Уровень культуры подрастающего поколения во многом зависит от решения проблем эстетического и нравственного воспитания. И помочь в этом может искусство. Искусство развивает ребенка эмоционально, помогает в эстетическом воспитании, развивает восприятие. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты. Очень важно, чтобы это формирование основывалось на лучших образцах мировой музыкальной культуры.
Проблема: Как привить ребятам чувство возвышенного отношения к классической музыке, к балету?
Цель проекта: Способствовать приобщению детей к мировой классической культуре, к одному из видов искусства - балету.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию у детей представление о понятии искусство, балет;
- Способствовать развитию любознательности, познавательных интересов, внимания, памяти, речи, наблюдательности;
- Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, творческого воображения детей, их способности к самовыражению.
Тип проекта: творческий.
По количеству участников: групповой.
Сроки реализации: долгосрочный (октябрь-апрель).
Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети 6-7 лет, родители.
Ожидаемые результаты:
- Дети знакомятся с понятиями: театр, балет, композитор, дирижер, оркестр;
- Умеют узнавать на слух звучание новых музыкальных инструментов (труба, скрипка, арфа и др.);
- Определяют на слух музыкальные фрагменты из балетов П.И.Чайковского;
- Способны выражать настроение сказочных героев через разные виды искусства (театрализация, танец, изобразительная деятельность);
- Родители заинтересованы в образовательной деятельности, участвуют вместе с детьми в праздниках.
Предметно-развивающая среда:
- Онлайн-занятие «В гостях у феи Музыки». <Приложение1>;
- Альбом «Балет в живописи»;
- Альбом «Знакомство с театром»;
- Аудиозаписи отрывков из балетов;
- Составление альбома о балете;
- Изготовление атрибутов и костюмов к сказке;
- Аппликация декораций к сказке. <Приложение2>;
- Постановка сказки-балета по произведению К.И.Чуковского «Муха-цокотуха»;
- Посещение театров Москвы (балетные спектакли).
Результат проекта:
- Выставка рисунков «Рисуем музыку балета». Выставка рисунков детей «Мои впечатления» <Приложение3>;
- Книжка своими руками К.И.Чуковский «Муха-цокотуха». <Приложение4>;
- Балет-сказка по произведению К.И.Чуковского «Муха-цокотуха». <Приложение5>;
- Совершенствование художественно-музыкальных исполнительских навыков детей в музыкальной деятельности;
- Обогащение знаний детей о музыкальных жанрах, о способах получения и распространения информации о музыке;
- Познавательный альбом о балете.
Способ презентации:
- Балет-сказка по произведению К.И.Чуковского «Муха-цокотуха». <Приложение5>;
- Посещение Московского академического музыкального театра имени Н.Сац. Балет
«Три поросенка»; театра «Корона русского балета» Балет «Дюймовочка». <Приложение6>, <Приложение7>.
Тематическое планирование проекта. Постановка балета-сказки по произведению К.И.Чуковского «Муха-цокотуха».
Срок |
Мероприятие |
Результат |
сентябрь |
Опрос воспитанников, направленный на определение уровня знаний о классической музыке, композиторах и балете:
Информирование родителей о проекте и его продолжительности |
Выявлен уровень заинтересованности детей.
|
октябрь |
Театральная импровизация Игра «Изменю себя, друзья, догадайтесь кто же я». Ряженье в костюмы. <Приложение8> |
Воспитанники активно включаются в игру контактируют с педагогом
|
октябрь |
Волшебные превращения. Театральная мастерская. Великая сила пластики и движения. <Приложение9> |
Дети знакомятся с понятиями: балет, костюм балерины, декорации, оркестр. Воспитанники играют знакомую сказку, самостоятельно импровизируя в театре смешанного типа. |
ноябрь |
П.И.Чайковский и его балеты.
|
Дети воспринимают классическую музыку в мультфильме, знакомятся с понятием композитор;
Воспитанники учатся различать музыкальные фрагменты. |
декабрь |
Подготовка к новогоднему празднику - балет «Муха-цокотуха». <Приложение11>
|
Работают в танцевальных группах, создавая выразительный образ героев. В театрализованной деятельности представляют танцы, создавая образы героев сказки. |
январь |
Случайные встречи. Прекрасное рядом.
|
Дети продолжают знакомиться с театром (какие бывают театры), рассматривают иллюстрации театров оперы и балета.
|
февраль |
Я-культурный слушатель. Посещение Московского дома Музыки. Театр «Корона русского балета». Балет «Дюймовочка». <Приложение6> |
Организация выхода детей в театр балета.
|
февраль |
Музей. На экскурсии.
|
Воспитанники продолжают знакомства с новыми музыкальными инструментами (на музыкальных фрагментах балетов). |
март |
Играем сказку. Игра «Угадай мелодию» <Приложение14> |
Развитие памяти и музыкального слуха |
апрель |
Я - культурный слушатель.
|
Организация выхода детей в театр оперы и балета.
|
апрель |
Путешествие по театру «В гостях у балерины». Квест-игра «В поисках потерянных звуков». Выводы:
|
Формируется умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях. |
Список литературы
- Балет. Альбомная раскраска с заданиями. Издание для досуга. ООО Вейс Групп Медиа, 2020.
- Карп П. Младшая муза. - М: «Детская литература», 1986.
- Киселёва Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения/ Киселёва Л.С., Данилина Т.А.- М: АРКТИ, 2003.
- Клёнов А.С.Там, где музыка живёт. - М: Педагогика, 1986.
- Курчатовская Н.В., Посевная Г.Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
- Коменская И.П. Театр в детском саду. Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
- Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф. Часть1-М: Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
- Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф. Часть 1-М: Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста./ Коренева Т.Ф. Часть 11-М: Гуманист, изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для педагогов и родителей. - М: Баласс, 2014.
- Рыбкина В. Учебно-методическое пособие для детей дошкольного возраста. Мюзиклы для детей. - Санкт-Петербург: Композитор, 2009.
- Чуковский К.И. Муха-цокотуха.- М.: ОНИКС, 2000.
- Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. - М: Аквариум, 1999.
- http://music-fantasy.ru/skazka-v-muzyke - сайт «Музыкальная фантазия»
- Ссылка на балет «Муха-Цокотуха» https://youtu.be/aZJxlX9GyLI