Литературно-тематический иллюстрированный вечер «Я художник и народный поэт…», посвященный 159 годовщине со дня рождения Коста Хетагурова

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: Коста Хетагуров


Мероприятие проходит на сцене ДК с. Суадаг. Репродукций картин Коста демонстрируются на экране, который установлен на сцене.

Начинает звучать музыка «Элегия Коста».

Ведущий 1: (выходит с правой стороны сцены)

Я видел сон: Коста живым приснился.
«В горах, мой друг, - с укором он ронял, -
Я мужеством простых людей гордился,
Пред мудростью их голову склонял.

Бритаев Асланбек. «Коста в моем сне».

Ведущий 2:(выходит с левой стороны сцены)

Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда-нибудь к свободе проложить.

Сто пятьдесят девять лет родился Человек и Поэт, написавший эти проникновенные строки. Но и сегодня сквозь толщу времен мы будто слышим живой и вдохновенный голос поэта.

… Мне вашего счастья не нужно, -
В нем счастья народного нет…
В блестящих хоромах мне душно,
Меня ослепляет их свет…

Ведущий 1: … Все в нашем мире преходяще. Преходяща и сама жизнь человеческая - теплый огонек, зябко трепещущий на ледяном ветру Вечности. Но когда уходит в Вечность человек, щедро и бескорыстно, до капли отдавший всего себя, всю силу своего духа, совести и гения служению людям, - дела его продолжают жить. И продолжает жить в потомках благодарная, светлая и чистая память о нем…

Коста Леванович Хетагуров или, как просто и сердечно называют его в народе - Коста, родился в Северной Осетии в горном ауле Нар 15 октября 1859 года. Он был современником Врубеля, Серова, Герцена, Толстого, Некрасова, Чернышевского, Репина, Чайковского и других знаменитых людей.

Коста и самого с полным основанием можно причислить к созвездию славных имен, кто во имя счастья и процветания родной земли, родного народа готов пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью. В одном из стихотворений он писал:

- Я смерти не боюсь, - холодный мрак могилы
Давно меня манит безвестностью своей,
Но жизнью дорожу, пока хоть капля силы
Отыщется во мне для родины моей…

Я счастия не знал, но я готов свободу,
Которой я привык, как счастьем, дорожить,
Отдать за шаг один, который бы народу
Я мог когда - нибудь к свободе проложить.

Ведущий 2: Творческое наследие Коста многогранно, многолико. Он был поэтом, прозаиком, драматургом, художником - живописцем, этнографом. Выдающееся поэтическое дарование глубоко сочеталось у Коста с художественным. Две страсти, две музы - поэзия и живопись неотрывно сопровождали всю его недолгую и трудную жизнь, дополняя друг друга. «Я художник и народный поэт…» писал Коста в своих заметках.

«Профессия моя - живопись, ею я поддерживал свое существование со времени выхода из императорской академии художеств», - говорил Коста . В стенах знаменитой императорской Академии Коста получил первые профессиональные навыки художника - рисовальщика и живописца.

Святая безграничная любовь к людям, к миру, к родной природе, пожалуй, одна из самых верных примет величия писателя - художника.

Владикавказ, 30-тысячный провинциальный город, к концу 19 века непререкаемая культурная столица всего Северного Кавказа, охотно посещаемая многими выдающимися представителями русской и мировой культуры, достаточно приветливо встречает молодого художника.

Лучшие произведения Коста - художника созданы именно в этот владикавказский период.

Ведущий 1: Одна из известных картин Коста «Скорбящий ангел» (копия с картины Ланделя).

Посреди полотна, в натуральную величину изображен ангел в белом, почти прозрачном одеянии, перепоясанном в талии. Голова его откинута назад, и на левой щеке застыла слеза. Кисть правой руки, как бы заслоняя свет, покоится на челе, образуя над глазами глубокую тень. Левая совершенно обнаженная рука опирается на перекладину деревянного креста, на самом верху которого прибит терновый венец. В художественном отношении картина отличается мягкостью тонов, правильностью освещения и особенно, нежностью тела. Выражение скорби на лице ангела так естественно, что заглавия излишни. (В образе скорбящего ангела Коста вывел Анну Попову, дочь богатого владикавказского купца, к которой долгое время питал глубокие и сильные чувства).

Ведущий 2: Почти сразу же после картины «Скорбящий ангел» Коста создает еще одно крупное произведение «На школьной скамье жизни» (Дети - каменщики). Картина изображает мальчика - осетина из числа тех, которые на Военно-Грузинской дороге занимаются отысканием и продажею горного хрусталя. Художник схватил и передал на полотне тот момент, когда маленький дикарь услышав приближение проезжающего или пешехода, перестает разбивать киркою лежащую около него каменную глыбу и протягивает руку с хрусталем, как бы говоря «Купи!». Природа ущелья, фигура мальчика, его костюм, выражение лица и прочие детали - исполнены художником весьма правдиво», - писала газета «Терские ведомости» в 1888 году.

С особой любовью и теплотой написаны образы двух маленьких героев картины. Одному из них от силы 10-12 лет, другому и того меньше. Два малыша - два разных, непохожих друг на друга детских характера, и в то же время это сугубо национальные, осетинские типажи, которые не спутать ни с какими другими. Непосильный труд мальчика - осетина, сидящего с тяжелым молотом под солнцепеком, и капли пота, струящегося по щекам его, нищенская одежда, лохмотья, прикрывающие обоих мальчиков, - все это ясно говорит о том, какой класс мы видим в передаче художника. Среди грандиозной, обстоятельной природы Кавказа - тяжелая непосильная работа детей бедняков.

Ведущий 1: Тему детства затрагивает и другое полотно Коста - «За водой», где художник изобразил молодую горянку, спускающуюся за водой по крутым горным кручам с тяжелой бадьей за плечами. В подол матери крепко вцепился маленький босоногий карапуз, обладатель больших черных глаз, устремленных прямо на зрителя, и не менее больших оттопыренных ушей. Художник создает образ горской мадонны, стремясь подчеркнуть в ней черты типичности. Женщина - мать, женщина - труженица прекрасна своей естественной природной красотой. Возможно, в картине Коста предпринял попытку воссоздать образ своей матери Марии Хетагуровой - Губаевой, которую он потерял, когда ему не было еще и года, и чей смутный образ не раз вставал у него перед глазами, просясь на полотно.

Быт горского народа запечатлен в картине «В осетинской сакле» (гонка араки). Художнику нет необходимости что - либо выдумывать, жизнь сама в изобилии подсказывает сюжеты.

Ведущий 2: Одним из первых портретов, выполненных художником, портрет возлюбленной Анны Поповой. Портрет написан в мягком - теплом охристо - красном колорите. В красивом, открытом лице девушки, в задумчивом взгляде больших выразительных глаз легко читается ее внутренний мир , ее мысли.

В благодарность за глубокие дружеские чувства, которые девушка питала к Коста, он не раз посвящал ей стихи, дарил рисунки и даже запечатлел ее образ в картине «Скорбящий ангел» о чем уже упоминалось выше.

Совсем иначе решен другой чувственный женский портрет Анны Цаликовой (1898 г.) занимает большое место в жизни и творчестве Коста и с которой художник также безуспешно пытался связать свою судьбу. Девушка изображена в нарядном осетинском национальном платье с золотыми крючками - нагрудниками и в белой праздничной шали, накинутой на плечи.

Облокотившись одной рукой на каменный выступ скалы, Анны откровенно позирует художнику.

Особо следует остановиться на «Автопортрете», где как не в нем воплощает художник свое сокровенное «я» и свое отношение к миру. «Автопортрет»- единственный, среди портретов Коста, закомпонованный в круг, если не считать образа Христа в евангельском «Нерукотворном лике».

Ведущий 1: Пейзаж «Перевал Зикара» знакомит нас с одним из живописнейших уголков Осетии - аулом Джинат - родиной матери Коста. Высоко в горах, под пронзительно синим небом, у подножия вечных ледников приютился богом забытый горный аул. Он безлюден, и только сизый дымок струится из скромных жилищ горцев к небу. В пейзаже глубоко впечатляет противопоставление безмерных, почти космических горных пространств с крошечными строениями человека.

Пейзаж «Тибердинское ущелье» относится к периоду пребывания Коста в ссылке в горах Карачая. И вновь необъятные горные дали, наполненные прозрачным светом и воздухом. Только на этот раз художник обращается к вертикальной композиции; чтобы лучше, убедительнее передать всю масштабность и панорамность открывающегося перед зрителем горного ущелья, начиная от заснеженных вершин, залитых светом утреннего солнца, и кончая серебристой лентой реки на самом дне ущелья. И как отправная деталь, ключ ко всей компазиции - стройная ель на переднем плане.

К какому бы виду творчества ни обращался Коста Хетагуров, будь то станковая картина, портрет, пейзаж, графический рисунок, он выступает в них как подлинный художник - реалист, новатор и первопроходец.

Ведущий 2: Небольшое по объему художественное наследие Коста явилось прочной основой для дальнейшего развития национального изобразительного искусства Осетии.

Чтец:

Сыгъзӕрин фест, бӕркадхӕссӕг фӕззӕг!
Ӕз дӕу ӕппындӕр ницӕимӕ барын…
Ды Ирӕн радтай зӕдыхуызӕн лӕг,
Нӕртон хъӕбул - ирон гении - Къостайы!
Ӕрттив, ыстъалы, зонды суадон - Уаз!
Нӕ удты *ртауы уӕд ӕдзух дӕ сагъӕс,
Ирон хъуыддӕгты, рухс фӕндты - ахъаз,
Къостайы Кад, тъымы - тъыматӕм аххӕсс!!!

Бызыккаты З. «Нӕртон хъӕбул».