни, веди нас за собой
На праведную брань и благостное бденье.

3) Беседа с учащимися

– Кому же посвящён наш урок?
Одна из миниатюр книги «Тепло родного очага» называется «Великая прекрасная княгиня», поэтому на нашем уроке мы будем говорить не только о Дмитрии Донском, но и о его жене, Великой княгине Авдотье.
– Кто он, Дмитрий Донской?
Великий князь
Великий государственный муж
Великий полководец, воин
Великий святой, занявший достойное место в Соборе русских святых.
– А кого ещё мы должны поставить в один ряд с именем святого благоверного князя Дмитрия Донского?
Конечно же, мы называем имя величайшего святого Сергия Радонежского, великого молитвенника, печальника и заступника Земли русской.
– Что мы знаем о нём?
– Вспомним удивительные страницы из жизни двух святых.

Чтение фрагмента сочинения «Святые заступники Руси» (Фадеева Т.)

5. Реализация  домашнего задания 2-й группы

– Каким вы представляете себе Дмитрия Донского?
Он олицетворение мужества, доблести, силы и преданности, он патриот.  Именно эти качества привлекли писателя в великом русском Человеке.

1) Чтение наизусть учащимися  фрагментов эссе Ю.Н. Куранова «Великая прекрасная княгиня».
Вопрос перед чтением: определите особенности произведения.

2) Беседа по тексту.

– Открыли ли вы для себя нового Юрия Николаевича Куранова?
– Что можете сказать о нём?

ПОЭТ                                              ПРОЗАИК
ФИЛОСОФ                                     ПУБЛИЦИСТ
ХУДОЖНИК
ИСТОРИК

– Понравилась ли вам «Великая прекрасная княгиня»?

Словарь: эссе.

– В каком жанре написано произведение?

– В чём его особенность?

«Великая прекрасная княгиня» написана в жанре эссе. Юрий Николаевич обращается к истории жизни святого благоверного князя и его жены, цитируя житие древнерусского автора, вместе с тем он размышляет о вопросах нравственности, духовной жизни нашего времени.
– Мы говорили, что тема нравственности не случайна в творчестве Ю. Куранова. Он часто обращается к ней. Как вы думаете, почему?
Ю.Н. Куранова печалит то, что сегодняшнее поколение теряет многие духовные, нравственные ценности, забывает о них. К сожалению, старомодными становятся многие слова и понятия: Любовь, Целомудрие, Чистота, Верность. Может быть, это происходит потому, что изумительные произведения литературы, в том числе и древнерусской, мало кому известны в наши дни. Книга как духовное богатство обесценивается.
– Поэтому как упрёк нашему поколению звучат строки стихотворения Юрия Куранова.

 6. Реализация домашнего задания 3-й группы

Мы не умеем жить, молиться и страдать.
Мы не умеем сердцем верить в Бога.
Ужасна наша тёмная дорога,
Которой мы привержены шагать.

Мы безрассудно верим лишь себе,
Лишь на себя надеемся в невзгоде,
Приверженность земной своей природе
Нам кажется покорностью судьбе.

Мы не умеем ждать, надеяться, любить.
Мы непослушны, вздорны перед Богом.
И если нас судить сегодня строго,
Нас незачем и не за что щадить.

– О чём заставляют задуматься эти строчки стихотворения? Они о судьбах поколений, о смысле жизни,  о наших потерях.

Словарь: ода, честь, достоинство.

– Сегодня важно помнить и говорить об этом?

1) Беседа с классом

Если стихотворение Юрия Николаевича – это упрёк нам, то «Великая прекрасная княгиня» – это ода гению древнерусского автора.
– В чём же гениальность древнерусского произведения?
Гениальность его в том, что славя сильного, мужественного, доблестного князя, автор славит и хрупкую маленькую женщину, хранительницу домашнего очага. Это ода и в её честь. Как часто в нашей жизни сильным мужчинам порой не хватает надёжного плеча, заботы, доброго, тихого, сердечного слова, которые бы смогли уберечь семью, сохранить домашний очаг.
– Какие черты характера несёт в себе светлый облик Великой княгини Авдотьи? 
Великая княгиня несёт в себе Чистоту и Целомудрие, Верность и Терпение, Любовь и умение прощать, именно в этом её величие и красота. Она хранительница домашнего очага. В один ряд с ней можно поставить и Евпраксию Рязанскую, и игуменью Марию (Тучкову), и жён декабристов…
– А нам с вами важно помнить об этом?
– Почему Юрий Николаевич в первую очередь думает о девочках? Почему печалится об их нравственности?
Это будущие матери, жёны, хранительницы домашнего очага. Печалясь о нашей духовности, Юрий Николаевич показывает идеал женщины, семьи, отношений между мужем и женой.
– В чём видел его герой (Дмитрий Донской) залог успешной жизни своих детей? (В прочной и дружной семье, живущей в мире и согласии).
– Почему книгу свою писатель назвал «Тепло родного очага»?
Очаг – символ Семьи, Дома, Дружбы, Любви. А это и есть наша жизнь, наши ценности.

7. Реализация домашнего задания 4-й группы

1) Что общего в произведениях древнерусского автора и писателя-философа 20 века Ю.Н. Куранова?
Древнерусский автор и писатель ХХ века славят вечные непреходящие ценности:

ВЕРУ                                                      ЛЮБОВЬ                                                 НАДЕЖДУ
в                                                                 к                                                                 на
БОГА                                                       БОГУ                                                       БОГА 
ЧЕЛОВЕКА                                            СЕМЬЕ                                                    ЖИЗНЬ 
ЖИЗНЬ                                                   ОТЧЕМУ ДОМУ                                    ДРУЗЕЙ
РОДИНЕ

СЛАВЯТ: Доброту, Красоту, Честь, Достоинство.

– Почему на первом месте стоит слово Бог? Ю.Н. Куранов был глубоко верующим человеком, вера в Бога помогала ему создавать прекрасные произведения, переносить жизненные трудности. Об этом он делится с нами в духовных стихах:

Я изумительную жизнь
С рожденья получил от Бога,
Пусть нелегка моя дорога,
Но есть чем в жизни дорожить,
Но есть чем душу напитать,
Чем утолить духовный голод.
Я телом хвор, но духом молод
И верю в божью благодать.

–  Как вы думаете, что помогало Юрию Николаевичу в работе над женскими образами? (Образ собственной жены).

Вы участвовали в курановских чтениях, были в гостях у Зои Алексеевны Курановой, в доме писателя. Вспомните атмосферу этого дома., его теплоту, сердечность, покой. Вы не могли не почувствовать, что Зоя Алексеевна очень хороший человек и несёт в себе добро и красоту. Сегодня она много делает, чтобы познакомить людей с творчеством своего мужа.

– Предлагаю перенестись в дом  Курановых. Посмотрим презентацию «В гостях у З.А.Курановой» (Фадеева Т. 11-а).

2) Презентация «В гостях у З. А. Курановой» (Приложение 1)

Зоя Алексеевна была главной помощницей писателя и посвятила всю свою жизнь мужу. Это ей он посвятил дивные стихи:

Мы с тобою две робкие птицы,
Две затепленных Богом свечи,
Мы склонили усталые лица
И на таинстве Божьем молчим.
Мы, как две избяные лампады,
Под святою иконой замрём
Под Христовым напутственным взглядом,
Перед вечным Его алтарём,
В позднем храме, в тиши, на коленях –
Пусть душа утопает в слезах
Благодатных ночных песнопений,
Что, как слёзы, горят на устах,
Что, как росы, поют на ресницах
И над сердцем взлелеяли свет,
А поклоны, как мудрые птицы,
Распростёрлись молитвам вослед.
Наши души венчаются в Боге
Тишиною церковных огней
На пустынной осенней  дороге
Под прощальный полёт журавлей.
Мы две птицы в полях на рассвете,
Мы два сердца, горящих в одном,
Поднебесные Божии дети
Перед горним его алтарём.
Вседержитель, о Господи Боже,
Пред тобою распластанных ниц
Благодатью твоею умножи
Души кротко молящихся птиц.

Домашнее задание: прочитать  «Оду генералу Раевскому» Ю.Н. Куранова.

Литература:

  1. Куранов Ю. Вот моя музыка. Стихи, поэмы, гимны. – Калининград, 2005.
  2. Куранов Ю.Н. Великая прекрасная княгиня. // Тепло родного очага. – Калининград, 2003.
  3. Троицкий В.Ю. Русское слово как наследие. // Литература в школе. –  2009.  – № 9. – с.21
  4. Воскобойников В.М. Иллюстрированная православная энциклопедия. –  М., ЭКСМО, 2007.