Литература
-
Развитие смыслового чтения как актуального направления современной педагогики 2022
Статья посвящена изучению специфики обучения смысловому чтению как одному из основных метапредметных учебных действий. В работе представлено понятие, виды и необходимость смыслового чтения, специфика обучения в начальной школе по данному направлению. Подробно представлена поэтапность формирования на уроках с младшими школьниками и описан опыт применения учителем.
-
Презентация к урокам по творчеству В.Я.Брюсова в 11-м классе 2022
Представлена презентация к урокам литературы по творчеству В.Я.Брюсова в 11-м классе.
-
Всероссийская олимпиада школьников по литературе и русскому языку (школьный этап) 2022
Представлен текст Всероссийской олимпиады школьников по литературе и русскому языку в старших классах (школьный этап).
-
"Своя игра" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс 2022
«Своя игра» по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" для учащихся 8-х классов предназначена для проведения на заключительном уроке после изучения и анализа текста. Также материал подойдет и для предметной недели литературы в школе. Данный вид работы помогает не только проверить знание текста, но и развивает навыки работы с текстом, улучшает устную речь учащихся.
-
Р.Брэдбери "Улыбка" 2022
Представлен анализ рассказа Р.Брэдбери "Улыбка".
-
Читающие дети: миф или реальность 2022
Подростки любят вступать в сообщества, поэтому эта особенность школьников была использована для названия уроков внеклассного чтения – клуб «Читариум». Один раз в месяц проводится заседание клуба, на котором учащиеся представляют прочитанное произведение.
-
Методическая разработка открытого урока по осетинской литературе в соответствии с ФГОС 2022
Представлена методическая разработка открытого урока по осетинской литературе.
-
Урок литературы в 5-м классе "Посмеемся вместе с Чеховым" 2022
Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П.Чехова и рассмотреть обзорно героев его ранних рассказов.
-
Ф.А.Абрамов нравственные проблемы рассказа «О чем плачут лошади» 2022
Цель урока: познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
-
Развитие творческих способностей детей на уроках литературного чтения 2022
Один из важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве детей и значении творческой работы для общего развития ребёнка. Существует распространённое мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарён особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к нему. Однако этот тезис является спорным, а с точки зрения школы недопустимым. Творчество живёт в большей или меньшей степени в каждом ребёнке. Мы находим у детей творческие процессы уже в самом раннем их возрасте. Лучше всего они выражаются в играх детей. И цель учителя – сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.
-
Викторина по творчеству Е.И.Чарушина, посвященная 120-летию со дня рождения писателя 2022
Представлена викторина по творчеству Е.И.Чарушина, посвященная 120-летию со дня рождения писателя.
-
Методы и формы работы учителя русского языка и литературы (из опыта педагогической деятельности учителя-словесника) 2022
Внедрение новых подходов к организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках русского языка диктуют необходимость совершенствовать методы и формы использования педагогических технологий на уроке, творчески подходить к их применению, иными словами, совершенствует профессиональные умения учителя русского языка и литературы. Для формирования профессионального самовоспитания школьников обычно использую технологию проектов или метод проектов. В данной технологии ребёнок рассматривается как уникальная личность, способна осознавать жизненные явления и выбирать правильное решение в различных ситуациях. Метод направлен на выполнение задач формирования и развития интеллектуальных умений, связанных критическим и творческим мышлением.
-
Технологическая карта урока. Чтение. Тема: "По О.Орлову «К неведомым берегам»" 2022
Цель урока: вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, знакомство учащихся с произведением О.Орлова «К неведомым берегам».
-
Сценарий тематического вечера "Бернс и Маршак" 2022
Задачи мероприятия: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством шотландского поэта Р.Бернса; систематизировать знания о деятельности С.Я.Маршака как поэта и переводчика, расширить кругозор школьников об особенностях переводов Маршака стихов Р.Бернса.
-
Материалы для изучения романа И.А.Гончарова "Обломов" 2022
В данной разработке представлены материалы, которые помогут при изучении в 10-м классе романа И.А.Гончарова «Обломов»: вопросы контрольной работы по содержанию романа, которые помогут обратить внимание учащихся не только на сюжет романа, но и на художественные приемы, используемые писателем при создании образов; вопросы к статье А.Добролюбова «Что такое обломовщина?»; вопросы к статье А.Гениса и П.Вайля «Обломов и «другие». Сравнение двух критических статей, написанных в разное время (19 и 20 век) помогут вести разговор о актуальности романа для своего времени и для современного читателя.
-
Урок литературы "Роль пейзажа в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" 2022
Цель урока: выявить роль пейзажа для раскрытия внутреннего мира Печорина.
-
Конспект урока по литературе. Тема: "Къоста, сæрыстыр стæм дæуæй!" 2022
Урочы нысантæ: кьостайы цард æмæ сфæлдыстады тыххæй нæ зонындзинæдтæ фæарфдæр кæнын; ныхасы рæзтыл бакусын; гуырын кæнын уарзондзинад нæ райгуырæн бæстæмæ æмæ мадæлон æвзагмæ.
-
Конспект открытого урока по литературе теме "Балц Дыгургоммæ. «Задæлесчы сызгъæрин Нана»" 2022
Урочы нысантæ: героикон зарджыты бындур раргом кæнын; бамбарын кæнын адæмон сфæлдыстады хуызтæ; гуырын кæнын цымыдисдзинад æмæ уарзондзинад нæ адæмон сфæлдыстадмæ, нæ историмæ, нæ хъæбатыртæм.
-
Презентация к уроку "Нырыккон нывкæнынад" 2022
Представлена презентация к уроку литературы.
-
Волшебный мир сказок А.С.Пушкина (урок литературного чтения в 3-м классе) 2022
Цель урока: расширить знакомство обучающихся с творчеством А.С.Пушкина; формировать интерес к чтению, книгам; закрепить знания сказок великого поэта.
-
Урок по чтению В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница" 2022
Цель урока: формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.
-
Конспект интегрированного урока литературного чтения и музыки в 4-м классе по теме «Родная природа в стихотворении Е.А.Баратынского «Весна, весна! как воздух чист!..» и в музыке С.В.Рахманинова» 2022
Цели урока: познакомить учащихся с произведением русской классической поэзии – стихотворением Е.А.Баратынского «Весна! Весна! как воздух чист; читать стихотворение Баратынского о родной природе и слушать музыкальные пейзажи С.В.Рахманинова, чтобы почувствовать единство человека и природы, увидеть в поэзии совершенство и красоту природы и мира; продолжить работу над анализом лирического стихотворения; поговорить о значении природы в жизни поэта и в жизни композитора, прочесть стихи поэта и прослушать музыкальные произведения композитора.
-
Писатели Хангаласского улуса 2022
Цель урока: Углубление знаний учеников о писателях Хангаласского улуса, работа с текстом.
-
Разработка литературно-музыкального вечера, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне "Помним! Гордимся! Благодарим!" 2022
Цели проведения мероприятия: расширение представления учащихся о литературе и музыке, посвященной Великой Отечественной войне; формирование чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну; воспитание почтительного отношения к старшему поколению, к памятникам войны.
-
Урок литературы в 5-м классе. К.Паустовский "Теплый хлеб" 2022
Задачи урока: актуализация и расширение знаний учащихся об эпических произведениях, в частности, о сказках, закрепление знаний об эпитетах; формирование внимательного читателя, способного увидеть характерные черты героев; формирование навыков выразительного чтения, умения отображать образы и характеры героев, умения пользоваться текстом для доказательства своего утверждения.
-
Тема блокады Ленинграда в литературе для детей – разговор о жизненных ценностях 2022
Блокада Ленинграда и выживание людей в этом городе – важнейшая веха в жизни нашего народа в годы войны и не только. Безусловно, нельзя не коснуться этой темы, изучая русскую литературу, русскую историю и культуру. Как правило, у школьников уже имеются какие-то, пусть и разрозненные знания о событиях в Ленинграде 1941 года. На уроке внеклассного чтения, учителю важно сделать основные исторические акценты о произошедших событиях, а также важно показать ученикам, как писатель видит и осмысливает эти события, рассказывая о жизни одной семьи. Мы предлагаем вести разговор на эту тему, опираясь на рассказ Г.Черкашина «Кукла» (уже прочитанный школьниками к уроку): произведение это небольшое, написано довольно простым, доступным учащимся языком, сюжет интересный, незатянутый, главный герой – ребенок). При этом очень важно, на наш взгляд, не превратить урок литературы в урок истории, а вывести школьников на разговор о жизненных ценностях, о нравственности, о человечности.
-
Приёмы формирования функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы 2022
Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащегося, всячески призывают учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей практике. Для учителей русского языка и литературы этот вопрос наиболее актуален. Где, как не на уроках русского языка и литературы, учиться понимать текст и тренировать грамотность. Что же такое функциональная грамотность?
-
Конспект итогового урока по литературе в 5-м классе. Обобщающая викторина по курсу литературы 5-го класса (дистанционное обучение) (учебник В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина) 2022
Цель урока: актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 5-го класса.
-
Галерея мёртвых и живых душ в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» 2022
Николай Васильевич Гоголь вместе со своим главным героем Павлом Ивановичем Чичиковым ведет читателей по галерее мертвых душ. Стиль, в котором выполнены их портреты, можно назвать гипертрофированным реализмом. Деформированные, уродливые человеческие лица на фоне деталей пейзажа и интерьера барской усадьбы.
-
Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М.Горького «На дне») 2022
Тема «дна» в творчестве А.М.Горького возникла не случайно. Во время своих скитаний по Руси он встречал людей, пребывающих на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, с «бывшими людьми», обитающими в подвалах и ночлежках, куда не проникает солнечный луч - свет надежды. Но характеры персонажей пьесы Горького не вызывают грустных, пессимистических чувств, их судьбы не оставляют ощущения мрачной безысходности. Ведь они способны радоваться и мечтать, предаваться сильным чувствам и сострадать, любить ближнего и вселять надежду. Не эти так другие «бывшие люди» смогут подняться со «дна», чтобы жить, сопротивляться печальной судьбе, протестовать против попрания достоинства личности.