Литература
-
Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя" 2012
На уроке рассматривается тема памяти и выявляется авторское отношение к ней; совершенствуются умения анализировать текст; воспитывается у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.
-
Интегрированный урок с использованием ИКТ на тему "Весна – победа света, воды, зелени" 2012
Цели урока: познакомить учеников с поэтическим и прозаическим этюдами и соотнести их с музыкальными и живописными образами; находить описание предмета или явления в этюдах разных видов искусства; обратить внимание учащихся на художественное мастерство поэта и писателя в передаче описываемого предмета или явления; выявить настроение автора, понять его мысли и чувства.
-
Методическая разработка урока литературы "Загадки А.С. Грибоедова" 2012
Урок проводится в форме брифинга. Обучающиеся распределяются на три группы (первая группа – официальные лица, самые сильные ученики класса; вторая группа – представители средств массовой информации, самые слабые ученики класса; третья – сотрудники информационных служб). Урок является интерактивным, т.к. основными участниками брифинга являются дети.
-
Роль музыки в творчестве Бориса Пастернака 2012
Целью урока является доказательство изначальной музыкальности художественного мира Бориса Пастернака. Под влиянием музыки Александра Скрябина, его философии и проповеднической деятельности юный Пастернак решил посвятить себя музыке. Но понял, что никогда не достигнет высшего мастерства как композитор, и бросил занятия музыкой. Такое отношение Пастернака к творчеству и жизни вообще было скрябинским отношением. Все поэтическое творчество Пастернака – это продолжение музыки Скрябина.
-
"Здесь дьявол с Богом борются…" (Ф.М. Достоевский): тема борьбы за душу человека в повести Н.В. Гоголя "Вий" 2012
В представленном уроке активно используются приемы технологии критического мышления. На этапе вызова звучит вступительное слово учителя о художественном своеобразии повести "Вий", используется прием "верные/неверные утверждения", направленный на вызов уже имеющихся знаний. На стадии осмысления начинается обсуждение проблематики повести и просмотр отрывков из фильмов "Вий" и "Ведьма", преследующие цель – помочь учащимся понять духовно-нравственный смысл повести, вовлечь их в размышления о смысле жизни, о необходимости противостоять злу.
-
Урок литературного чтения. Отечественная война 1812 г. М.Ю. Лермонтов. "Бородино" 2012
На протяжении всего урока формируется понимание значения эмоциональной окрашенности сюжетных линий произведения, которое способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни (чувство патриотизма); различные формы работы способствуют формированию коммуникативных навыков (сотрудничество и самоконтроль).
-
"Дурное общество" и "темные личности" (по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья"). 5-й класс 2012
Урок изучения нового материала направлен на обучение частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей. Основная дидактическая задача этого урока – проанализировать причинно-следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений с взрослыми и окружающей действительностью на материале повести "Дети подземелья".
-
А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". 5-й класс 2012
На уроке раскрывается нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассматриваются категории добра и зла на примере представленной сказки.
-
Конспект урока по теме "Петербург Ф.М. Достоевского" (по роману "Преступление и наказание"). 10-й класс 2012
Учитель "погружает" учащихся в созданный автором мир романа. Развивает навыки анализа литературного материала. Закрепляет умение ребят анализировать эпизод художественного произведения.
-
Урок-путешествие. М.Ю. Лермонтов – непревзойденный певец Кавказа 2012
На уроке обобщаются и углубляются знания учащихся о творчестве М.Ю. Лермонтова, расширяется кругозор в области искусства. Учащиеся представляют исследовательскую работу, связанную с пребыванием поэта на Кавказе.
-
Урок внеклассного чтения по произведениям В.Быкова "Сотников", "Обелиск" 2012
Автор приобщает учащихся к чтению по произведениям В.Быкова. Расширяет читательский интерес, воспитывает нравственность, ответственность за свои поступки.
-
Урок-размышление "Время – жить, время – любить" по рассказу С.П. Кучеренко "Последний день волчицы" 2012
Актуальность методической разработки связана с проблемой духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Новизна урока связана с переносом акцентов на психологический анализ художественного произведения, на его оценку с точки зрения нравственных ценностей.
-
Тесты по литературе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Книга 1. 5-й класс 2012
В статье даны 4 теста по литературе (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Книга 1) для 5-го класса. Тестирование используется для того, чтобы дети учились читать внимательно. От теста к тесту учащиеся приучаются запоминать детали из жизни героев, необходимые для понимания произведения. Этот вид учебной деятельности является началом подготовки учащихся к будущим ГИА и ЕГЭ.
-
Генералы и мужик в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям 2012
Урок представляет работу над характеристикой героя. Учащимся предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажа. Ребята каждой группы получают карточки с заданием, которое должны выполнить самостоятельно, используя знания, умения, полученные ранее. Ученикам следует проанализировать и истолковать события, систематизировать факты жизни героев, сделать выводы, дать оценку характера героев.
-
Литературная гостиная "Восток. Тайны. Открытия…" Жемчужины мировой поэзии. Рудаки. Фирдоуси. Хайям 2012
Цели урока: попытаться приблизиться к загадочной поэзии Востока; узнать и открыть новое; воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
-
Образ героя в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" 2012
Вид данного урока – дидактическая игра-суд. По типу урок – комбинированный. Развитию познавательной активности обучающихся на уроке способствует применение ИКТ. Цель занятия – обсудить с обучающимися моральные нормы поведения человека в обществе и «Золотые правила», через дидактическую игру-суд. Занятие помогает задуматься о сложных взаимоотношениях людей с окружающим миром, о его главенствующей роли на Земле, об ответственности за всё живое.
-
Конспект открытого урока по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2012
Представлена литературная игра по сказке «Маленький принц». Урок знакомит с жизнью и творчеством Антуана де Сент-Экзюпери. Через восприятие сказки Экзюпери «Маленький принц» воспитывается чувство дружбы и ответственности.
-
Модель интерактивного урока-настроения "Распахни окно" 2012
Учащиеся вспоминают стихи, ранее изученные на уроке. У них формируется представление об использовании образов природы в различных видах искусства, определяется цель такого использования.
-
Урок-театрализация по литературе в 6-м классе "Традиции русской свадьбы" 2012
В 6-м классе учащимся будет интересно познакомиться с обрядом свадьбы. В процессе изучения свадебного обряда учащиеся познакомятся с его основными жанрами – приговорками, причитаниями, песнями величальными и корильными, с образом дружка, которому отводилась особая роль на свадьбе. Он прекрасно знал все обычаи и был распорядителем свадебного ритуала.
-
Сила воздействия музыки и ее значение в жизни героя в рассказе В.П. Астафьева "Далекая и близкая сказка" 2012
Как пробудить интерес к литературе? Поиском ответов на этот вопрос занят не один учитель литературы. Одним из выигрышных способов по воздействию на учащихся является связь литературы с культурным наследием, с музыкой. Именно она может затронуть душу читателя, вызвать ответные чувства, заставить переживать за героя, сопереживать ему.
-
Урок словесности в 10-м классе по теме "Язык и художественный стиль произведений М.А. Булгакова" 2012
В данной статье рассматривается булгаковский стиль языка небольших произведений (цикл «Записки юного врача»), его метафоричность, «широкий аспект мышления». Статья адресована учителям-предметникам в качестве работы с учащимися в подготовке к проектной деятельности, задаче формирования у учащихся потребности прочесть или перечитать произведение, понять его основные проблемы, историческое и общечеловеческое значение.
-
А.П. Чехов: врач или писатель? Особенности юмористического рассказа "Хирургия" 2012
Цели урока: рассказать о детских и юношеских годах А.П. Чехова; выявить художественные и юмористические особенности рассказа; показать, что высмеивает А.П. Чехов в рассказе "Хирургия".
-
Урок-интерпретация в 7-м классе на тему "Мой ласковый и нежный зверь…" 2012
Урок раскрывает значимость поставленных автором проблем в рассказе. Дети совершенствуют навыки интерпретирования текста художественного произведения. Учитель прививает любовь и доброе отношение к собакам, чувство ответственности за их жизнь и безопасность.
-
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала" 2012
Урок позволяет формировать у учащихся способность анализировать текст художественного произведения, внимательно и грамотно работать со словом писателя. Задания способствуют закреплению навыков в постановке знаков препинания при однородных членах.
-
"От цивилизации – к полному одичанию (по роману У.Голдинга «Повелитель мух»)" 2012
Урок заставляет учащихся задуматься о том, что человек в современном мире утрачивает лучшие человеческие качества – милосердие, сочувствие. Работа над романом помогает понять, что только от самого человека зависит, сможет ли он справиться со злом, поселившимся в его сердце. Роман формирует общечеловеческую позицию "человек человеку друг".
-
Бородинское сражение в литературных произведениях и математических задачах 2012
Работа посвящена 200-летию Бородинской битвы. В ходе урока учащиеся определяют, как Бородинское сражение отразилось в литературных произведениях и математических задачах. Теоретическое изложение материала сопровождается презентацией.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Значения глагола в поэтическом тексте Н.Рубцова" 2012
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6-м классе помогает выявить различные значения глагола на материале поэзии Н.Рубцова, создает условия для развития творческих способностей, образного мышления учащихся, эмоционального восприятия поэтических произведений.
-
Дружба и любовь в творчестве А.С. Пушкина 2012
Литературно- музыкальный вечер, посвященный теме дружбы и любви в творчестве А.С. Пушкина, проводится в 10-м классе школы-интерната V вида после изучения лирики поэта. В сценарии использованы стихотворения А.С. Пушкина и поэтов XX века, а также русские народные песни и музыка Г.Свиридова.
-
Сказки Андерсена. 5-й класс 2012
Цель урока: выявить знатока сказок Андерсена.
-
Урок-размышление по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" "Но отвергать поэзию? Не сочувствовать художеству, природе?.." 2012
Цели урока: ввести детей в мир спора героев романа, подвести к дискуссии по вопросу: кто из героев романа прав в споре об искусстве; ближе познакомить детей с произведениями искусства, которые затрагиваются в романе; воспитать любовь к произведениям музыки, живописи и литературы.