Презентация к открытому уроку литературы Судьба бродячих артистов. Чувство собственного достоинства, верность и дружба в произведении А.И.Куприна "Белый пудель"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: А.И.Куприн «Белый пудель»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Учебный предмет: Литература.

Класс: 6.

Тип урока: Урок внеклассного чтения.

Цели урока:

  • Знакомство с литературным произведением, формирование понятий о построении рассказа, совершенствование навыков выборочного чтения и литературного анализа, организация работы над лексикой, рисующей психологический и портретный облик героев произведения. Самостоятельная оценка поступков героев, определение авторского отношения к героям и событиям произведения. Понимание авторского замысла.
  • Развитие мышления, внимания, речи эмоциональной сферы и эмпатийной культуры учеников.
  • Воспитание ответственности, ценностного отношения к дружбе, доброты, сострадания и внимательного отношения к окружающему миру.
  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.

Предметные задачи:

  • Формировать умение находить основные темы художественного произведения А.И.Куприна «Белый пудель»: Судьба бродячих артистов. Чувство собственного достоинства, верность и дружба.
  • Анализировать эпизоды художественного текста.
  • Обеспечить повторение теории литературы - портрет, литературный герой, композиция художественного текста.

Метапредметные задачи:

  • Уметь понимать проблему.
  • Структурировать материал.
  • Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
  • Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
  • Формулировать выводы;
  • Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Личностные задачи:

  • Формировать у учащихся желание быть сильными личностями.
  • Стремиться искать выход в трудных жизненных ситуациях.
  • Иметь свое мнение, принимать верное решение, отстаивать свой выбор.
  • 4.Стремиться избавиться от таких человеческих качеств как эгоизм, капризность, вседозволенность.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая.

Методы организации учебной деятельности: Словесный, практический, самостоятельная работа.

Формируемые универсальные учебные действия

Познавательные УУД.

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно - следственных связей, аргументирование.

Регулятивные УУД.

  • Целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.

Личностные УУД.

  • Ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные УУД.

  • Умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный этап

Приветственное слово учителя:
- Добрый день ребята, уважаемые коллеги!
Меня зовут Кравцов Иван Олегович, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4.
Я рад нашей встрече, уверен, что работа на уроке будет интересной и продуктивной.
Давайте улыбнёмся друг другу.
Мы умные, мы внимательные, у нас все получится.

Приветствуют учителя.

2. Этап погружения в тему урока.
Мотивация учебной деятельности

- Ребята, послушайте песню и скажите о ком она, о чем мы будем говорить на уроке?

Звучит музыка: песня про собаку «Человек собаке друг»

- Ребята, посмотрите на этот рисунок. Кто знает, какая это порода собак?
- Правильно, ребята, это - пудель, порода декоративных собак.

- Ребята. Кто хочет прочитать нам информацию о пуделях?

Отвечают на вопрос, высказывают своё понимание.

Личностные - смыслообразование

Познавательные - общеучебные универсальные действия

Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

Учитель дает одному из учеников карточку с информацией о пуделях.

Пудель - порода, которая на данный момент относится преимущественно к группе декоративных собак. Изначально пудель являлся рабочей собакой, в частности использовался на охоте. Пудель занимает второе место в рейтинге самых умных пород, составленном доктором Стенли Кореном, после бордер - колли. Пудели умеют приспосабливаться практически к любому климату.
Продолжительность жизни пуделей составляет от 10 до 18 лет. В 18 веке крупные пудели активно использовались в военных действиях, в основном для поиска раненых и обеспечения полевой связи. В России пуделей также использовали как рабочую породу, в основном охота с пуделем шла на уток.
Также пудель может использоваться как пастушья собака.
Пудели являются любимцами многих известных людей. Бетховен написал Элегию на смерть своего любимца.
Г.Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А.И.Куприна принадлежит трогательный рассказ
«Белый пудель».

- Ребята, вот с этим произведением сегодня мы и будем работать на уроке.

Тема нашего урока:
«Судьба бродячих артистов. Чувство собственного достоинства, верность и дружба.»

Один из учеников читает по карточке информацию о пуделях.

3. Актуализация учебной деятельности
Тест на проверку знания текста

- Ребята, дома вы самостоятельно прочитали этот рассказ.
Понравился ли он вам?
Попытайтесь сказать одним словом, чем он вам понравился?

Отвечают на вопросы.
(Этот рассказ интересный, волнительный, трогательный, тревожный, жалобный)

Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
доказательство

Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия

4. Этап самостоятельная работа. Тест

- А вот внимательно ли вы его читали, мы сейчас проверим, решив небольшой тест по этому произведению.

Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы. Для этого вы уже поделены на две команды. Обсуждать каждый вопрос можно всей командой, отвечать будете по очереди.

Результат вашей работы я буду фиксировать на доске.

Тест. Команда 1

1) Где происходят события в рассказе?
А) В Подмосковье
Б) В Крыму
В) В провинциальной деревне

2) Кто является главными героями произведения?
А) Дед Мазай
Б) Сережа, дедушка, пудель
В) Бэтмен

3) Являются ли главные герои родственниками?
А) Нет, дед взял мальчика у сапожника
Б) Да, они дедушка и внук
В) Да, отец и сын

4) Чем занимаются герои рассказа?
А) Снимают ролики для Тик-ток
Б) Являются мошенниками
В) Зарабатывают на жизнь выступлениями

5) О каком музыкальном инструменте идет речь
«Кормила она нас с тобой… до сих пор, Бог даст, и еще прокормит»
А) Электрогитара
Б) Шарманка
В) Труба

Тест. Команда 2

1) Почему на последней даче захотели купить пуделя?
А) У пуделя красивые глазки
Б) Трилли потребовал собаку
В) Узнали в собаке своего питомца

2) Почему дедушка отказался продать собаку?
А) Предлагали маленькую цену
Б) Не захотел, чтобы собака досталась злым людям
В) Не мог ни за какие деньги продать верного друга

3) Почему дедушка не пошел жаловаться властям, когда собаку украли?
А) Был занят - играл на шарманке
Б) У дедушки не было паспорта
В) Решил, что собака ему больше не нужна

4) Что произошло в финале рассказа?
А) Мальчик возвращает пуделя
Б) Дедушка и мальчик оставляют собаку
В) Дедушка не выдержал утраты собаки и умер

5) Чему учит рассказ «Белый пудель»?
А) Все можно купить за деньги
Б) Как дрессировать собак
В) Верности и дружбе

Ученики отвечают на вопросы теста и самостоятельно оценивают результат своей работы при помощи смайликов

Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием текста произведения

Коммуникативные- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
уметь находить ошибки и самостоятельно оценивать результаты свое работы.

5. ФИЗМИНУТКА

- А сейчас, ребята, физминутка.

На экране появляется видеоролик с записью физминутки под музыкальное сопровождение.

Ученики выполняют маленькую физическую разминку вместе с учителем.

6. Этап Самостоятельная работа в группах

- Ребята, скажите, пожалуйста, какие качества бродячих артистов раскрываются в рассказе?
Найдите аргументы ко всем качествам, которые назвали сейчас.

Работая с текстом попытайтесь ответить на следующие вопросы.
Эти вопросы есть у вас уже на парте. Вам нужно буде назвать качества героев рассказа и найти отрывок, подтверждающий это.
Каждой команде по два качества.
На подготовку вам даю 7 минут.
После того, как прошло время, идет выступление команд по очереди.

ВОПРОСЫ

Команда 1

1) Восхищение Сережи природой.
(Ответ в гл. 2)
«…многое восхищало Сергея, бывшего здесь впервые. Магнолии, с их твердыми и блестящими, точно лакированными листьями и белыми, с большую тарелку величиной, цветами; беседки, сплошь затканные виноградом, свесившим вниз тяжелые гроздья; огромные многовековые платаны с их светлой корой и могучими кронами; табачные плантации, ручьи и водопады, и повсюду - на клумбах, на изгородях, на стенах дач - яркие, великолепные душистые розы, - все это не переставало поражать своей живой цветущей прелестью наивную душу мальчика. Он высказывал свои восторги вслух, ежеминутно теребя старика за рукав.
- Дедушка Лодыжкин, а дедушка, глянь-кось, в фонтане-то - золотые рыбы!.. Ей-богу, дедушка, золотые, умереть мне на месте! - кричал мальчик, прижимаясь лицом к решетке, огораживающей сад с большим бассейном посредине. - Дедушка, а персики! Бона сколько! На одном дереве!»
2) Избалованность Трилли.
(Ответ в гл. 3)
В это время с террасы раздался такой отчаянный, резкий, почти нечеловеческий вопль, что растерявшийся Арто выронил изо рта шапку и вприпрыжку, с поджатым хвостом, боязливо оглядываясь назад, бросился к ногам своего хозяина.
- Хочу-у-а-а! - закатывался, топая ногами, кудрявый мальчик. - Мне! Хочу! Собаку-у-у! Трилли хочет соба-а-аку-у…
- Ах, боже мой! Ах! Николай Аполлоныч!.. Батюшка барин!.. Успокойся, Трилли, умоляю тебя! - опять засуетились люди на балконе.
- Собаку! Подай собаку! Хочу! Дряни, черти, дураки! - выходил из себя мальчик.

Команда 2

1) Отчаяние дедушки Лодыжкина.
(Ответ в гл. 5)
- Сереженька, родной мой! - протянул к нему старик дрожащие руки. - Да будь только у меня пачпорт настоящий, разве я бы поглядел, что они генералы? За горло бы взял!.. «Как так? Позвольте! Какое имеете полное право чужих собак красть? Какой такой закон на это есть?» А теперь нам крышка, Сережа. Приду я в полицию - первое дело: «Подавай пачпорт! Это ты самарский мещанин Мартын Лодыжкин?» - «Я, вашескродие». А я, братец, и не Лодыжкин вовсе и не мещанин, а крестьянин, Иван Дудкин. А кто таков этот Лодыжкин - один бог его ведает. Почем я знаю, может, воришка какой или беглый каторжник? Или, может быть, даже убивец? Нет, Сережа, ничего мы тут не сделаем… Ничего, Сережа…
Голос у дедушки оборвался и захлебнулся. Слезы опять потекли по глубоким, коричневым от загара морщинам. Сергей, который слушал ослабевшего старика молча, с плотно сжатыми бронями, бледный от волнения, вдруг взял его под мышки и стал подымать.
2) Смелость Сережи.
(Ответ в гл. 6)
Было несколько мгновений, в течение которых Сергей испытывал в душе колебание, почти страх. Но он поборол в себе эти томительные чувства и прошептал:
- А все-таки я полезу! Все равно!

Ученики работают в группах, самостоятельно ищут в тексте ответы на заданные вопросы.

Читают вопрос и называют качество.
Зачитывают отрывок.

Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания

Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

7. Этап
Работа с толковым словарем

- Ребята, вы отлично провели исследовательскую работу.
Найдите значение этих слов в толковом словаре.
- Восхищение
- Избалованность
- Отчаяние
- Смелость

Ученики работают самостоятельно.
Используют толковые словари.

Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания

Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
уметь находить ошибки и самостоятельно оценивать результаты свое работы

8.Этап
Интерактивная игра
«Микрофон»

- Ребята, подводя итог нашего урока мы поиграем в интерактивную игру «Микрофон».

Здесь вы будете задавать вопросы и вместе находить на них ответы.

Один из вас будет корреспондентом, он задает вопросы, а вы поднимаете руку и отвечаете.

Вопросы к игре:
1 Как вы считаете чего в жизни нельзя купить?
2 Чем вам понравилось произведение?
3 Чему нас учит рассказ?
4 Хотели бы вы иметь такого друга, как Сережа?
5 У кого из вас дома есть собака? Коротко расскажите о ней.

Работают коллективно, задают вопрос и ищут на него ответ, который нужно обосновать опираясь на пример из произведения

Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя.

9. Этап
Домашнее задание

- Ребята, запишите домашнее задание.

Найдите в тексте и запишите в тетрадь, какие качества бродячих артистов раскрываются в рассказе «Белый пудель»

Записывают домашнее задание.

10. Этап
Заключение

- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, спасибо за урок!