Литература
-
Анализ лирического стихотворения. Ф.И. Тютчев. "Листья". 6-й класс 2011
Представлен конспект урока, направленного на обучение школьников анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания. При работе над текстом особое внимание уделяется анализу изобразительно-выразительных средств, вводится понятие «философская лирика». В ходе урока формируется представление о подлинных жизненных ценностях.
-
Русский бунт. Изучение трагедии С.А. Есенина "Пугачев" 2011
В предлагаемом материале рассматривается проблема русского бунта в ходе анализа трагедии С.А. Есенина «Пугачёв». Произведение изучается в контексте отечественной истории и литературы, проводятся параллели с «Капитанской дочкой» А.С. Пушкина, историческими и культурными событиями XX века.
-
Ф.И. Тютчев. Лирика природы. 9-й класс 2011
Этот урок поможет детям разобраться в особенностях пейзажной лирики Тютчева. Тютчев-мыслитель, часто обращаясь к природе, видит в ней неиссякаемый источник для размышлений. В его стихах красота поэтических образов сочетается с глубиной мысли и остротой философских обобщений. Особое место в лирике занимает тема человека и природы.
-
Литературная композиция "Идут по войне девчата…" 2011
Представлена литературная композиция «Идут по войне девчата», которую можно использовать как для внеклассной работы, так и на уроках литературы. В ней использованы стихи Ю.Друниной, материал из книги С.А. Алексиевич «У войны не женское лицо», который использован для написания небольшой сценки.
-
Система уроков по теме «"Помещики-"расточители" и помещики-"накопители" в поэме Н.В, Гоголя "Мёртвые души"» 2011
Уроки помогут учителю рассмотреть образы помещиков; выделить главные черты характера, особенности портрета для анализа образа. В результате ученики научатся подмечать новые особенности персонажей, работая с текстом.
-
Организация и проведение литературного вечера "Няне А.С. Пушкина посвящается" 2011
Данная статья представляет собой паспорт творческого проекта, разработанного и реализованного группой учащихся 9–11-х классов под руководством учителя русского языка и литературы.
-
Интегрированный урок (литература + ИЗО) по теме "Образ богатыря как образ могучего защитника Родины" 2011
Интегрированный урок в 7-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся об особенностях жанра былин, предусматривает исследование образа русского богатыря в литературе и живописи. При подготовке к данному уроку учащиеся разделились на группы: «Исследователи слова», «Историки», «Искусствоведы», «Художники-костюмеры». К уроку была сделана общая презентация с использованием презентаций учащихся.
-
Урок литературы "Уроки дедушки Крылова". 5-й класс 2011
Использование инсценированного чтения и чтения в лицах – необходимый атрибут подобных уроков. Формируются артистические навыки школьников среднего звена, ребята учатся в игре передавать характерные черты героев. Работа на уроке ориентирована на формирование у школьников общекультурных и литературоведческих компетентностей.
-
Мир семьи в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Толстой о семье и современный взгляд на нее 2011
Автор знакомит учащихся с ролью семьи в понимании Толстого и на современном уровне. Учит рассуждать, делать выводы, пересказывать близко к тексту.
-
Воспитательные эффекты уроков литературного чтения 2011
Аналитическая статья о проблемах развития культуры чтения, эстетической грамотности учащихся, умении воспринимать произведения литературы и искусства в соответствии с их природой.
-
"Сплошное сердце". Опыт литературно-лингвистического анализа стихотворения В.В. Маяковского "Лиличка". 10-й класс 2011
Цель статьи – показать опыт литературно-лингвистического анализа работы со стихотворным текстом. Литературно-лингвистический анализ лирического стихотворения позволяет интегрировать уроки русского языка, литературы, словесности, использовать новые педагогические технологии, совершенствовать общеучебные навыки.
-
Понятие об обобщенном образе. Национальный характер (по поэме А.Твардовского "Василий Теркин") 2011
Урок построен на анализе текстов поэмы, стихотворения "Я убит подо Ржевом" и результатах исследовательской работы по литературному краеведению "Закрытые страницы Великой Отечественной войны. Ржевско-Вяземская операция".
-
Словарно-этимологический комментарий к рассказу М.Е. Салтыкова-Щедрина "Богатырь" 2011
Сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых людей, борьбу добра и зла, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века, в эпоху становления буржуазного строя. Именно в этот период с особой остротой проявлялись основные свойства эксплуататорских классов, их идейные и моральные принципы, их политические и духовные тенденции.
-
"Поэзия – говорящая живопись" (урок литературы, посвященный творчеству Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 2011
Разработка посвящена актуальной теме развития мотивации и творческого характера учебной деятельности на уроках литературы и представляет собой обобщающий урок по лирике русских поэтов, проводимый в группах 1-го курса колледжа.
-
Обзор жизни и творчества С.А. Есенина 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством русского поэта.
-
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2011
В помощь учителю предложен урок, на котором художественными средствами, описаниями природы, народных обычаев показан колоритный образ народа, населяющего Украину.
-
Урок-проект "Пантеон славянских богов" 2011
Прежде чем начинать преподавание основ православной культуры и мировых религий, необходимо познакомить детей с традиционной русской культурой и дохристианскими верованиями славян. Представлен конспект урока по славянской мифологии, ориентированного на проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
-
"Две встречи, изменившие жизнь". По рассказу А.Грина "Зеленая лампа" 2011
Методика открывает реальные возможности для выявления особенностей эмоциональной сферы учащихся с нарушением интеллекта. Она обусловлена утверждением в коррекционной психологии и педагогике идей личностно ориентированного подхода, повышением требований общества к качеству подготовки умственно отсталых к жизни.
-
Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" 2011
Автор формирует умения анализа эпического произведения. Учит пониманию роли художественной детали в произведении, стимулирует у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учит жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. Формирует у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.
-
Литературно-музыкальная композиция к юбилею Победы "Жди меня" 2011
Сценарий спектакля – авторский проект, основанный на литературных произведениях, песнях военных лет о войне. Он показывает картину истинной трагедии начала ВОВ.
-
Человек и природа. В.П. Астафьев "Царь-рыба". 11-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с автором, Человеком и Гражданином и его произведением "Царь-рыба". Совершенствуют умение анализировать ключевые сцены. Понять позицию автора в произведении.
-
Семейная викторина по повести-сказке "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери 2011
Викторина позволяет решить многие педагогические задачи, активизирует использование книжных фондов школьной библиотеки, привлекает новых читателей - родителей, способствует глубокому восприятию художественной литературы, возрождает традицию семейного чтения.
-
Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Филологии" (игра по станциям для 5–6-х классов) 2011
Внеклассная работа по предметам литература и русский язык. Цель мероприятия – в игровой форме проверить знания учащихся 5–6-х классов в разных областях филологии. Командная игра поможет проверить умение детей работать в коллективе в экстремальных условиях: пребывание на станциях ограничено временем.
-
Урок литературы в 5-м классе "Басни И.А. Крылова и их исторические корни" 2011
Цель урока: знакомство с литературоведческим определением жанра басни и притчи, их особенностями; сравнение сюжетов басен Эзопа, Лафонтена, Крылова на примере басни «Лисица и виноград»; знакомство со старославянской притчей «О лисице и о винограде»; выявление общих черт и различий; соотнесение морали в басне и поучения в притче.
-
Педагогический образовательный проект "Калейдоскоп. Развитие и поддержка детского литературного творчества" 2011
Проект позволил создать условия для реализации литературных способностей обучающихся и их занятости во внеурочное время, он содействует расширению коммуникативных и лингвистических компетенций обучающихся, несет профориентационную направленность, предполагает использование современной компьютерной техники и имеет высокую степень реализации. Продукт нашего проекта – журнал-альманах, призванный освещать образовательные, спортивные и творческие достижения учащихся, а также события школьной жизни.
-
Дневник Софьи (урок культурологической направленности по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума") 2011
Урок нацелен на то, чтобы дать всестороннюю характеристику образа Софьи через взаимоотношения с Молчалиным и Чацким. В ходе урока учащихся знакомятся с бытовой стороной эпохи XIX века – ведением дневниковых записей. Анализируя возможные записи в дневнике Софьи Павловны Фамусовой, учащиеся характеризуют героев «любовного треугольника», выявляют авторскую позицию.
-
Маяковский – автор нового словаря 2011
На уроке проводится лингвистический анализ стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» для определения значения и роли авторских неологизмов в стихотворении. Результатом работы является создание «Словаря неологизмов Маяковского».
-
Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк") 2011
На уроке продолжается знакомство с творчеством И.С. Тургенева посредством одного из рассказов из цикла "Записки охотника".
-
Жизнь и творчество И.А. Гончарова. Гоголевские мотивы в романе И.А. Гончарова "Обломов" 2011
Работа над литературными произведениями предполагает сравнение героев разных эпох. При обращении к литературе 2-й половины XIX века возможны параллели с произведениями 1-й половины XIX века. В работе осуществлена попытка провести исследовательскую работу на материале романа И.А. Гончарова «Обломов» и поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души», чтобы помочь учащимся увидеть общие идеи, схожесть портретов героев, их привычек.
-
Анализ эпизода "Пожар в Смоленске" по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" 2011
В процессе изучения художественных произведений учащиеся неоднократно анализировали отдельные сцены произведения: следили за диалогами, монологами, спорами героев, рассматривали роль пейзажа в отдельных сценах. Анализировать художественный текст необходимо при любой работе над художественным произведением - устный ответ, сочинение, сдача ЕГЭ, который активно внедряется в качестве новой экзаменационной модели при итоговой аттестации учащихся.