Сила и слабость человека (по рассказу А.П.Чехова "Размазня")

Разделы: Литература

Ключевые слова: А.П.Чехов, А.П.Чехов «Размазня»


Многолетняя работа по технологии критического привела меня к системе уроков в рамках стратегии смыслового чтения. Метапредметные связи помогают полнее постичь авторский текст. На таком уроке учащиеся глубоко проникают в текст, самостоятельно делают выводы, погружаясь в художественное произведение. Глубокая работа с текстом помогает глубже понять произведение, увидеть взаимосвязь представленных в тексте рассуждений. погрузиться в духовный мир героев. Такие уроки переводят общение в дискуссионное русло. Учащиеся всецело проявляют творческие и организаторские способности. У ребят вырабатывается психологическая и коммуникативная способности. Групповая форма работы помогает обнаружить истину, услышать разные точки зрения. Это активизирует учеников, расширяет их кругозор, также помогает контролировать знания учеников учителю. Для более удачного проведения урок должен быть продуман всеми участниками: учителями и учениками. Все должны быть подготовленными к серьёзному разговору.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: урок в рамках стратегии смыслового чтения.

Технологии, применяемые на уроке:

  • технология применения средств ИКТ в предметном обучении;
  • технология критического мышления.

Какое наслаждение уважать людей
Из «Записных книжек» А.П.Чехова

Не более несчастья, как быть лишённым к себе уважения

Цели учителя:
1. Выявить авторскую позицию в поэме, показать своеобразие разрешения проблемы силы и слабости в человеке.
2. Развивать умение учащихся давать сопоставительную характеристику героев на основе текста произведения.
3. Способствовать формированию правильного понимания личной свободы. Воспитывать гуманное отношение к людям, умение оказать моральную поддержку нуждающимся.

Цели ученика:
1. Выявить авторскую позицию в поэме, показать своеобразие разрешения проблемы силы и слабости в человеке.
2. Оценивать свою работу на основе критериев читательской грамотности

Методические приёмы: выразительное чтение, элементы анализа текста, работа с кластерами, таблицами, иллюстрациями.

Ход урока

1. Стадия вызова

Спетакль, одноактная пьеса, смотрим.

Жанр? (рассказ)

Особенности жанра? (2 героя, одна сюжетная линия, небольшой объём)

Итак, 2 героя, 2 точки зрения, 2 стратегии поведения, о которых мы сегодня будем говорить. Мы сами можем иметь мнение, отличное друг от друга.

- Итак, я прошу озвучить цель урока:

- Выявить авторскую позицию в рассказе А.П.Чехова «Размазня». Да, говорить мы будем об этом. И оценивать вы будете себя сами. Спросить я смогу не всех. Перед вами маршрутные листы, в которых вы увидите вопросы и задания сегодняшнего урока, баллы, 1б - за вопросы по содержанию, 2б - проблемные вопросы, связанные с текстом, 3б - вопрос, связанный с интерпретацией текста. Кого-то из вас я спрошу, кого-то нет, но вы на эти вопросы ответите сами себе и поставите баллы, если ответы будут верными.

2. Актуализация знаний (инвентаризация знаний по технологии критического мышления)

1.На доске «авторская позиция»

2. Как выражается авторская позиция в произведении? (актуализация составляющих авторскую позицию средств )

  • Заголовок
  • Портретная характеристика героев
  • Речевая характеристика героев
  • Поступки героем
  • Взаимоотношения героев
  • Пейзаж
  • Интерьер
  • Композиция

3. Рассказ написан А.П.Чеховым в 1893 г., когда писателя волновало настоящее и будущее России. В России шла капитализация , индустриализация. Становились прочнее товарно-денежные отношения: товар-деньги-товар. А.П.Чехов беспокоился за душевное благополучие людей, гуманизм, который должен одержать верх. Многие герои Чехова ощущают тупик, исчерпанность прежних форм жизни, но не знают, как иначе устроить ее, куда двигаться. В рассказах Чехова ощущается настроение общего неблагополучия, растерянности, охватившие значительную часть российского интеллигентного образованного общества рубежа XIX-XX веков

3. Погружение в эпоху

Сегодня мы с вами погружаемся в другую эпоху. Конец 19 века.

Мы с вами входим в господский дом, становимся свидетелями разговора между барином, главой семейства, и гувернанткой, воспитательницей его детей.

По каким признакам мы понимаем, что перед нами конец 19 века, какие слова- ориентиры мы должны истолковать для успешного погружения в эпоху.

Словарная работа

  • ГУВЕРНАНТКА (фр. gouverner - управитель) - нанятая воспитательница детей в семье. В отличие от няни воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определенными учебными предметами (прежде всего иностранным языком).
  • СЮРТУК (устар., от фр. surtout - широкая верхняя одежда). Мужская двубортная одежда с длинными почти до колен полами, в талию, обычно с отложным воротником.
  • Merci (франц.) - благодарю.
  • ГОРНИЧНАЯ - служанка, в обязанности которой входили уборка комнат и другие домашние работы (кроме стряпни).
  • ЦЕРЕМОННЫЙ - 1. Торжественный и чопорный. Церемонный поклон. Склонный к церемониям, жеманный.
    - Почему барин, в своей речи, обращаясь к Юлии Васильевне добавляет «с»?
    (Буква же "с", добавляемая в конце слова, обозначала сокращённое "сударь" или "сударыня". Поэтому когда кто-то говорил: «Извольте-с!», это следовало понимать как «Извольте, сударь или сударыня!»

4. Внимательное прочтение текста (нахождение и извлечение информации из текста)

Итак, мы оказались в конце 19 века, вошли в один из господских домов, познакомились с героями, стали свидетелями их разговора. Итак, внимательны ли мы к тому, что увидели и услышали?

- Как зовут главную героиню рассказа А.П.Чехова «Размазня» (Юлия Васильева)

- Какова месячная зарплата гувернантки? (40 рублей)

- В течение какого времени работала гувернантка? (2 месяца)

- За что хозяин хотел вычесть деньги из зарплаты Юлии Васильевны? (Порванный сюртучок Коли, украденные ботинки дочери, разбитая фамильная чашка)

5. Интерпретация текста

Важным элементом авторской позиции является речевая характеристика героя. Сейчас выпишите ремарки автора (замечания по поводу речи героя).

Графа, посвящённая герою-барину, останется пока пустой.

Барин

Юлия Васильевна

Говорит уверенно, самодовольно, высокомерно, наслаждаясь собственной возможностью проучить героиню.

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..
- Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но - ни слова!..
- Шепнула
- Оба глаза наполнились слезами... На длинном хорошеньком носике выступил пот

- Можем ли мы представить речевую характеристику героя, если рассказ ведётся от 1 го лица?

- Да, мы можем это сделать, видя, что он говорит и как при этом поступает. Попробуем это сделать за А.П.Чехова, как если бы рассказ был написан от 3-го лица.

- Речь даёт нам ключ к характеру героев. Охарактеризуйте героев рассказа А.П.Чехова: барина и гувернантку Юлию Васильевну.

Барин

Юлия Васильевна

Самодовольный, уверенный в своей правоте. Верит в то, что подобные уроки «жизни» необходимы таким людям, как Юлия Васильевна.

Скромная, робкая добросовестная, вынужденная терпеть несправедливость, она благодарит его за «малые деньги», «ведь другие и вовсе не платили».

6. На чьей вы стороне? (осмысление и оценка текста)

- Сегодня мы выяснили, что заголовок тоже отражает авторскую позицию.

- Попробуем дать толкование слову «Размазня» или обратимся к словарю С.И.Ожегова

РАЗМАЗНЯ, -и, ооо. мн. -ей (разг.). 1. ж. Жидкая каша. Гречневая р.
2.м. и ж. Вялый, нерешительный человек (пренебр.).
3. ас. О чем-нибудь, неопределенном, неотчетливом, неясно выраженном (неодобр.). Написал какую-то сентиментальную размазню.

- К кому относится этот заголовок?

- Это герой так думает о героине или это мнение автора? (Скорее всего, так думает герой, после разговора с ней он говорит: «Разве можно быть такой размазнёй?»)

- Хотели бы вы, чтобы вас так учили, чтобы такие уроки проводили с вами дома и в школе?

- Что подумал рассказчик, когда смотрел в след уходящей гувернантке? (легко быть сильным.

- Какой смысл вкладывает герой в эти слова?(герой доволен своим уроком. Он надеется, что гувернантка его усвоила, в следующий раз она не позволит унизить себя.)

Автор?

Давайте сравним эти высказывания, выясним общие и различные черты (кольца Венна). (Справка: впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге «Символическая логика». Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. «Кольца Венна» помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной теме.

Герой

Общее

Автор

Легко на этом свете быть сильным.

Герой считает, что легко на свете быть сильным и воспитывать слабых

И герой, и автор подчёркивают, что в главным качеством в человеке должна быть сила.

Автор считает, что легко на свете быть сильным среди слабых.

- Итак, Заканчивая наш урок, мы возвращаемся к жанру произведения: юмористический рассказ. Над чем смеётся Антон Павлович в своём произведении? (над слабостью героини и над мнимой силой героя)

- Над чем заставляет задуматься автор? (В чём сила и слабость человека- такова тема нашего урока)

- Чем мы занимались и к каким выводам пришли?

- Назовите ключевые слова урока? (Авторская позиция, речевая характеристика героев)

Возвращаемся к жанру: это юмористический рассказ. Какой бы комментарий вы дали к нему? Над чем смеётся автор? (Над мнимой силой и слабостью человека)

Домашнее задание: ответить на вопрос: в чём сила и слабость человека?

Приложение "Проверяемые виды читательской деятельности по рассказу А.П.Чехова «Размазня»"

Презентация