Цель урока: учить детей выражать свои эмоции, настроение, вызванное приходом весны.
Задачи:
А) обучения
- учить детей анализировать произведения, называть художественные особенности;
- учить детей выразительному чтению, передавать свои эмоции, чувства через чтение
Б) развития
- развивать умение устанавливать общие и отличительные признаки произведений; на основе сравнения делать вывод;
- развивать чувственное познание природы - восприятие;
- развивать умение наблюдать, устанавливать причинно-следственную зависимость между приходом весны и эмоциональным настроением человека
В) воспитания
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство гордости за красоту природы родного края
Оборудование: картины с изображением степи и леса весной, портреты и биографические данные писателей С.Сейфуллина и В.Жуковского, произведения авторов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа над пробуждением положительных эмоций
- Как вы ощущаете весну?
- Какие слова используете, чтобы передать это чувство?
- Расскажите, как вы радуетесь? Какими словами это можно передать?
3. Введение в тему. Отгадайте загадку.
Журчанье струек ручейка.
Артист несет под облака.
Весной, когда сойдут снега,
Он с высоты апреля,
Роняет звонко на луга
Отзывчивые трели.
Не зря к любимцу высоты
Открыто тянутся цветы,
Как чутким сердцем я и ты!
3. Сообщение темы урока. Постановка цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением "Жаворонок" С.Сейфуллина и В.Жуковского. На основе сравнительного анализа произведений нам необходимо установить взаимосвязь между изменениями в природе и эмоциональным состоянием человека.
4. Сообщение биографических данных писателей. (Выступает заранее подготовленная группа детей)
Сакен Сейфуллин (1894 - 1938) Сакен Сейфуллин - один из основоположников казахской литературы. Родился С. Сейфуллин в Карагандинской области в крестьянской семье. Учился в русской школе, затем в Омской учительской гимназии. Был членом молодежной организации "Бiрлiк" ("Единство"), которая ставила своей целью распространение культуры и знаний среди казахов. После окончания учительской гимназии Сакен работал аульным учителем.
В 1910 году вышел первый сборник стихов С.Сейфуллина "Минувшие дни" ("Откен кундер"), Его стихи, вошедшие в этот сборник проникнуты любовью в народу, к родной степи, к поэтическому слову.
Развивая лучшие народно - поэтические традиции, Сейфуллин создавал новые формы казахской поэзии. Поэт известен и как выдающийся прозаик, автор работ по истории казахской литературы, составитель сборника образцов дореволюционной казахской литературы. В конце 30-х годов незаконно был репрессирован. Реабилитирован посмертно.
Василий Андреевич Жуковский (1783 - 1852) Жуковский Василий Андреевич - один из основоположников русского романтизма. Его творчество обогатило русскую литературу тонкой передачей душевных переживаний.
К заслуге Жуковского относится работа над народными сказками, сюжет которых он, подобно Пушкину, излагал стихами, превращая их в поэму ("Сказка о царе Берендее:", "Спящая царевна", "Иван-Царевич и Серый волк", "Мальчик-с-пальчик", "Война мышей и лягушек" и др.)
Жуковский много занимался переводами, которые отличались высокими художественными достоинствами, знакомили читателей с крупными памятниками мировой литературы.
Будущий поэт учился в Благородном пансионе при Московском университете. Он был одним из близких друзей А.С.Пушкина.
Стихотворения Жуковского отличаю исключительная выразительность и музыкальность. По словам В.Г.Белинского, муза поэта "дала русской поэзии душу и сердце". Высоко ценил его "стихов пленительную сладость" А.С.Пушкин, который считал себя учеником Жуковского. Такого же мнения придерживался и Белинский: ":без Жуковского мы не имели бы Пушкина". В 1815 году Жуковского пригласили на должность чтеца царицы. Он на долгие годы стал придворным, в течение 15 лет был воспитателем наследника, будущего царя Александра 2. Его чрезмерно занимали вопросы воспитания детей, проблемы теории педагогики, что нашли отражение в литературной деятельности.
Жуковским была создана, как он сам говорил, "педагогическая поэма - книга, включавшая азбуку и арифметику: для неё были написаны художественные произведения, ставшие классикой в детской литературе (стихотворения "Птичка","Котик и козлик", "Жаворонок").
5. Выразительное чтение произведений учителем или хорошо подготовленными детьми.
6. Работа над содержанием произведений.
- Где живет жаворонок? Как об этом пишет Жуковский? Сейфуллин? Найдите строчки, где говорится об этом.
- Где он летает? Найдите строчки из произведений.
- Как вы понимаете слово "взмыл"? (высоко взлетел)
7. Чтение и анализ произведений.
- Прочтите первую и вторую строчки стихотворения. Какую картину вы себе можете представить?
- В какое время дня поёт жаворонок? (раннее утро) Имеет ли автор только раннее утро в виду?
- Прочтите 3-4 строчки стихотворения. Какую краску надо взять, чтобы нарисовать "лазурь", в которой поёт песню жаворонок? Как понимаете это слово? Слово "небо", "небосвод" заменены словом "лазурь". Почему? (показать светло-синий цвет чистого неба).
- "Взмыть в зенит" - как вы это понимаете? (взлетел высоко, находится над головой наблюдателя)
- Как поёт жаворонок? Какие слова использует автор, чтобы описать песню жаворонка? Прочтите. (звонко, на солнышке сверкает, лучисто, колокольчиком звенит, звон прозрачный, чистый, тонкий, нежный, как небо)
- Почему жаворонок сверкает на солнышке? Почему так звонка песня? Почему она радостная?
- Почему автор сравнивает пение жаворонка со звоном колокольчика? (прозрачный звон) Что хотел этим сказать автор? Как называется в литературе этот приём? (эпитет). Приведите примеры эпитетов из текста.
- С чем сравнивается чистота песни жаворонка? Прочтите. А почему? Что хотел выразить этим автор?
- О чем поёт жаворонок? (о радости, песня жаворонка лучистая, звонкая, прозрачная, чистая, тонкая, звенит, как колокольчик)
- Что радует степного певца? Что он приветствует своей песней?
- А почему считаете приход весны? Найдите слова, которые говорят о приходе весны (прозрачность, чистота пения жаворонка, сравнение его пения с чистотой и нежностью небосвода, а это можно видеть ранней весной).
- Каким голосом и с каким настроением надо читать стихотворение, чтобы передать радость весне, солнцу, теплу?
Красота вокруг нас. Надо только присмотреться. В народе ещё говорят, что жаворонки несут с собой весну.
9. Сравнение произведений, эмоционального настроения авторов.
- Какое время года описывают в своих произведениях Сейфуллин и Жуковский? Какая пора весны описана?
- Что общего в описании пейзажа в стихотворениях?
- О чём поёт жаворонок? Что его радует? Что хотели передать поэты, описывая красоту песни жаворонка? (ликование природы в начале весны, духовное состояние человека)
- Почему поэты с такой любовью описывают песню жаворонка? Является ли основной темой описание этой птицы? Что хотели этим сказать поэты?
- Что общего и различного в этих произведениях?
Вывод. В обоих произведениях одинакова тема, описание жаворонка - как особый приём для описания настроения авторов. Но в произведении Сейфуллина наслаждение приходом весны в степи, а в произведении Жуковского - в лесной зоне, в долине.
10. Чтение произведений параллельно друг другу. (По учебнику или наизусть)
11. Творческая работа
Нарисовать пейзаж к любому из стихотворений. В своих иллюстрациях отразить свои чувства радости с приходом весны. Выставка творческих работ.
- Какие рисунки являются иллюстрациями к произведению Сейфуллина? Жуковского? Объясните. Приведите примеры из текста.
12. Обобщение. Вывод.
Эти два произведения написаны разными по национальности поэтами, жившими в разное время, в различных условиях. Но возникает ощущение, что они наблюдали одну и ту же картину, даже слушали одного жаворонка - настолько созвучны эти стихотворения. Оба произведения пронизаны ликованием души с приходом весны. Пробуждение природы придаёт силы авторам. Душа настолько наполняется радостью, что хочется на весь мир крикнуть: "Как прекрасен этот мир!"
13. Задание на дом.
1) Выучить наизусть одно из стихотворений.
2) Уметь сравнивать оба стихотворения в композиционном плане и в описании жаворонка.
3) Составить сравнение этих произведений в виде схемы.