Внеклассное мероприятие "Строки, опаленные войной..."

Разделы: Литература, Музыка, Патриотическое воспитание


Цели мероприятия: познакомить учащихся с произведениями искусства (поэзия и музыка), созданными в годы Великой Отечественной войны.

Задачи мероприятия:

Дидактические:

  • обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;
  • закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках литературы и музыки.

Развивающие:

  • развитие у учащихся эмоционального восприятия музыки и произведений литературы и адекватной реакции на события, воплощенные в них.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны;
  • воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос.

Методы обучения:

  • метод эмоциональной драматургии,
  • метод художественного контекста,
  • метод сравнения,
  • метод размышления о музыке,
  • словесные методы: диалог, беседа, разъяснение.

Оборудование:

  • компьютер, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны;
  • стихи о ВОВ, презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен.

Ход мероприятия

Чтение стихотворения учащимся

Учитель литературы: - Совсем недавно, всего несколько дней назад, отгремели залпы праздничных салютов. Наша страна отметила 76-летие со дня Великой Победы над фашистской Германией.

Война… Всего пять букв… Но какое страшное слово. Война - это море крови, это слезы матерей, это плач детей, это стоны раненых, это замерзшие люди, лежавшие на заснеженных улицах.

Для нас Великая Отечественная война - это тяжёлые времена, о которых нам известно только из рассказов бабушек и дедушек, из литературных произведений.

Великая Отечественная война для меня - это подвиг советских людей! К сожалению, на многих наших учебниках написано: подвиг русского солдата на войне. Не только русские встали на защиту нашей родины в годы Великой отечественной войны. В рядах защитников отечества были и русские, и украинцы, и белорусы, и казахи….- весь советский народ встал на защиту родины. Война стала Народной, Священной, Отечественной.

Именно советский народ одержал победу над фашизмом. Это история, и ее не переделаешь.

Июнь 1941 года. Мирная жизнь. Лето в разгаре. Страна работала, училась.

А многие сотни тысяч выпускников Советского Союза закончили школу.

Со школьных вечеров шагая, не знали они, что завтра будет первый день войны…

Рано утром 22 июня по Всесоюзному радио диктор Юрий Борисович Левитан объявил весть о начале войны.

Видеофрагмент «Голос Левитана»

- Война ... Страшное, жестокое время. До песен ли в такое тяжелое время? Оказалось, что поэзия, песни были необходимы в годы войны. Когда однажды молодого бойца-танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу гитлеровцев, тот ответил, что был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня...

По имеющимся данным, более 1200 писателей и поэтов ушли на войну и более 400 из них не вернулись. Михаил Исаковский и Булат Окуджава, Лев Ошанин и Алексей Фатьянов приближали День Победы. Чем же отмечен каждый из них в большой книге военной поэзии? Об этом сегодня поговорим.

Исполнение песни учащимися Кцоевой Миланой и Хугаевой Аминой «Непрошенная война» муз. Е.Шашина, сл. В.Аришина

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

Наступил 21 век, а память о Великой Отечественной войне жива. Жива… во многом благодаря поэзии и музыке, т.е. песням о войне.

И сегодня на уроке-концерте мы вспомним, к сожалению, лишь мизерную часть из них.

Эти песни в суровое время рождались,
Над Россией война грохотала когда
И за Родину храбро солдаты сражались,
Чтобы злых оккупантов изгнать навсегда.
В текстах песен военных сплелись воедино
Неудач наших горечь и радость побед,
С оккупантами схваток жестоких картины
И любви негасимый, приветливый свет.
Фальши, пошлости всякой они не подвластны;
Как в лесном роднике ключевая вода,
Эти песни правдивы, светлы и прекрасны -
Будет помнить российский народ их всегда.

Учитель музыки: - Закончились экзамены, прошли выпускные вечера, на следующий день зазвучал голос Левитана, объявляя о начале войны. Через два дня после начала войны появляется песня, которая стала призывом…

Что может делать музыка? (создавать настроение, поднимать на борьбу, изображать).

- Скажите, какая песня стала первым откликом на начало войны? («Священная война»)

Давайте вспомним, как она появилась.

История создания песни (учащиеся)

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В.И.Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А.В.Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

- Будем разучивать новую песню - «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни - печатать не было времени! - а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день - на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь - пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну».

Звучит песня на фоне кадров из кинофильма «Битва за Москву»

Учитель музыки: - Вы увидели, как песня «Священная война» помогла пережить трудности, поднять на борьбу. Ансамбль песни и пляски Александрова прибыл на фронт, для того, чтобы дать концерт бойцам, а в это время шла битва за Москву… И кто знает, может эта песня и решила исход битвы за Москву?

Учитель литературы: - Почему война названа священной и народной? (Это война за правое дело, за свою родину, она оборонительная народная, потому что она объединяет устремления всего народа, она священная - потому что защита Отечества, своей семьи - святой долг каждого человека.)

- Что пробудила песня в людях, идущих на войну? (Эта песня пробудила дух патриотизма, ее торжественные, наполненные энергией слова и музыка поднимали народ на защиту родины, песня призывала каждого к ответственности за судьбу страны)

- Поэт, прозаик, драматург, публицист Константин Симонов. В годы войны он работал в газете «Боевое знамя». Как военный корреспондент побывал на всех фронтах Великой Отечественной, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии. Его перу принадлежат стихи, очерки, пьесы, романы. Много стихов было создано на фронте. В декабре 1941 года он написал стихотворение «Жди меня», которое стало настоящей молитвой для тех женщин, кто ждал своих мужей с войны. Стихотворение переписывали, заучивали, пересылали домой, своим женам и любимым женщинам.

Чтение наизусть стихотворения «Жди меня»

- Как вы думаете, от чьего имени ведется повествование? (От имени автора.)

- Каким вы увидели лирического героя? Каково его душевное состояние? (Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит.)

- Это послание любимой, написанное сдержанным языком. Нет здесь нежных слов, признаний в любви. Но мы ощущаем силу чувств поэта.

- Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?

(Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится.)

- Какие строки выражает надежду автора на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?

(Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут...)

- Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие - мать, сын, друзья - устанут ждать?

(Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)

- Почему это стихотворение стало близким каждому солдату на поле боя, в тылу врага, в военном госпитале, каждой женщине - матери, сестре, любимой?

(Потому что оно написано простым, понятным всем языком.)

- Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение?

(Мысль - надеяться, ждать, вопреки всему.)

Учитель музыки:

Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне.
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.

- Кто произнёс эти слова?

- Это слова из фильма «В бой идут одни старики».

Очень много песен, фильмов было создано о войне.

Между кровопролитными боями, в минуты тишины, солдаты писали письма, читали стихи, пели песни, играли на инструментах, отдыхали. Одной из таких песен была песня «В землянке».

25 марта 1942 года «Комсомолка» впервые опубликовала стихотворение Алексея Суркова «В землянке». Это были стихи не о войне, это были стихи - с войны. Любимой женщине. Жене. Возможно, «Землянке» так и суждено было остаться просто хорошей военной лирикой. Но композитору Константину Листову, который оказался в одной фронтовой редакции с Сурковым, вдруг позарез потребовалось «что-нибудь, чтобы написать песню». Через неделю Листов спел под гитару свою песню. Свежую, грустную, «абсолютно лирическую»

Видеофрагмент песни «В землянке»

Учитель литературы: - Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу прифронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».

Самая популярная песня, которую мы не вправе не вспомнить. Это - «Катюша». Она была написана М.Исаковским в 1938 году. Творчество Исаковского разнообразно. Среди его произведений есть много стихов, посвящённых защитникам Отечества. Так большую популярность приобрело стихотворение «Катюша», написанное в честь воинов - пограничников в 1938 году.

История создания песни (учащиеся)

Родилась песня «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора Матвея Блантера пригласили в редакцию одного журнала. Известный литератор Василий Регинин познакомил его там с поэтом Михаилом Исаковским и попросил написать песню для будущего номера.

«И вообще, мне кажется, что вы должны работать вместе!» - заявил Василий Александрович. Когда Исаковский прочитал Блантеру:

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…

сразу родилась мелодия, но стихов, кроме первых восьми строчек, не было. Тогда поэт и композитор решили, что речь в песне пойдёт о пограничнике и о верной любви Катюши к нему…

Договорились и уехали отдыхать - Исаковский в Ялту, Блантер в Мисхор. А песня очень была нужна для программы джаз-оркестра, поэтому Блантер приезжал в Ялту и приставал к Исаковскому до тех пор, пока он не отдал ему большой лист бумаги, весь исписанный вариантами стихов. Из них и выбрали строчки, ставшие «Катюшей».

Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов. «Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!

Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй.

Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие. Складывались всё новые и новые варианты песни, в них рассказывалось о Катюше-партизанке, Катюше - бойце, Катюше - медицинской сестре.

Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили монумент, скромный, деревянный, в честь этой песни. Памятник находится в Смоленской области, над рекой Угрой, неподалёку от родной деревни автора. Представляет собой сруб крестьянской избы, в знак того, что всё в нашей жизни начинается с отчего дома. Рядом - огромный валун - символ вечности.

- Каждый год 19 августа здесь проходит фестиваль Исаковского. Звучат его песни и стихи. Приезжают поэты из Москвы и Смоленска, гости из Калуги... Здесь рады всем посетителям.

Песня «Катюша» всемирно известна, ее поют по всему свету: и на немецком, и на английском, и на китайском, на японском языках.

Учащиеся исполняют песню «Катюша» (поет весь класс)

Учитель литературы: Эта песня родилась в самом конце войны. Один из ансамблей попросил поэта Льва Ошанина и композитора Анатолия Новикова сложить что-нибудь для новой программы. Задумались поэт и композитор: все, что можно написать о войне, вроде бы уже написано... Разве что попробовать рассказать о солдатах, которые идут на фронт? И они загорелись этой темой: ожидание боя, его ощущение, готовность к нему... Композитор сидел за роялем и искал музыкальное выражение чувств, картин войны, пробовал какие-то мелодические отрывки и гармонии. И в энном по счету варианте вдруг запелось: «Эх, дороги...» Вскоре появились четыре коротенькие музыкальные строчки, и на них тут же легли стихи:

Эх, дороги...
Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.

История создания песни «Дороги» ( учащиеся)

В годы войны был в Москве ансамбль песни и пляски войск НКВД - второй по известности после ансамбля имени Александрова. Он отличался, в частности, тем, что создавал театрализованные программы, где все песни были связаны той или иной сюжетной канвой. Руководил им тогда режиссер С.Юткевич.

И вот в 1945 году этот ансамбль обратился к нам с А.Новиковым с просьбой написать одну или две песни для новой программы. Темы песен заранее были определены, мы получили длинный перечень их, отпечатанный на машинке.

Тогда казалось, что все, что можно было написать о войне, уже написано. И мы с Новиковым написали немало военных песен. Может быть, поэтому и увлекла нас тема, которая была сформулирована скупо: «Под стук колес», а в скобках стояло - «Солдаты едут на фронт».

Такой песни еще не было.

Как вспоминает Ошанин, «все строчки песни оказались совсем короткими. Было очень трудно положить на них естественные и емкие слова и заставить эти слова рассказывать».

Ансамбль исполнил песню. Встретили ее восторженно, но авторы все равно были недовольны. Авторы почувствовали, чего не хватает песне, чтобы она ещё пронзительнее отразила свою тему. Песню основательно переработали, и стала она, кстати, называться не «Солдатские дороги», как сначала, не «Эх, дороги», как потом, а просто «Дороги». И хоть строка в этой песне действительно короткая и слов в ней умещается мало, но зато каждое слово весит много. Очень много.

И мне было дорого, когда наш солдат номер один - маршал Жуков, - отвечая на вопрос корреспондента «Комсомольской правды», назвал «Дороги» одной из трех лучших песен войны.

Учащиеся исполняют песню «Дороги»

Учитель литературы: - Давайте подведем итог нашим размышлениям:

- Какую роль сыграли стихи и песни военных лет в победе Великой Отечественной войны?

(Они поднимали боевой дух солдат, помогали солдатам выжить в трудные минуты, вселяли уверенность, что дома ждут родные и близкие, и нужно обязательно вернуться. Бойцы знали, что воюют они за свою Родину, и поэтому нужна была только Победа!)

Учитель музыки: - Скажите, есть ли необходимость в современное время вспоминать песни и стихи о войне, воспитывать молодёжь на героических произведениях?

(Слушая музыку, исполняя песни, читая стихи, мы, таким образом, вспоминаем и чтим память погибших во время войны, отдаем дань уважения ветеранам, живущим ныне.)

Учащиеся исполняют песню из кинофильма «Офицеры» «От героев былых времён»