Тип урока: интегрированный урок.
Цели и задачи урока:
Образовательные: Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия «литературный образ», «музыкальный образ», на примере баллады “Лесной царь”, подчеркнуть значение гениев (И. В.Гёте, В.А. Жуковский, Ф.Шуберт), показать, как звучат эти стихи на русском и немецком языках.
Развивающие: Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности. Расширить кругозор, повысить интеллектуальный уровень учащихся.
Воспитательные: Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание любви к литературе и иностранному языку, как к искусству слова и к великому искусству – музыке.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
Учитель литературы. Наш сегодняшний урок немного не обычен. Посвящён он «Взаимодействию слова и музыки» в балладе «Лесной царь». (Слайд 1)
Нам хотелось бы, чтобы каждый из вас нашёл сегодня в уроке что – нибудь для себя, чтобы урок пробудил в вас любовь к классике, искусству, поэзии, живописи, музыке, а также к произведению, которое связывает этих великих гениев слова и музыки. (Слайд 2)
А начнём знакомство с первооткрывателя этого произведения И.В.Гёте. (Слайд 3)
Учитель немецкого языка. Es gibt viele verschiedene schöne Dichter im Deutschland und im Russland. Heute sprechen wir über den großen deutschen Dichter Johann Wolfgang von Goethe und seine Ballade «Erlkonig»
Zuerst werden wir kurz die Biographie des Dichters Johann Wolfgang von Goethe kennenlernen.
Немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте -на-Майне. Это - основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826).
Гёте был многосторонне образованным человеком. (Слайд 4)
Поистине универсальный гений – поэт, драматург, романист, переводчик, литературный критик, мемуарист, живописец, искусствовед, режиссер, актер, ученый, ботаник, оптик, зоолог, минераловед, государственный деятель ...
Поразителен объем его лирического творчества: около 1000 стихотворений, примерно 35000 строк. Не осталось такого вида поэзии, в котором Гёте не создал бы шедевров. Тот, кто приобщится к его поэтическому космосу, научится распознавать неповторимое звучание его стиха.
Сообщения учащихся о Гёте.
Инсценирование баллады “Лесной царь” на немецком языке учащимися старших классов.
Дословный перевод баллады учителем немецкого языка.
Учитель литературы. Гёте переводили В.А.Жуковский, М.И.Цветаева, Ф.И.Тютчев, А.К.Толстой, А.А.Фет. В XX веке его по-новому и по-своему услышал и перевел Леонид Пастернак. Каждый новый удачный перевод Гёте считался в России событием.
Чтение учащимися по ролям баллады в переводе М.И. Цветаевой.
Кто так поздно скачет сквозь ветер и ночь? Это отец с ребёнком. Он крепко прижал к себе мальчика, ребенку у отца покойно, ребенку у отца тепло.— «Мой сын, что ты так робко прячешь лицо?» — «Отец, ты не видишь Лесного царя? Лесного царя в короне и с хвостом?» — «Мой сын, это полоса тумана!» — «Милое дитя, иди ко мне, иди со мной! Я буду играть с тобой в чудные игры. На побережье моем — много пестрых цветов, у моей матери — много золотых одежд!» — «Отец, отец, неужели ты не слышишь, что Лесной царь мне шепотом обещает?» — «Успокойся, мой сын, не бойся, мой сын, в сухой листве — ветер шуршит».— «Хочешь, нежный мальчик, идти со мной? Мои дочери чудно тебя будут нянчить, мои дочери ведут ночной хоровод,— убаюкают, упляшут, упоют тебя».— «Отец, отец, неужели ты не видишь — там, в этой мрачной тьме, Лесного царя дочерей?» — «Мой сын, мой сын, я в точности вижу: то старые ивы так серо светятся...» — «Я люблю тебя, меня уязвляет твоя красота! Не хочешь охотой — силой возьму!» — «Отец, отец, вот он меня схватил! Лесной царь мне сделал больно!» — Отцу жутко, он быстро скачет, он держит в объятиях стонущее дитя, доскакал до дворца с трудом, через силу,— ребенок в его руках был мертв.
Учитель литературы. Образ Лесного царя традиционен для германского фольклора. Стоит только вспомнить сказочников: братьев Гримм, Гауфа, Гофмана. Все они интересовались миром загадок, тайн, чудес. Жизнь им казалась торжеством неразгаданной тайны. Нередко таинственное обретало черты зловещие, злая судьба играла героями. Такова и баллада Гёте «Лесной царь»
В основу сюжета “Лесной царь” легла детская народная баллада “Дочери короля эльфов”, вдохновившая Гёте на создание образа Лесного царя – духа леса.
Учитель музыки о творчестве Ф. Шуберта. (Слайды 5, 6)
Звучит баллада “Лесной царь” Ф. Шуберта. (Слайды 7–12)
Учитель музыки. Перед вами были картины молодой московской художницы Янины Куштевской. Наряду со многими высоко оцененными театральными работами, Янина Куштевская часто соединяет в своих личных картинах искусство и литературу. Выставлялась она не только на Родине, но также и в Японии и Германии.
Творчество уже многих поэтов Янина перевоплатила в зримые образы, но её самая большая любовь принадлежит, всё-таки, Гёте. Серия работ «Лесной царь» («Erlkönig») написана в 2005 году, маслом по бумаге. Цикл «Лесной царь» сразу создаёт сильное впечатление: смотришь на эти картины, делаешь всё больше и больше открытий и скоро погружаешься в мир, в котором листья кажутся настоящими, а всё остальное – фантазией.
Учащиеся выражают своё мнение о прослушанном произведении и просмотренных картинах.
Учитель литературы. Баллада «Лесной царь» повествует о гибели ребёнка, измученного болезнью и страхом. Внимательно вслушайтесь в сюжет баллады: малютка гибнет не только от болезни, которая его мучает. В бреду он видит Лесного царя, слышит его речи, он испуган. Умирающий ребёнок представляет себе героев народных преданий. Страх перед их появлением живёт не только в сознании больного – это порождение народной фантазии и ужаса перед мрачным лесом в ночную пору, перед таинственными клубами тумана. Страх перед неведомым может погубить. Грустная и драматическая история, какими обычно являлись баллады.
Первоначально баллада была лирической хороводной песней и, следовательно, связывалась с танцем. Позже она стала лирическим стихотворением очень точного и строгого построения. (Слайд 13)
Есть баллады и в русском устном народном творчестве. Это, например, песни-баллады «Ванька-ключник», «Сестра и братья-разбойники» и др.
Переводить стихи очень трудно. И не всякий поэт может быть переводчиком. Переводчик должен свободно владеть языком, с которого он переводит. Только большие поэты могут быть переводчиками. Стихи Гёте переводили многие поэты: Заболоцкой, Цветаева, Лозинский, Миримский, Цариковская. Но переводы Василия Андреевича Жуковского в большинстве случаев воспроизводят подлинник с изумительной точностью. Пушкин называл Жуковского “гений перевода”.
Василий Андреевич Жуковский – поэт, чьё творчество оказало огромное влияние на целое поколение российских поэтов. (Слайд 14)
Сообщение учеников о В. А. Жуковском.
Учитель литературы. Баллады – один из любимых жанров Жуковского. Марина Цветаева так писала о переводе Жуковским баллады Гёте «Лесной царь»: «Вещи равновелики. Лучше перевести «Лесного царя», чем это сделал Жуковский, нельзя. И не должно пытаться. За столетие давности это уже не перевод, а подлинник. Это просто другой «Лесной царь».
Выразительное чтение учащимися баллады В. А. Жуковского «Лесной царь». (Слайд 15)
Беседа с классом
- Назовите героев баллады. А какие ещё образы встретились в балладе?
- Какое трагическое событие положено в основу сюжета?
- Каким представляется мальчику Лесной царь?
- Видит ли Лесного царя отец? Почему видение является только сыну?
- Как нагнетает автор атмосферу страха?
- Почему отец не спас ребёнка? Во что не верит отец, как объясняет он страх мальчика?
Слишком поздно он поверил в реальность чудесного мира, в правду народной и детской фантазии. В балладе присутствует загадочный мир. А читателю остаётся гадать, реальный или фантастический мир нарисован в балладе.
- Что же погубило мальчика?
У Жуковского ребёнок погибает из-за страха. У Гёте – от Лесного царя. У Жуковского всё просто. Ребёнок испугался, отец не сумел его успокоить, ребёнку показалось, что его схватили (может быть, ветка хлестнула), и из-за всего этого показавшегося ребёнок достоверно умер…
Туман над водой или белая борода Лесного царя, ветер, колышущий листья, или голос Лесного царя – что же на самом деле присутствует в произведении? Это и есть тайна баллады.
Итог урока
- Какие открытия вы сделали для себя на сегодняшнем уроке?
- Какие образы из баллады «Лесной царь» отложились в вашей памяти?
- Могут ли взаимодействовать между собой слово и музыка? (Слайд 16)