Литература
-
Урок-путешествие. М.Ю. Лермонтов – непревзойденный певец Кавказа 2012
На уроке обобщаются и углубляются знания учащихся о творчестве М.Ю. Лермонтова, расширяется кругозор в области искусства. Учащиеся представляют исследовательскую работу, связанную с пребыванием поэта на Кавказе.
-
Урок внеклассного чтения по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск" 2012
Автор приобщает учащихся к чтению по произведениям В.Быкова. Расширяет читательский интерес, воспитывает нравственность, ответственность за свои поступки.
-
Урок-размышление "Время – жить, время – любить" по рассказу С.П. Кучеренко "Последний день волчицы" 2012
Актуальность методической разработки связана с проблемой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Новизна урока связана с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей.
-
Тесты по литературе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Книга 1. 5-й класс 2012
В статье даны 4 теста по литературе (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Книга 1) для 5-го класса. Тестирование используется для того, чтобы дети учились читать внимательно. От теста к тесту учащиеся приучаются запоминать детали из жизни героев, необходимые для понимания произведения. Этот вид учебной деятельности является началом подготовки учащихся к будущим ГИА и ЕГЭ.
-
Генералы и мужик в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям 2012
Урок представляет работу над характеристикой героя. Учащимся предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажа. Ребята каждой группы получают карточки с заданием, которое должны выполнить самостоятельно, используя знания, умения, полученные ранее. Ученикам следует проанализировать и истолковать события, систематизировать факты жизни героев, сделать выводы, дать оценку характера героев.
-
Литературная гостиная "Восток. Тайны. Открытия…" Жемчужины мировой поэзии. Рудаки. Фирдоуси. Хайям 2012
Цели урока: попытаться приблизиться к загадочной поэзии Востока; узнать и открыть новое; воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
-
Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" 2012
Вид данного урока – дидактическая игра-суд. По типу урок – комбинированный. Развитию познавательной активности обучающихся на уроке способствует применение ИКТ. Цель занятия – обсудить с обучающимися моральные нормы поведения человека в обществе и «Золотые правила», через дидактическую игру-суд. Занятие помогает задуматься о сложных взаимоотношениях людей с окружающим миром, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.
-
Конспект открытого урока по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2012
Представлена литературная игра по сказке «Маленький принц». Урок знакомит с жизнью и творчеством Антуана де Сент-Экзюпери. Через восприятие сказки Экзюпери «Маленький принц» воспитывается чувство дружбы и ответственности.
-
Модель интерактивного урока-настроения "Распахни окно" 2012
Учащиеся вспоминают стихи, ранее изученные на уроке. У них формируется представление об использовании образов природы в различных видах искусства, определяется цель такого использования.
-
Урок-театрализация по литературе в 6-м классе "Традиции русской свадьбы" 2012
В 6-м классе учащимся будет интересно познакомиться с обрядом свадьбы. В процессе изучения свадебного обряда учащиеся познакомятся с его основными жанрами – приговорками, причитаниями, песнями величальными и корильными, с образом дружка, которому отводилась особая роль на свадьбе. Он прекрасно знал все обычаи и был распорядителем свадебного ритуала.
-
Сила воздействия музыки и ее значение в жизни героя в рассказе В.П. Астафьева "Далекая и близкая сказка" 2012
Как пробудить интерес к литературе? Поиском ответов на этот вопрос занят не один учитель литературы. Одним из выигрышных способов по воздействию на учащихся является связь литературы с культурным наследием, с музыкой. Именно она может затронуть душу читателя, вызвать ответные чувства, заставить переживать за героя, сопереживать ему.
-
Урок словесности в 10-м классе по теме "Язык и художественный стиль произведений М.А. Булгакова" 2012
В данной статье рассматривается булгаковский стиль языка небольших произведений (цикл «Записки юного врача»), его метафоричность, «широкий аспект мышления». Статья адресована учителям-предметникам в качестве работы с учащимися в подготовке к проектной деятельности, задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение.
-
А.П. Чехов: врач или писатель? Особенности юмористического рассказа "Хирургия" 2012
Цели урока: рассказать о детских и юношеских годах А.П. Чехова; выявить художественные и юмористические особенности рассказа; показать, что высмеивает А.П. Чехов в рассказе "Хирургия".
-
Урок-интерпретация в 7-м классе на тему "Мой ласковый и нежный зверь…" 2012
Урок раскрывает значимость поставленных автором проблем в рассказе. Дети совершенствуют навыки интерпретирования текста художественного произведения. Учитель прививает любовь и доброе отношение к собакам, чувство ответственности за их жизнь и безопасность.
-
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала" 2012
Урок позволяет формировать у учащихся способность анализировать текст художественного произведения, внимательно и грамотно работать со словом писателя. Задания способствуют закреплению навыков в постановке знаков препинания при однородных членах.
-
"От цивилизации – к полному одичанию (по роману У.Голдинга «Повелитель мух»)" 2012
Урок заставляет учащихся задуматься о том, что человек в современном мире утрачивает лучшие человеческие качества – милосердие, сочувствие. Работа над романом помогает понять, что только от самого человека зависит, сможет ли он справиться со злом, поселившимся в его сердце. Роман формирует общечеловеческую позицию "человек человеку друг".
-
Бородинское сражение в литературных произведениях и математических задачах 2012
Работа посвящена 200-летию Бородинской битвы. В ходе урока учащиеся определяют, как Бородинское сражение отразилось в литературных произведениях и математических задачах. Теоретическое изложение материала сопровождается презентацией.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Значения глагола в поэтическом тексте Н.Рубцова" 2012
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6-м классе помогает выявить различные значения глагола на материале поэзии Н.Рубцова, создает условия для развития творческих способностей, образного мышления учащихся, эмоционального восприятия поэтических произведений.
-
Дружба и любовь в творчестве А.С. Пушкина 2012
Литературно- музыкальный вечер, посвященный теме дружбы и любви в творчестве А.С. Пушкина, проводится в 10-м классе школы-интерната V вида после изучения лирики поэта. В сценарии использованы стихотворения А.С. Пушкина и поэтов XX века, а также русские народные песни и музыка Г.Свиридова.
-
Сказки Андерсена. 5-й класс 2012
Цель урока: выявить знатока сказок Андерсена.
-
Урок-размышление по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" "Но отвергать поэзию? Не сочувствовать художеству, природе?.." 2012
Цели урока: ввести детей в мир спора героев романа, подвести к дискуссии по вопросу: кто из героев романа прав в споре об искусстве; ближе познакомить детей с произведениями искусства, которые затрагиваются в романе; воспитать любовь к произведениям музыки, живописи и литературы.
-
Урок-презентация по литературе в 8-м классе "Все дело в среде или в случае?" (по рассказу Л.Толстого «После бала») 2012
Одно из главных направлений в преподавании литературы – это развитие личности ученика, способного задумываться на проблемами художественного произведения. В предлагаемом уроке обсуждаются такие социально-нравственные проблемы: отношение к жестокости обращения с солдатами; cоциальной несправедливости: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование; проблемы чести, долга, совести.
-
Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс 2012
Цели урока: показать взаимодействие творческой индивидуальности и литературной традиции; учить определять авторскую позицию и давать собственную трактовку литературного произведения, аргументировать ее обращением к тексту; привлечь внимание к понятию "Литературный герой"; пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина через эмоции, вызвать эмоциональный отклик; продолжить работу по формированию умений вести диалог, дискуссию, аргументировать свою позицию.
-
Е.Евтушенко. "Я сибирской породы" 2012
Поэзия Е.Евтушенко – это поэзия социально активного действия. Понятия неправды и правды – фундаментальные опоры гражданской позиции поэта. Он безбоязненно вступается за преследуемых талантов, в защиту свободы творчества, прав человека.
-
Мифологическая основа русских сказок 2012
Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Кто они? Мы читаем сказки и не знаем, откуда взялись эти герои в сказках. Может быть, из славянской мифологии?
-
Музыкальная тема на страницах романа И.А. Гончарова "Обломов" 2012
Особую роль в романе И.А. Гончарова играет музыка. Обломов влюбляется в Ольгу, слушая ее пение, необыкновенно вдохновенное и прекрасное. Любовь к музыке – вот то общее начало, которое заставило зародиться чувству, сблизило ненадолго этих совсем непохожих людей. Материалы урока помогут учащимся глубже заглянуть во внутренний мир главных героев романа, почувствовать значимость музыкальности героев как одного из способов семантической детализации сюжета.
-
Урок по зарубежной литературе. В.Шекспир. Трагедия "Гамлет" 2012
Шекспир создал произведение, в котором главным становится осмысление эпохи и ее противоречий. Гамлет – интеллектуальный герой. Его сила в том, что он видит диссонанс жизни, осознает его и страдает. Особенность натуры Гамлета в том, что он не мерит все личной выгодой или личным интересом. И хотя он прекрасно понимает, что не сможет "восстановить" расшатавшийся век, не устраняется от борьбы, выбирает "быть".
-
Урок чтения по теме "А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" 2012
С самых ранних лет дети знакомятся со сказками А.С. Пушкина, знают строчки: "Белка песенки поёт...", "Ветер по морю гуляет...", "Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...". А строчки стихотворения "Я помню чудное мгновенье..." отражают самое лучшее состояние души и поэтому никогда не устареют. Ребята любят читать произведения Пушкина и поэтому достаточно легко запоминают их содержание. Урок чтения сказки А.С. Пушкина – это праздник общения с поэтом.
-
Значение "Поучения" Владимира Мономаха 2012
Привлечение учащихся к выполнению проектов с использованием ИКТ помогает вызвать интерес к литературе, особенно древнерусской. Учащиеся показали на уроке проекты разного уровня, продемонстрировали заинтересованность, ответственность за порученное дело, умение работать в команде, а также проявили самостоятельность и инициативу в ходе работы над проектами.
-
Интегрированный урок английского языка и литературы по теме "Н.М. Рубцов – поэт русского Севера" 2011
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Н.М. Рубцова, поэтом Архангельской области, а также ярким и загадочным представителем литературного наследия нашей страны. Региональный компонент позволяет лучше ознакомиться с традициями и выдающимися личностями русского Севера, а предложенные задания способствуют развитию общеучебных умений и универсальных учебных действий.