Учебный предмет: Литература.
Класс: 6.
Тип урока: Урок внеклассного чтения.
Цели урока:
- Знакомство с литературным произведением, формирование понятий о построении рассказа, совершенствование навыков выборочного чтения и литературного анализа, организация работы над лексикой, рисующей психологический и портретный облик героев произведения. Самостоятельная оценка поступков героев, определение авторского отношения к героям и событиям произведения. Понимание авторского замысла.
- Развитие мышления, внимания, речи эмоциональной сферы и эмпатийной культуры учеников.
- Воспитание ответственности, ценностного отношения к дружбе, доброты, сострадания и внимательного отношения к окружающему миру.
- Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
Предметные задачи:
- Формировать умение находить основные темы художественного произведения А.И.Куприна «Белый пудель»: Судьба бродячих артистов. Чувство собственного достоинства, верность и дружба.
- Анализировать эпизоды художественного текста.
- Обеспечить повторение теории литературы - портрет, литературный герой, композиция художественного текста.
Метапредметные задачи:
- Уметь понимать проблему.
- Структурировать материал.
- Подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
- Выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
- Формулировать выводы;
- Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- Уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные задачи:
- Формировать у учащихся желание быть сильными личностями.
- Стремиться искать выход в трудных жизненных ситуациях.
- Иметь свое мнение, принимать верное решение, отстаивать свой выбор.
- 4.Стремиться избавиться от таких человеческих качеств как эгоизм, капризность, вседозволенность.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, групповая.
Методы организации учебной деятельности: Словесный, практический, самостоятельная работа.
Формируемые универсальные учебные действия
Познавательные УУД.
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно - следственных связей, аргументирование.
Регулятивные УУД.
- Целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД.
- Ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД.
- Умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Организационный этап |
Приветственное слово учителя:
|
Приветствуют учителя. |
|
2. Этап погружения в тему урока.
Мотивация учебной деятельности |
- Ребята, послушайте песню и скажите о ком она, о чем мы будем говорить на уроке? Звучит музыка: песня про собаку «Человек собаке друг»
- Ребята, посмотрите на этот рисунок. Кто знает, какая это порода собак?
- Ребята. Кто хочет прочитать нам информацию о пуделях? |
Отвечают на вопрос, высказывают своё понимание. |
Личностные - смыслообразование Познавательные - общеучебные универсальные действия Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
Учитель дает одному из учеников карточку с информацией о пуделях.
Пудель - порода, которая на данный момент относится преимущественно к группе декоративных собак. Изначально пудель являлся рабочей собакой, в частности использовался на охоте. Пудель занимает второе место в рейтинге самых умных пород, составленном доктором Стенли Кореном, после бордер - колли. Пудели умеют приспосабливаться практически к любому климату.
- Ребята, вот с этим произведением сегодня мы и будем работать на уроке.
Тема нашего урока:
|
Один из учеников читает по карточке информацию о пуделях. |
||
3. Актуализация учебной деятельности
|
- Ребята, дома вы самостоятельно прочитали этот рассказ.
|
Отвечают на вопросы.
|
Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия |
4. Этап самостоятельная работа. Тест |
- А вот внимательно ли вы его читали, мы сейчас проверим, решив небольшой тест по этому произведению. Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы. Для этого вы уже поделены на две команды. Обсуждать каждый вопрос можно всей командой, отвечать будете по очереди. Результат вашей работы я буду фиксировать на доске. Тест. Команда 1
1) Где происходят события в рассказе?
2) Кто является главными героями произведения?
3) Являются ли главные герои родственниками?
4) Чем занимаются герои рассказа?
5) О каком музыкальном инструменте идет речь
Тест. Команда 2
1) Почему на последней даче захотели купить пуделя?
2) Почему дедушка отказался продать собаку?
3) Почему дедушка не пошел жаловаться властям, когда собаку украли?
4) Что произошло в финале рассказа?
5) Чему учит рассказ «Белый пудель»?
|
Ученики отвечают на вопросы теста и самостоятельно оценивают результат своей работы при помощи смайликов |
Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием текста произведения Коммуникативные- уметь формулировать собственное мнение и позицию;
Регулятивные - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
|
5. ФИЗМИНУТКА |
- А сейчас, ребята, физминутка. На экране появляется видеоролик с записью физминутки под музыкальное сопровождение. |
Ученики выполняют маленькую физическую разминку вместе с учителем. |
|
6. Этап Самостоятельная работа в группах |
- Ребята, скажите, пожалуйста, какие качества бродячих артистов раскрываются в рассказе?
Работая с текстом попытайтесь ответить на следующие вопросы.
ВОПРОСЫ Команда 1
1) Восхищение Сережи природой.
Команда 2
1) Отчаяние дедушки Лодыжкина.
|
Ученики работают в группах, самостоятельно ищут в тексте ответы на заданные вопросы.
Читают вопрос и называют качество.
|
Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок |
7. Этап
|
- Ребята, вы отлично провели исследовательскую работу.
|
Ученики работают самостоятельно.
|
Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания Коммуникативные - уметь формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
|
8.Этап
|
- Ребята, подводя итог нашего урока мы поиграем в интерактивную игру «Микрофон». Здесь вы будете задавать вопросы и вместе находить на них ответы. Один из вас будет корреспондентом, он задает вопросы, а вы поднимаете руку и отвечаете.
Вопросы к игре:
|
Работают коллективно, задают вопрос и ищут на него ответ, который нужно обосновать опираясь на пример из произведения |
Познавательные - осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
Коммуникативные - уметь использовать речь для регуляции своего действия;
Регулятивные - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
|
9. Этап
|
- Ребята, запишите домашнее задание. Найдите в тексте и запишите в тетрадь, какие качества бродячих артистов раскрываются в рассказе «Белый пудель» |
Записывают домашнее задание. |
|
10. Этап
|
- Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали, спасибо за урок! |
|
|