Цели урока:
- расширить понятия юмора и сатиры, учиться видеть их в тексте художественного произведения;
- вспомнить особенности жанра сказок , их виды;
- выяснить особенности сказок Салтыкова-Щедрина;
- определить, что является источником сатиры писателя , его гражданскую позицию;
- воспитывать чувство гражданственности на основе изучения сказки С-Щ “Медведь на воеводстве” и жизненных принципов писателя-сатирика.
Домашнее задание к уроку :
- Вспомнить особенности жанра русской народной сказки, её отличия от литературной ; привести примеры сказок.
- Повторить понятия юмора и сатиры, художественные приёмы, вспомнить изученные юмористические и сатирические произведения.
- Прочитать сказку С-Щедрина “Медведь на воеводстве”, определить её тему , идею, систему образов.
- Нарисовать иллюстрации к сказке (по желанию).
Наглядный материал к уроку:
- Стенд “Иллюстрации к сказкам С-Щедрина”.
- Портреты Салтыкова-Щедрина.
- Иллюстрации учащихся к сказкам.
- Схема “Виды комического”.
- Опорные теоретические понятия.
- Эпиграф к уроку.
“Сказка – ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
А.С.Пушкин“Хотелось бы продолжить смеяться ,да нет , нельзя; даже сделается жутко...”
Жемчужников
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Задача урока – понять на основе анализа сказки С-Щ “Медведь на воеводстве”, что лежит в основе сокрушительной сатиры писателя , учиться анализировать сатирические произведения , вспомнив основные теоретические понятия , связанные с анализом сказки С-Щ и сатирического произведения вообще.. Кроме того , мы попробуем хотя бы приблизиться к тому пониманию гражданственности и патриотизма , который был у великого писателя-сатирика. Обычно замечается то , что вызывает смех, а не то, что придаёт ему целительное значение. Поэтому нам необходимо научиться видеть не только те уродства и пороки, которые обличает сатирик, но и тот идеал, с высоты которого он произносит свой приговор, то будущее, о котором он мечтал и стремился его приблизить. Пожалуй, лучше всего это сделать на основе анализа сказок С-Щ., ведь этот жанр знаком нам с детства, кажется более доступным.
2. Работа по теме урока.
1) Понятие сказки как жанра, типы народных сказок.
– Что такое сказка? (о/в на 1 эпиграф к уроку).
– Какие виды сказок вы знаете? Приведите примеры. (О животных – “Теремок”, “Лиса и журавль”; волшебные – “Кот в сапогах”, “Ковёр-самолёт”; социально-бытовые – “Мужик и медведь”, “Сказка о попе и его работнике Балде”.
– Кто является автором сказок? Как в зависимости от этого они называются? (Народ – это народные сказки; писатели – это литературные сказки.)
– Кого из писателей, работавших в жанре сказок, вы знаете? Назовите литературные сказки, которые вам больше всего запомнились?
2) Закономерность обращения С-Щедрина к жанру сказки.
– Как вы думаете, что заставило писателя-сатирика обратиться к детскому жанру сказки?
Сказки С-Щ писал для “детей изрядного возраста”, то есть, для взрослых, которые нуждаются в сказках, которым этот жанр литературы наиболее привычен, понятен, которые нуждаются в воспитании, им нужно открыть глаза на мир- это простой народ. Кроме того, обращение к детскому литературному жанру объяснялось желанием С-Щ. притупить бдительность цензуры на столь сатирические произведения. Хотя цензоры не были так уж наивны. Например, цензор Лебедев прямо отмечал: “Намерения г. Щедрина издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими недороже 3-х копеек, а следовательно для простого народа, более чем странно. То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического устройства.” Мнение Лебедева совпадает с мнением о сказках С-Щ. Жемчужникова (см. 2-й эпиграф).
Форма сказок отвечает запросам писателя, так как она доступна неискушённому читателю и сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, то есть сама природа жанра отвечает художественным запросам Салтыкова-Щедрина.
Надо отметить, что сказки С.-Щ. не всегда относятся к традиционным сатирическим жанрам, хотя жанровые формы их разнообразны: сказка, сатирическая история, сатира в прозе, очерк, рассказ, сцена, письмо, летопись, но все они “ замешаны” на комической “закваске”, во всех звучит смех с бесконечным разнообразием оттенков- от сочувствия до презрения.
Смех всегда казался “градоначальникам” всех рангов самым тяжёлым злоумышлением и злодеянием. Видимо, поэтому ни один из русских писателей не подвергался таким гонениям, как С-Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдал, великий сатирик однажды назвал среди них “цензурные сердцебиения”.
3) Закрепление понятия “Эзоповский язык.
О себе Салтыков-Щедрин говорил так: “Я – Эзоп и воспитанник цензорного ведомства”.
– Кто такой Эзоп? (Эзоп – древнегреческий баснописец 6 в. до н. э., создатель басен с мудрой иронией).
Чтобы обойти цензурные препятствия, С-Щ. создал особый язык, особую манеру письма. Язык он называет “эзоповским”, а манеру “ рабьей”, так как рождается она в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена, жили “с кляпом во рту”.
– Что такое эзоповский язык?
(Эзоповский язык – это аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемнённый, полный недомолвок и намёков.) Но читатель-друг легко понимал и усваивал эти зашифрованные понятия. (Например, выражения “бараний рог”, “ежовые рукавицы”, “куда Макар телят не гонял”, “человек лебеды” говорят об арестах, ссылках без суда и следствия за свободомыслие, о крестьянине, который питается лебедой.)
Сам С-Щ. замечал, что “эзоповский язык не безвыгоден”, так как изобретая иносказания, меткие метафоры, писатель кратко и выразительно раскрывает сущность осуждаемых им явлений и они прочно врезаются в память читателя”. Например: “Пенкосниматель” – ловкий писатель, работающий для выгоды “Помпадуры” – чиновники, которые пользуются благоволением начальства (“помпа – показная пышность + “дурь”). Эти слова-образы прочно вошли и в наш обиход.
4) Сравнение сказок С-Щедрина с народными сказками.
– Какие сказки С-Щ прочитали? Что они высмеивают?
– В чём сходство этих сказок с народными? (Народный язык, герой – мужик, обладающий робкостью, смекалкой, трудолюбием.)
– Какие черты характеров символизируют образы животных? Совпадают ли они в народных сказках и сказках С-Щ.?
– Есть ли какие различия в этих сказках? В чём они? (Народные оканчиваются обычно победой мужика, а у С-Щ. концовка благополучна для барина. Автор показывает противоречие между возможностями народа и его рабской покорностью.)
5) Особенности сказок С-Щедрина.
(Запись в тетради).
– Сочетается наивная фантастика с правдивым изображением современной писателю действительностью.
– Иносказательный, эзоповский язык.
– Крайнее преувеличение черт, присущих героям - гиперболизация черт характеров героев.
– Сочетание обличения с указанием идеала.
– Сплав комического и сатирического.
6) Повторение понятий комического, сатирического и юмористического, иронического и саркастического.
– Как вы понимаете, что такое комическое в художественной литературе?
– Что такое сатира? Чем она отличается от юмора?
– Что такое ирония и сарказм? Чем они отличаются друг от друга? (Обобщающий материал записывается в тетради.)
Комическое в искусстве понимается как выявление и осмеяние жизненных несообразностей, разладов, абсурдных ситуаций. Эта форма оценки с высоты идеалов прекрасного и гармоничного.
В зависимости от характера явления, которое подвергается критике смехом, и от того, как относится к этому явлению художник, комическое выступает в следующих видах:
A) Если смех обличает, бичует, отрицает осмеиваемое явление, порождает гнев и ненависть по отношению к уродствам социального бытия, – это сатира.
Б) Если смех вскрывает несообразности ради совершенствования тех или иных явлений, пробуждает вместе с досадой сочувствие, подчас даже симпатию к объекту смеха, – это юмор.
B) Если произведение осмеивает и содержит в себе оценку того, что осмеивается, представляет собой тонкую, скрытую насмешку, – это ирония.
Г) Если в произведении проявляется злая, язвительная, обличающая, а иногда и горькая насмешка, – это сарказм.
Виды комического | |||
Сатира (Бичевание. |
Юмор (Вскрытие недостатков |
Ирония (Скрытая насмешка) |
Сарказм (Злая, горькая насмешка) |
Комическое может составлять основу художественного произведения, может быть одним из компонентов в стиле художника, сочетаясь с драматическим, трагическим и так далее.
– Какой вид комического преобладает в творчестве С-Щедрина? (Сатира).
3. Анализ сказки Салтыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве”.
Задача работы: на основе анализа содержания, композиции, художественных образов, художественных приёмов сказки “Медведь на воеводстве” подтвердить особенности сказок С-Щ., которые мы выяснили.
1) Построение сказки.
– Из каких частей состоит сказка? (Вступление + 3 части, рассказывающих о правлениях Топтыгина 1,2,3.)
– Почему нет заключения? (Вступление и заключение должны по правилам художественного текста соответствовать друг другу.)
– Прочитайте вступление. Каков его смысл?
– Почему С-Щ. не написал заключения?
2) Анализ героев сказки.
– Кто герои сказки? (Три Топтыгина со своими чертами характера. Рассказ о них и лежит в основе композиции.)
– Дайте им характеристики, исходя из текста. Обратите внимание на иллюстрации, прокомментируйте их.
3) Анализ идеи сказки.
Характеристики героев не дают нам понимание идеи сказки.
– Что даёт понимание идеи? (Дела героев, их деяния + реакция на них народа – обитателей “леса” и начальства – Льва (символ грубой силы) и высокопоставленного, влиятельного первого помощника его – Осла (символ глупости). Именно они, то есть сила, власть и глупость поставлены обществом главными судьями над тем, что происходит в обществе.)
4) Идейно-содержательный анализ глав с выделением характерных художественных приемов, – ирония, гротеск, сатира, юмор.
Вид деятельности учащихся – работа по тексту сказки.
5) Выводы по сказке.
(Учащиеся конспектируют основные положения).
Сказка “Медведь на воеводстве” – о мракобесии администраторов. Под пером сатирика туповатый, иногда злой, иногда добродушный косолапый Медведь приобретает черты мракобеса-администратора, который истребляет крамолу, притесняет народ и уничтожает просвещение.
Мастер эзоповских речей в своих сказках, написанных в основном в годы жестокого цензурного гнёта, широко использует приём иносказания. Это позволяет С-Щ. не только зашифровать, спрятать истинный смысл сатиры, но и выявить в своих персонажах нечто самое главное, самое характерное.
Образы щедринских Топтыгиных, совершающих в лесной трущобе мелкие, срамные злодеяния или крупные кровопролития, как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Иносказание давало возможность в подцензурном произведении и неизбежное свержение этого строя, (идея произведения). Деятельность Медведя, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его “уважили” мужики, посадив на рогатину.
Таким образом, опираясь на народную мудрость, используя богатство народной речи и образы, созданные народом, проникнувшись чисто народным юмором, Щедрин создаёт произведения, цель которых - пробудить народ, воспитать его в свободолюбивом духе, всколыхнуть в нём чувство собственного достоинства, чувство ответственности за свою жизнь. Великий сатирик стремится к тому, чтобы “дети изрядного возраста” возмужали.
6) Творческое задание.
– Какой бы вам хотелось видеть концовку произведения?
– Почему от такой концовки, на ваш взгляд, отказался Щедрин?
Задание: напишите свою концовку сказки “ Медведь на воеводстве” для сегодняшнего времени. Будет ли она отличаться от финала, реалистичного для 60-х годов 19 века?
Домашнее задание:
- Написать микро-сочинение на тему: “ Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?”
- Найти, прочитать современный сатирический рассказ, проанализировать его, определив тему, идею, дав характеристику образов. Сравнить со сказками С-Щедрина.
- Индивидуальное задание по желанию: инсценировать сатирический рассказ или понравившийся отрывок (для инсценировки можно взять произведение С-Щедрина).
Литература
- Словарь литературоведческих терминов под редакцией С. В. Тураева. М., Просвещение 1974 г.
- М.Е.Салтыков-Щедрин. “Сказки для детей изрядного возраста”. Сказка “Медведь на воеводстве”.
- Сборник статей о творчестве Салтыкова-Щедрина к 175-летию. Сатира Салтыкова-Щедрина.
- Журнал “Литература в школе”, № 6, 2001 г.
- Денисюк Н. Критическая литература о произведениях Салтыкова-Щедрина. Выпуск 1-5. М., 1905 г.