Литература
-
Биография И.С. Шмелева. Рассказ "Как я стал писателем" – воспоминания о пути к творчеству. 9-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством писателя. Цель урока: проследить, какое влияние оказала историческая эпоха на судьбу и творчество И.С. Шмелева.
-
Любовь в жизни и творчестве С.Есенина 2011
Урок литературы в 11-м классе, продолжительностью 2 часа, который посвящен теме любви в жизни и творчестве Сергея Есенина, помогает выяснить, как чувства к женщине влияли на творчество поэта; раскрывает искренность любовной лирики поэта.
-
Архипелаг ГУЛаг в литературе и действительности (репрессивная система в нашей стране в 1920–1950 гг.) 2011
Урок литературы с элементами интеграции (история) в 11-м классе, на котором учащиеся должны вспомнить причины первого витка репрессий в 30-е годы XX века, выявить тему репрессий в советской литературе послевоенного периода на примере рассказа А.И. Солженицына, «достоверного летописца лагерной жизни», «Один день Ивана Денисовича». Урок знакомит учащихся с новым витком репрессий после Великой Отечественной войны на примере местного материала.
-
Экологическое образование и воспитание на уроках татарского языка и литературы 2011
Главная цель экологического образования сегодня – становление экологически культурной личности. Экологическое образование школьников становится высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Литература позволяет школьникам делать сопоставление образного и научного описания мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.
-
Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад" 2011
Урок-исследование призван мотивировать заинтересованное чтение пьесы «Вишневый сад», определить ее жанровое своеобразие, способствовать формированию навыка грамотного, медленного чтения пьесы.
-
Технологическая карта урока литературы в основной школе с учетом дифференцированного подхода к обучению 2011
Работа с текстом – основа любого урока литературы. Однако чем разнообразнее формы работы с классом, с группами, с отдельными учащимися, тем выше эффективность учебного процесса в целом.
-
Вечер русского романса. 8–9-е классы 2011
Подготовленный материал подходит и для проведения урока, и внеклассного мероприятия. Дано определение романса, история происхождения романса. Подобраны романсы для прослушивания, а также для хорового пения, для сольного исполнения.
-
Язык повести Л.Н. Толстого «Казаки». 10-й класс 2011
Урок рассчитан на подготовленных учащихся, которые владеют теорией литературы, умеют анализировать не только целый текст, но и его фрагменты, эпизоды, умеют отличать художественные особенности текста. Урок учит умению наблюдать за языком писателя, своеобразием авторской речи и речи персонажей. Учащиеся знакомятся с культурой Кавказа, проводят параллель с уже известными в русской литературе произведениями о Кавказе.
-
И.А. Крылов-баснописец. Басня "Ворона и лисица" 2011
Учащиеся знакомятся с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни и ролью морали в ней. У ребят совершенствуются навыки правильного, выразительного, осознанного чтения с элементами лингвистического анализа текста. Обогащается словарный запас. Развивается творчество и воображение.
-
Образы купцов-самодуров в пьесе Островского "Гроза" (размышления о прочитанном) 2011
Материалы, представленные в статье, можно использовать на заключительных уроках по изучению драмы А.Островского "Гроза", обобщая прочитанное, или при подготовке к контрольному сочинению по пьесе.
-
Урок открытых дверей по повести Ю.Трифонова "Обмен" 2011
Быт со всеми его мелочами выявляет в человеке подчас не самые красивые стороны. Как остаться человеком и не растерять человеческое? Ответ на эти вопросы дает урок-размышление по повести Ю.Трифонова «Обмен».
-
Урок-размышление по повести Л.Андреева "Иуда Искариот" 2011
В статье представлен конспект первого урока по повести Л.Андреева «Иуда Искариот». Отличительной особенностью занятия является глубокая исследовательская работа по тексту с опорой на художественную антропологию, которая позволяет развивать навыки осмысления, интерпретации и разноаспектного изучения образов-персонажей.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Два гения" 2011
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной двум гениям XIX века: великому русскому поэту А.С. Пушкину и великому русскому математику Н.И. Лобачевскому.
-
Урок литературы "Н.В. Гоголь как гражданин и писатель" 2011
Давно стало историей всё, что было связано с произведением Н.В. Гоголя "Мертвые души", а до сих пор его читают школьники, и никто не собирается исключать его из школьной программы. По праву считается, что изучение поэмы – занятие не из легких. Причин тому несколько, и одна из них – загадочность и неординарность гоголевской натуры. Вторая причина – сложность замысла и оригинальность его воплощения. Третья – методические затруднения. Многое зависит от первого урока, на котором происходит знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя. Именно этой теме и посвящен урок.
-
Чем жив человек? (Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека") 2011
Урок-исследование по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» учит постигать идейный замысел произведения и авторскую позицию путем анализа текста. Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»; развивать навыки анализа художественного произведения; показать роль детали в тексте; воспитывать неприятие войны.
-
Уроки по лирике Бориса Пастернака в 11-м классе 2011
Путем комментирования поэтических строк стихотворений учитель вводит учащихся в мир поэта, учить читать, понимать, осмысливать многозначное слово художника в контексте его времени и судьбы (используя элементы доминантного лексического анализа, приемы создания образов-ассоциаций, выразительного чтения, создания проблемных ситуаций). Ребята знакомятся с фрагментами из автобиографической повести Пастернака "Скрябин".
-
Звездное небо в поэзии Земли, или Путешествие в мир космоса Ивана Бунина 2011
Статья помогает познакомить обучающихся с поэзией Ивана Бунина, в которой отражена космическая тема; проверить знания учащихся по русскому языку и литературе через работу на компьютере; использовать информационные технологии, мультимедиа и Интернет в соответствии с заданной целью и задачами.
-
Семинар по роману Ж.Верна "Таинственный остров". 5-й класс 2011
Цели урока: научить пятиклассников внимательно читать художественную книгу; уметь формулировать тему, ее актуальность, проблематику текста; привлечь учащихся к изучению наук: физики, химии, географии, биологии, ботаники; использовать такие методы исследования, как выписка цитат, сопоставление с научными фактами, взятыми из учебников, справочников и почерпнутых из бесед с учителем-предметником или специалистом-родителем.
-
Сценарий внеклассного мероприятия по творчеству А.С. Пушкина «И жизнь, и слезы, и любовь…» 2011
Данный сценарий по творчеству А.С. Пушкина рассчитан на учащихся 9–11-х классов. В нем отражено все, что было дорого в жизни для А.С. Пушкина: участие в его жизни няни, лицей, ставший его домом, друзья, Н.Н. Гончарова. Данное мероприятие дает возможность учащимся понять главные ценности поэта, человека, расширяет представление о дружбе, о любви.
-
Урок-вернисаж "Не забыть, что мы люди" 2011
Урок помогает познать духовный мир В.Астафьева; высказывать свою точку зрения на поставленные проблемы; владеть монологической речью; развивать воображение и аналитическое мышление; развивать природные способности; способствовать воспитанию любви к родине, природе, людям; создать ситуацию успеха для каждого.
-
Бойся равнодушия!: Взрослый разговор по книге Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо" для учащихся 7-9 кл. 2011
Что такое равнодушие? Чем оно страшно? На эти и другие вопросы можно размышлять с детьми, опираясь на книгу Г.Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Судьба Бима редко кого оставляет равнодушным. Примеры равнодушия из жизни, чтение отрывков "Бим в фургоне", "Лес молчал" на фоне музыки Моцарта усиливают впечатление от увиденного, прочитанного, услышанного. Небольшая презентация с продуманным фоном дополнит урок, позволяет эстетично экспонировать портрет, обложку книги, воспроизводить музыку.
-
Наполеон Бонапарт – исторический герой и литературный персонаж (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2011
На уроке анализируются приемы создания образа Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир", ведется работа над созданием зрительного образа эпохи. С этой целью в урок в качестве иллюстраций включены произведения русской и зарубежной живописи. В ходе урока учащиеся составляют таблицы, аргументируют ответ с помощью цитирования, анализируют текст романа и произведения живописи.
-
Развитие творческих идей А.С. Пушкина в произведениях Н.В. Гоголя (на примере повести "Невский проспект") 2011
При изучении в 10-м классе повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" были поставлены следующие цели: исследовать развитие в произведениях Н.В. Гоголя творческих тем А.С. Пушкина; познакомить учащихся с нравственной проблематикой повести "Невский проспект"; совершенствовать умение комплексного анализа текста; развивать навыки сопоставительного анализа; воспитывать сопереживание литературному герою.
-
Тема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". 8-й класс 2011
В основе урока – организация самостоятельной познавательной деятельности школьников. Учащимся предлагается система заданий, выполняя которые при той или иной дозе помощи (в зависимости от индивидуального уровня развития ученика), каждый школьник работает в зоне ближайшего развития, т.е. делает существенные приращения знаний и развивает ведущие умения. Урок требует определенного навыка работы учащихся с инструктивными карточками и листами самопроверки.
-
Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Тайна поэтического текста" 2011
Урок направлен на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию всей сложности и увлекательности процесса наслаждения поэтическим словом. Учащиеся узнают об отличиях поэзии и прозы, учатся проводить анализ стихотворения, размышляют о роли поэзии в жизни человека.
-
Поспешим на бал 2011
Разработка посвящена 200-летию со дня открытия Царскосельского Лицея, включает материал об истории Царскосельского Лицея, о лицейских преподавателях, лицеистах. Отдельные задания позволяют учащимся продемонстрировать умения в сочинении акростихов и стихотворений-посвящений. Форма мероприятия – бал, но не обычный, а с интересными заданиями.
-
Развитие речи "От слова к тексту" 2011
Урок направлен на развитие речевой творческой деятельности учащихся. В ходе занятия дети выясняют лексическое значение слова, в результате чего приходят к составлению текста, от текста – к пониманию окружающего мира.
-
Золотой XIX век. История и культура России 2011
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века.
-
Урок-игра "Литература +" по повести И.С. Тургенева "Ася". 8-й класс 2011
Цель урока: обобщить знания о прочитанном произведении, научить аргументированно высказывать собственные мысли, развить практические умения работы с текстом.
-
Образ природы в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца". 6-й класс 2011
Урок направлен на развитие речевой, мыслительной деятельности, творческого воображения, поэтому основан на методе эвристической беседы. Индивидуальные и групповые формы работы, используемые на уроке, способствуют формированию исследовательских, надпредметных умений и навыков.