Задачи: анализ басни, работа над основными приёмами, выяснение морали, выразительное чтение.
Ход урока
1 слайд – заставка, с музыкой.
2 слайд – тема урока: Записать в тетрадь, при этом определить в теме ключевые слова. (Ключевые слова включаются щелчком мыши – Крылов, басня). Исходя из ключевых слов, какие задачи мы должны поставить перед собой? Зачем нам это нужно?
3 слайд - Прежде чем перейти непосредственно к самой басне, давайте вспомним основные понятия, необходимые для анализа.
Каждое понятие и его определение включаются щелчком мыши:
- басня …
- аллегория …
- мораль …
- олицетворение …
4 слайд – Теперь вспомним жизнь самого баснописца Ивана Андреевича Крылова – Что вас больше всего поразило в его биографии?
5 слайд – У каждого произведения есть своя история создания, прежде чем создавать своё творение, автор много обдумывает, осмысливает, перечитывает, переживает какие-то события. Такая история есть и у басни «Волк на псарне». Вспомните, откликом на какое событие явилась данная басня?
Щёлк мышкой по рупору: озвучивание истории басни.
6 слайд – Давайте ещё раз прочитаем эту басню и вспомним значение непонятных слов. Чтение по учебнику.
7 слайд – Словарная работа – объясните значение слов:
Овчарня, Псарня, Хлев, Псари, Ахти, С дубьём, Расчесться, Ловчий, Мировая, Гончие.
8 слайд – Анализ басни по вопросам:
- Назовите главных героев басни «Волк на псарне».
- Как автор применяет в басне приём олицетворения?
- Почему именно Волк?
- Что вы можете сказать о характерах Ловчего и Волка?
- Кого подразумевает Крылов под образами Ловчего и Волка?
- А как перекликаются строчки басни с реальными событиями войны 1812 года?
9 слайд – продолжение анализа:
- Что испытал Волк, попав в псарню?
- Почему автор называет Волка хитрецом?
- С какой интонацией надо читать слова Волка?
- Что значат слова Ловчего: «Ты сер, а я, приятель, сед»?
- Как будем читать за Ловчего?
- Чему учит нас автор в этой басне? С какой интонацией мы должны читать всю басню?
- А в каких словах содержится мораль басни?
10 слайд – Герои басни в иллюстрациях: И.И.Теребенев. Не удалось тебе нас переделать на свою погудку. 1812-1814
Обратить внимание на год создания иллюстрации, на название. Кого автор изобразил на иллюстрации? Как автор относится к изображаемым персонажам? (Сатирически относится к Наполеону)
11 слайд – герои басни в иллюстрациях: Кого изобразил художник Е.Рачёв? Как изобразил? Какой эпизод на второй иллюстрации? Здесь тоже сатирически показаны герои? Сравните эту иллюстрацию с произведением А. Лаптева – переход на 6 слайд.
12 слайд – ученики в качестве иллюстраторов. Как вы представили персонажей басни? Оценивать ваши работы будет автор – Иван Андреевич Крылов. Подумайте, понравились бы ему ваши работы, если бы он их увидел?
13 слайд – Итак, вы хорошо разобрались в идее этого произведения? А теперь проверим свои знания басни «Волк на псарне»?
Тест №8 (гиперссылка)
14 слайд – домашнее задание (включается музыка):
- Выразительное чтение басни «Волк на псарне»
- Любое творческое задание: аппликация; театрализация; поделка из природного материала, из пластилина; вязание; сочинение своей басни на такую тему и т.п.
- … (что-то своё)
15 слайд – рефлексия: понравился ли урок? Чем? Как вы оцените свою работу на уроке? Спасибо за урок! (Если останется время, обратить внимание на звучащую музыку, так с её анализа можно начать следующий урок и перейти к анализу следующей басни).