Цель: помочь детям ощутить атмосферу, царившую в кафе, хоть на минуточку оказаться посетителями кафе, почувствовать силу творчества поэтов "Серебряного века", соприкоснуться с прекрасным.
Оборудование: шляпа, веер, ноты, горящие свечи; класс оформлен под кафе: накрытые столы, вазы с цветами, половой кафе, чайные приборы.
В течение всего вечера звучит музыка Бетховена "Соната №14", идет показ слайдов с видами Санкт-Петербурга, кафе "Бродячая собака", портретами поэтов.
Начинает работу кафе учитель, далее выступают дети в роли чтецов и представителей "Серебряного века".
Учитель: Добрый день, дамы и господа! Сегодня мы попытаемся с вами переступить порог времени и оказаться в начале 20 века. Попытаемся почувствовать ту эпоху, увидеть, чем жила в то время лучшая часть населения, которая переживала за судьбу своей страны, за судьбу своего народа и своим поэтическим словом отозвалась на происходившие в то время события.
Шум города затих,
Тоски распались узы.
И чувствует душа
Прикосновенье музы.
Звучит музыка, гаснет свет, зажигаются свечи. На фоне музыки звучат слова: дорогие друзья, музы приглашают нас в город Петербург.<Приложение. Слайд 1,2,3>. Включим фантазию, пройдём по широким улицам города и остановимся у дверей литературного кафе "Бродячая собака". <Приложение. Слайд 4>. Это один из самых известных литературно - артистических клубов Петербурга начала 20 века. Хотите узнать историю его возникновения? Тогда усаживайтесь поудобнее, слушайте и смотрите.
Ученик: В один из ненастных вечеров осени 1911 года к Николаю Могилянскому, учёному-этнографу, ворвался его земляк Борис Пронин. Как всегда розовый, с взъерошенными каштановыми кудрями, возбуждённый, с несвязной, прерывистой речью и оборванными фразами:
(Инсценирование. За столом работает Могилянский)
- Понимаешь! Гениальная идея! Всё готово! Это будет замечательно! Да вот беда - надо денег! Ну, я думаю, у тебя найдётся рублей 25! Тогда всё будет в шляпе! (Пронин взволнованно ходит по комнате).
Ученик: Могилянский был завален работой, ему были давно известны всякие проекты, планы и предприятия Бориса Пронина. Но сразу мелькнула мысль: за 25 рублей моментально можно прекратить беседу, которая могла стать длинной.
Могилянский: Денег рублей 25 я тебе дам, но скажи в двух словах, что ещё изобрёл и что затеваешь?
Пронин: Мы откроем здесь "подвал"- Бродячую собаку". Это будет и не кабаре, и не клуб. Ни карт. Ни программы. Всё будет замечательно!
Ученик: Могилянский вынул деньги и сказал: "Выбирайте меня в члены "Собаки", но я прошу лишь одного: пусть это будет по соседству со мной, иначе не буду ходить!"
Потом Николай и думать забыл и о "Собаке", и о Борисе. Но вот удивление! Получает повестку: "Собака лает тогда-то" и адрес приложен.
Ученик: "Бродячая собака" была открыта 31 декабря 1911 года и работала три раза в неделю: понедельник, среду и пятницу. К одиннадцати часам, официальному часу открытия, съезжались одни "фармацевты". Так на жаргоне "Собаки" звались все случайные посетители. Они платили за вход три рубля. Пили шампанское и всему удивлялись.
Ученик: Комнат всего было три: буфетная и две залы. Стены подвала пёстро расписаны, в главной зале вместо люстры выкрашенный сусальным золотом обруч. Горит камин, на одной из стен большое овальное зеркало. Под ним длинный диван - особо почётное место. Низкие столы, соломенные табуретки. Всё это потом вспоминала Анна Ахматова:
Да, я любила их - те сборища ночные,
На низком столике - стаканы ледяные.
Над чёрным кофеем голубоватый пар,
Камина красного тяжёлый зимний жар,
Весёлость едкую литературной шутки -
И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий.
Ученик: (Стучит карандашом по графину). Господа, послушайте! Давайте поговорим о поэзии. Ведь правда, что поэзия рубежа веков оказалась наиболее восприимчивой к духовной атмосфере. Мы, молодые поэты, продолжили традиции русской поэзии, для которой человек был важен сам по себе, важны его мысли и чувства, его отношение к вечности, к любви, смерти, красоте в их философском смысле.
Ученик: Действительно, мы, модернисты создали произведения искусства, сближающие человека с природой, человека с человеком. Дмитрий Мережковский утверждал, "что современные люди стоят беззащитные, лицом к лицу с несказанным мраком, на пограничной черте света и тени". Мир во всём его многообразии нашёл воплощение в символизме, акмеизме, футуризме.
Что мне приснится, что мне вспомянется
В последнем всплеске бытия?
На что душа моя оглянется,
Идя в нездешние края?
На что-нибудь совсем домашнее,
Что и не вспомнить вот теперь:
Прогулку по саду вчерашнюю,
Открытую на солнце дверь
Ученик: Поэзия - это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлёты и падения, обретения и потери: А что ждало человека впереди? Этого никто не знал. Только поэты почувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. И стих этот был ярко индивидуален.
Ученик: Владимир Сергеевич Соловьёв - философ, богослов, публицист и поэт. <Приложение. Слайд 5>. Оставил много статей, посвящённых русской литературе. Был кумиром для молодых поэтов начала века.
Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам.
Всё, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждою творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
Ученик: Публичные выступления Мирры Александровны Лохвицкой имели шумный успех. <Приложение. Слайд 6>. Впервые она напечаталась в 1888 году, а известность приобрела к 1892 году.
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых-
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной,-
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня.
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной.
В тумане свет провидя звёздный
Из звёзд сплетённого венца.
Ученик: Фёдор Сологуб широко начал печататься в 90-х годах. <Приложение. Слайд 7>
Я - бог таинственного мира,
Весь мир в моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
Ученик: Велимир Хлебников в печати дебютировал в 1908 году. <Приложение. Слайд 8>. Вёл страннический образ жизни, редко завершал свои работы и мало заботился о их сохранности. В печать его стихи обычно готовили и сдавали друзья.
Ещё раз, ещё раз,
Я для вас
Звезда.
Горе моряку, взявшему
Неверный угол своей ладьи
И звёзды:
Он разобьётся о камни.
О подводные мели.
Горе ивам, взявшим
Неверный угол сердца ко мне:
Вы разобьётесь о камни,
И камни будут надсмехаться
Над вами,
Как вы надсмехались надо мной.
Ученик: Каждый поэт - ярчайшая индивидуальность, бесспорно одарённая личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее. Каждый стремится вобрать в своё творчество, в воображение и душу весь мир - космос, вечность, явления живой природы, культуры. Поэтому подобное стремление других поэтов воспринималось как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание доказать во что бы то ни стало свою правоту читателю.
Ученик: Николай Степанович Гумилёв и его молодая жена Анна Андреевна Ахматова, уже признанный поэт и начинающая поэтесса, появлялись в кафе во втором часу ночи. <Приложение. Слайд 9,10,11,12>. Читаются стихи по кругу, очередь доходит до этой смуглой и тонкой дамы. Она тоже "пишет". Ну, разумеется, жёны писателей всегда пишут, жёны художников всегда возятся с красками, жёны музыкантов играют. Эта чёрненькая, смуглая, кажется, даже не лишена способностей. Ещё барышней она писала:
И для кого эти бледные губы,
Станут смертельной отравой?
Негр за спиной, надменный и грубый,
Смотрит лукаво.
(Инсценирование)
Ученик: Мило, не правда ли? И непонятно, почему Гумилёв раздражается, когда о его жене говорят как о поэтессе?
Ученик: А Гумилёв, действительно, раздражается. Он тоже смотрит на её стихи как на причуду "жены поэта". И причуда эта ему не по вкусу. Когда их хвалят,- насмешливо улыбается:- Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве хорошо вышивает.
- Анна Андреевна, вы прочтёте?
Лица присутствующих расплываются в снисходительную улыбку. Гумилёв с недовольством стучит папироской о портсигар.
Ученица:- Я прочту,- говорит Ахматова. Глаза горят растерянно и гордо. Голос слегка дрожит.
- Я прочту.
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось ,что много ступеней,
А я знала - их только три!
Между клёнов шёпот осенний
Попросил: "Со мною умри.
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой".
Я ответила: "Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой:"
Это песня последней встречи.
Я взглянула на тёмный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно - жёлтым огнём.
Ученик: Это стихотворение о любви, о несбывшихся надеждах, о трагедии расставания, расставания навеки.
Ученик: Они были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих голубков. Их отношения скорее были тайным единоборством - с её стороны для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны - желанием не поддаваться никаким колдовским чарам и оставаться самим собой, независимым и властным:увы, без власти над этой вечно ускользающей от него многообразной и не подчиняющейся никому женщине.
Ученик: Поэзия "Серебряного века" немыслима без Гумилёва. Создатель литературного течения акмеизм, он завоевал интерес читателей не только талантом, оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям, которые стали частью его жизни и творчества.
(Инсценирование)
Ученик: Вот он сидит чересчур прямо, высоко подняв голову. Узкие руки с длинными пальцами, похожими на бамбуковые палочки, скрещены на столе. Одна нога заброшена на другую. Он сохраняет неподвижность. Только бледные губы шевелятся на его застывшем лице.
Ты совсем. Ты совсем снеговая.
Как ты странно и страшно бледна!
Почему дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?
Отвернулась, печальной и гибкой:
Что я знаю, то знаю давно.
Но я выпью, я выпью с улыбкой
Всё налитое ею вино.
А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель:
И приду к ней, скажу: "Дорогая,
Видел я удивительный сон,
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.
Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далёким, далёким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня:
И мне сладко,- не плачь, дорогая,
Знать, что отравила меня.
Ученик: Революцию 1917 года он принял - да. Пожалуй, никак не принял. О политических убеждениях писал: "Аполитичен". В августе 1921 года был арестован по подозрению в участии в белогвардейском заговоре. На следствии он не пытался спасти свою жизнь, а гордо заявлял о своих монархических убеждениях. 24 августа был расстрелян по постановлению Петербургской Губчека.
Ученик: В "Бродячей собаке" было тесно, очень душно, очень шумно и не то чтобы весело: нет, точное слово для царившей атмосферы подобрать было трудно. <Приложение. Слайд 13>. Крошечная, сколоченная из тёса эстрада была посвящена музам. На ней читали стихи, доклады, музицировали, устраивали диспуты, импровизировали.
Ученик: Кого только из писателей. Актёров, художников не видели и не слышали эти пёстро раскрашенные стены. Среди завсегдатаев кафе был Бальмонт. <Приложение. Слайд 14>.
Слегка рыжеватый, с живыми быстрыми глазами, с высоко поднятой головой, бородка клинышком, вид боевой.
Ученик: Россия была влюблена в Бальмонта. Все - от светских салонов до глухого городка в провинции - знали его. Его знали, декламировали и пели с эстрады. Тэффи так вспоминала о встрече Бальмонта в "Бродячей собаке":
Ученица: " Его приезд - настоящая сенсация. Как все радовались! Приехал! Приехал! - ликовала Анна Ахматова.- Я видела его, я читала ему свои стихи". Он вошёл, высоко подняв лоб, словно нёс золотой венец славы. Шея его была дважды обвёрнута каким - то лермонтовским галстуком, какого никто не носит. Рысьи глаза, длинные рыжеватые волосы. (Инсценирование)
<Приложение. Слайд 14>
Ученик:
Я русский
Я русский, я русый, я рыжий.
Под солнцем рождён и возрос.
Не ночью. Не веришь? Гляди же
В волну золотистых волос.
Я русский, я рыжий, я русый.
От моря до моря ходил.
Низал я янтарные бусы.
Я звенья ковал для кадил.
Я рыжий, я русый, я русский.
Я знаю и мудрость и бред.
Иду я - тропинкою узкой,
Приду - как широкий рассвет.
Ученик: Его встретили, окружили, усадили, ему читали стихи. Сейчас же образовался истерический круг почитательниц.
Ученица: (инсценирование) - Хотите, я сейчас выброшусь из окна? Хотите? Только скажите, и я сейчас же брошусь,- повторяла молниеносно влюбившаяся в него дама. Обезумев от любви, она забыла, что " Бродячая собака" находится в подвале и из окна никак нельзя выброситься. Можно было только выползти, и то с трудом и без всякой опасности для жизни. Бальмонт отвечал презрительно:
- Не стоит того. Здесь недостаточно высоко. Он, по-видимому, тоже не осознавал, что сидит в подвале.
Ученица: Да, где был Бальмонт, там были женщины, романтическая любовь и, конечно, стихи о любви.
Люблю тебя
Люблю тебя, люблю, как в первый час,
Как в первый миг внезапной нашей встречи.
Люблю тебя. Тобою я зажглась.
В моей душе немолкнующие речи.
И как мою любовь я назову?
Восторгом ли? Мученьем ли? Борьбою?
Нет конца, покуда я живу,
Затем, что я живу одним тобою.
Ученик:
К.Д.Бальмонту
Вечно вольный, вечно юный,
Ты как ветер, как волна,
Речь твоя поёт, как струны,
Входит в души, как весна.
Веет ветер быстролётный,
И кругом дрожат цветы,
Он ласкает, безотчётный,
Всё вокруг - таков и ты.
Ты как звёзды - близок небу.
Да, ты - избранный поэт!
Дара высшего не требуй!
Дара высшего и нет.
"Высшим знаком ты отмечен",
Чти свою святыню сам.
Будь покорен, будь беспечен,
Будь подобен небесам.
Ученик: Заранее приготовленной программы в кафе не было, но так как подвал всегда был полон артистической литературной братией, то программы налаживались сами собой. Было очень весело и интересно.
Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в историю. Теперь вы знаете, как была образована "Бродячая собака" и чем там занимались. А теперь погасим свечи и вернёмся в наше время. Сегодня в кафе среди вас есть тоже талантливые ребята. Поэтому мы откроем своё кафе "Бродячий щенок", в котором вы можете реализовать свои возможности.
Проводятся литературные конкурсы: на лучшего знатока произведений о собаках, Поэтический конкурс, театр-экспромт.
Учитель: Вот и закончилась наша встреча. Я была права, что здесь собрались талантливые люди. А объединили нас всех поэт "Серебряного века" и интерес к их стихам, необъяснимая прелесть которых побуждает к непрестанному исканию Красоты в серых дебрях безликой обыденности. Закончить нашу встречу я хочу экспромтом профессора Л.Н. Тавганова:
Вы прелестный нам дали урок.
Мы готовы всё время вас слушать.
Пусть заливисто лает щенок,
Пробуждая к поэзии души!