Литература
-
Бинарный урок музыки и литературы "Образы природы в поэзии и музыке". 7-й класс 2011
Данная тема знакомит учащихся с творчеством русского композитора С.В.Рахманинова и русского поэта И.Бунина. Учащиеся учатся сопоставлять разные по настроению стихотворения и музыкальные картины, находить образы этих произведений. У детей развивается творческое воображение, эмоциональная сфера, воспитывается чувство любви к Родине, к русскому искусству.
-
Тема любви в произведении А.И. Куприна "Гранатовый браслет" 2011
В ходе урока происходит развитие умения аргументированно излагать собственную точку зрения, совершенствование умений сопоставительного анализа, совершенствование умений выразительного чтения.
-
Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина 2011
Цели урока выявить знания учащихся о жизни и творчестве поэта; помочь понять учащимся, чем была дружба в жизни поэта; развивать умение выделять главное, делать выводы; помочь понять роль дружбы в жизни каждого человека; продолжить находить образы в лирических произведениях Пушкина.
-
Литературная гостиная "По праву памяти" 2011
2010 год - год 65-летнего юбилея Победы над фашисткой Германией. Наши дети должны знать, какой ценой досталась эта победа, чтобы быть достойными своих дедов, учиться на их примере защищать свою Родину. Воспитывать чувство патриотизма у учащихся помогает творчество А.Т. Твардовского, выдающегося писателя, рассказавшего правду о Великой Отечественной войне.
-
Тема любви в поэзии А.С. Пушкина 2011
Учащиеся на уроке изучают творчество А.С. Пушкина. Развивают творческое мышление и выразительную речь.
-
Образ Кармен в мировом искусстве 2011
Урок знакомит с творчеством французского реалиста Проспера Мериме. У учащихся формируется представление о взаимосвязи и взаимопроникновении романтического и реалистического направлений; выясняются причинно-следственные связи от героя литературного произведения к «мировому» образу; выявляются черты образа Кармен.
-
Урок внеклассного чтения. Уроки нравственности в повести А.Лиханова "Чистые камушки" 2011
Повесть Альберта Лиханова "Чистые камушки" – это художественное отражение путей решения нравственных проблем в жизни главного героя Михаськи. Анализ художественного текста, сопереживание героям, восприятие прочитанного как реальности помогают ученику стать внимательным читателем и решать проблемы своей жизни с помощью книги, своего читательского опыта, художественного познания мира.
-
Урок по творчеству А.С. Пушкина 2011
Урок-ринг по творчеству А.С. Пушкина в 6-м классе ставит целью углубление и расширение знаний учащихся по творчеству А.С. Пушкина, повышение интереса к личности поэта, воспитание любви и уважения к творчеству. Урок проведен в нетрадиционной форме с применением компьютерной технологии.
-
Преступление Раскольникова. Трагедия отчужденности 2011
При подготовке и проведении урока использована технология дифференцированного обучения. Дифференцированный подход повышает эффективность обучения на заключительных уроках по изучению произведения. Учащиеся должны уметь оценивать прочитанное, что станет основой будущих письменных интерпретаций, а учитель – выявлять, как под влиянием выбора школьниками заданий для самостоятельной работы разной сложности повысилось их литературное развитие.
-
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы 2011
Программа факультативного курса для учащихся 10-11-х классов Предназначена для учителей русского языка и литературы, педагогов, реализующих в практике здоровьесберегающие технологии; направлена на формирование личности, ответственной за свое физическое, психическое и социальное развитие, выстраивающей жизненную стратегию в соответствии с ценностью здоровья.
-
Тема паруса в русской литературе 2011
Познакомившись с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус» зададимся вопросом: какие ещё поэты и писатели в своих произведениях обращались к теме паруса, как она их объединяет и как можно составить литературную инсталляцию на эту тему. Цель проекта: изучить тему паруса в произведениях русских писателей и поэтов.
-
"Неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия…" 2011
Такая форма занятий, как литературно-музыкальная гостиная, литературное кафе и т.п. на интегративной основе позволяет расширить представление школьников о произведениях русской и зарубежной классики различных видов искусства, показать их взаимопроникновение и взаимное влияние друг на друга, способствует развитию коммуникативных умений, творческих способностей детей, приобщает к миру прекрасного…
-
Урок литературы "Путешествие в Страну восходящего солнца" (японские трехстишия) 2011
Прежде чем говорить о японской поэзии на уроках литературы в 7-м классе, необходимо хотя бы на элементарном уровне познакомить учащихся с ее историей, культурой, традициями и т.д. После этого читаются и анализируются японские трехстишия (хокку), рассматриваются их особенности. Игра "Карута" помогает потренироваться в составлении хокку. Заканчивается урок созданием собственных трехстиший.
-
Литературный ринг "Своя игра" 2011
Предложенный материал представляет собой литературную игру, построенную по модели телевизионного проекта "Своя игра". Ее можно использовать и в качестве игрового урока литературы в 5-м классе, и в рамках внеклассного мероприятия по предмету.
-
Литературно-спортивное многоборье (урок-игра по физкультуре и литературе) 2011
Урок проходит в форме интеллектуальной игры, сопровождаемой презентацией, выполненной в PowerPoint. Формирует устойчивые интересы и теоретические знания по истории олимпийского движения, физической культуре и спорту. Урок может использоваться в рамках проведения недель, декад ЗОЖ, во внеклассной работе по физкультуре. Возможно совместное проведение учителями физкультуры, литературы, истории.
-
Путешествие по стране "Литературия–5" (итоговое годовое ИКТ-тестирование за курс русской литературы в 5-м классе) 2011
Урок проходит в форме путешествия по стране «Литературия–5». Учащиеся самостоятельно выполняют тест, который состоит из семи блоков («Мифы», «Фольклория», «Древнеруссия», «Басни», «Литература XIX века», «Литература XX века», «Творческий эпилог»). В ходе тестирования проверяются базовые знания учащихся 5-го класса по литературе.
-
Поэты на войне 2011
Работа знакомит с поэтами-фронтовиками, их биографиями и произведениями, не включенными в школьную программу.
-
Футуризм как направление в искусстве 2011
Статья дает представление о футуризме как направлении в искусстве. Беседа о живописи К.Малевича и В.Кандинского помогает уловить сущность искусства авангарда и облегчает понимание смысла стихотворений Д.Бурлюка, А.Крученых, В.Хлебникова, В.Маяковского. Футуристы создавали атмосферу «скандала» в противовес «застою» жизни, пытались вызвать чувства у каждого человека, пробудить мысль у слушателя и зрителя, сделать его соавтором.
-
"Научи меня, Боже, любить…". Рассказ Л.Н. Толстого "Чем люди живы" 2011
Цели урока: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в жизни (умение работать с информационным текстом, в данном случае с художественным), анализировать различные учебные и жизненные ситуации, принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлексивному творческому мышлению; воспитание нравственного, умного, вдумчивого, чувствующего читателя.
-
Комбинированный урок по литературе и обществознанию "Вечные вопросы". 8-й класс 2011
На уроке дается первоначальное представление о гуманизме, морали, добре и зле, моральном выборе, моральной ответственности. Учащиеся учатся сопереживать, анализировать свои поступки в соответствии с требованиями морали.
-
М.Ю. Лермонтов. Детские годы. "Бородино" 2011
Цель двух уроков: познакомить учащихся со страницами биографии поэта, содержанием стихотворения, воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России. Использованы приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
-
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" 2011
Урок впервые знакомит учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова и историческими событиями 1812 года. Использование мультимедийной технологии дало возможность обогатить изучаемый материал иллюстрациями, провести межпредметные связи, которые расширяют кругозор учащихся. Важное место в уроке отводится патриотическому воспитанию.
-
Игра по литературе "Своя игра". 10-й класс 2011
Игра проводится в рамках предметной недели гуманитарного цикла среди учащихся 10-х классов. Но ее можно использовать и в других целях: как интеллектуальную игру, как материал для проведения внеклассного мероприятия по гуманитарным предметам. Вопросы и материалы игры подготовлены по книге Болдыревой Е.М. «Игры, конкурсы, олимпиады по литературе для 5–11-х классов».
-
Литературно-музыкальная композиция "В ней есть душа, в ней есть свобода…" (Времена года в русском искусстве) 2011
Учащиеся совершенствуют навыки выразительного чтения, словесного рисования, развивают творческое воображение. Учитель обогащает словарный запас учащихся, воспитывает любовь к родной природе.
-
Урок литературного чтения во 2-м классе. Ф.И. Тютчев. "Весенние воды" 2011
Цели урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды»; обучение анализу стихотворного произведения; развитие активного словаря, образного и логического мышления.
-
Разговор о любви на примере повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2011
На примере повести А.С. Пушкина дать ученикам понятие о любви в высоком смысле этого слова, любви как жертвы, раскрыть смысл страданий во имя любви, объяснить нравственные понятия: любовь, долг, честь, целомудрие, благородство, жертвенность.
-
Страницы истории в художественном осмыслении М.Шолохова (по роману "Поднятая целина") 2011
Учитель помогает учащимся увидеть глубины исторического процесса, осмысление правды жизни, конфликты эпохи; трагизм судеб героев и всего народа в период ломки нравственных устоев казачества.
-
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы "И ляжет на душу добро…" 2011
В статье определяется роль учителя-словесника в формировании духовно-нравственной культуры обучающихся. Подчеркивается значение литературы как человекоформирующей учебной дисциплины, жизненно важной для современного школьника, направляющей его к духовным истокам национальной культуры.
-
Интеллектуальная игра по творчеству И.А. Бунина 2011
Представленная разработка конспекта урока по литературе "Интеллектуальная игра" предлагается для проведения в 11-м классе при изучении творчества И.А. Бунина. Урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам творчества писателя и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки.
-
Литературно-музыкальная композиция "115-летию со дня рождения С.Есенина посвящается…" 2011
Литературно-музыкальная композиция посвящена 115-летию со дня рождения С.Есенина. Она может быть использована как на уроке литературы в 11-м классе, так и на внеклассном мероприятии по литературе для учащихся 9–11-х классов. Основное содержание материала – биография Есенина. Главная мысль – жизнь Есенина полна загадок и тайн, но он такой близкий каждому читателю, т.к. его стихи просто и доступно рассказывают о многом, знакомом каждому читателю.