Цели и задачи урока
- обобщить знания учащихся по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»;
- совершенствовать навыки устного ответа и умения работать с текстом литературного произведения;
- учить делать выводы и обобщения с целью достижения нравственной задачи урока:воспитания воспитание правильного понимания важности семейных устоев и ценностей, их роли в сохранении традиций и устоев общества,
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся (проводится в форме фронтальной беседы)
Русская классическая литература семьей и семейными отношениями всегда выверяла устойчивость и прочность общегосударственных, политических и даже государственных союзов.
Семья – ячейка, часть живого организма, и разрушение ее может привести к болезни и смерти всего организма.
Именно о семье и ее общественной роли начинают размышлять в своих произведениях русские писатели во второй половине Х1Х века.
Вспомним:
- образ жизни семьи Обломовых и ее грустный итог.
- «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. (Когда Салтыков-Щедрин прочитал этот роман, он был потрясен – см. его письмо к И.С. Тургеневу). Но у Тургенева дворянская усадьба, ее жизнь и судьба приобретают ореол поэтичности. И даже сам процесс распада вызывает какую-то грусть, какое-то мягкое чувство.
- По-иному звучит эта тема в «Анне Карениной» Л.Н. Толстого. «Все смешалось в доме Облонских» – крылатая фраза, когда мы хотим сказать о беспорядке, хаосе человеческих отношений. Ведь этой фразой Толстой как бы зафиксировал потрясающий распад, который совершался в России в 70-е годы Х1Х столетия.
- Совершенно иное, страшное звучание получает эта тема у Ф.М. Достоевского в истории семьи Карамазовых.
Вывод (учитель): Нравственное содержание семейной жизни – это содержание всего человеческого общения.
II. Изучение нового материала.
И вот перед нами зловещая картина рода Головлевых. Не случайно она названа «историей умерщвлений». Это подчеркивает даже композиция романа – каждая глава «уносит» из жизни одного из членов этой семьи.
На предыдущих уроках мы говорили с вами о судьбе каждого из Головлевых. Сегодня мы посмотрим, каковы же их внутрисемейные отношения, какие родственные узы связывают их, составим генеалогическое «древо» семьи Головлевых.
Но для начала я расскажу вам такую историю-загадку.
Молодую девушку отдают замуж. Но «молодость как-то необыкновенно быстро соскочила с нее». Из безответной молодухи она сделалась властной барыней, подчинившей всех и все. Малограмотная, она по природе была человеком с недюжинном умом и даже одаренной. В отличие от своего мужа «имела характер сильный и властный, обладала практической хваткой, неуемной энергией и упорством в достижении цели». Она не только остановила разорение мужниной вотчины, но и заметно «округлила ее, сделав значительные благоприобретения». И вскоре она владела примерно тремя тысячами крепостных душ и значительными семейными угодьями.
Став полновластной хозяйкой, она видела свои материнские обязанности прежде всего в укреплении материального благополучия большой семьи. Энергичная и властная, она твердо заявила мужу, что не потерпит его вмешательства в хозяйственные дела.
Постепенно строгий расчет, экономия стали атмосферу в семье, внутрисемейные и родственные отношения. Сестры мужа были для нее «лишними ртами». Она дала себе обет «жить и умереть для семейства».
Неровность характера, деспотизм, властность создавали тяжелую нравственную атмосферу в семье, от которой страдали (в первую очередь) дети. Ощущение несправедливости, чувство горькой обиды, испытываемые детьми, усиливались еще тем, что отношение к ним было неодинаковым. Она имела своих «любимчиков» и «постылых». Деление это не оставалось на стадии детства, но ощутимо сказывалось на протяжении всей жизни, особенно в плане материальном. Мать поддерживала сыновей материально, но требовала от них строгих отчетов, упрекала за «мотовство».
(Вопрос к классу) О ком я говорю?
(большинство ответов – Арина Петровна)
Верный ответ: Нет. Перед вами портрет матери Салтыкова-Щедрина – Ольги Михайловны.
(Вопрос к классу) Для чего я вам ее, эту историю, рассказала?
(Эта история не выдумана, не сочинена. Она взята из реальной жизни самого автора).
И еще одно: Прежде чем мы приступим к работе, хотела бы обратить ваше внимание на название романа. «Господа Головлевы». Почему именно такая фамилия выбрана Салтыковым-Щедриным? Случайно ли это? Конечно же, нет.
«Головлевы» – это слово читается еще и как «самоубийцы». Для э того стоит только припомнить старославянское «голова» и «головник» – «убитый» и «убийца», а поскольку перед нами фамилии, то слово несет некий родовой, будто бы предопределенный самою судьбой характер.
И еще на одно слово, очень часто встречающееся в романе, нужно обратить внимание: «постылые» – «коченеющие от внутреннего холода».
III. Составление генеалогического древа (составляется на доске).
Ну а теперь – составим это генеалогическое дерево и посмотрим, как рвались кровные, родственные узы семьи Головлевых и каков печальный итог существования этого «дворянского гнезда».
(Вопрос к классу): Как по-вашему, на чем вообще строится, держится, живет любая семья?
IV. Фронтальная работа с классом.
Посмотрим, какие же узы связывают эту семью.
- Арина Петровна и ее муж;
- Арина Петровна и дети;
- отношения между детьми;
- дети Арины Петровны и ее внуки.
(Учащиеся рассказывают, как складывались отношения внутри семьи между ее членами.)
Для учителя:
Арина Петровна – «У нее была слишком независимая натура, чтобы она могла видеть в детях что-нибудь, кроме лишней обузы», «из экономии» держала детей впроголодь.
Степану – «выбросила кусок» = родительское благословение + дом в Москве (12 тыс.)
Вернулся – «забыла»: «Она совсем потеряла из виду, что подле нее, в конторе, живет существо, связанное с ней кровными узами.
А в письме к Порфирию (после смерти Степана) – «кто семейными узами не дорожит – всегда должен для себя такого конца ожидать».
Какое кощунство!
Анну – хотела после окончания института сделать «дармовым домашним секретарем и бухгалтером»; не удалось – «выбросила кусок» = деревеньку в 30 душ с развалившейся усадьбой + 5 тысяч рублей.
Аннинька и Любонька – «сиротки», «щенки», подброшенные беспутной дочерью, жили во Флигеле с кривой старухой. «Особенно тяжкие раны нанесены им здесь, в Головлеве… Здесь происходило кормление протухшей солониной, здесь впервые в ушах сирот раздались слова: «постылые», «нищие» , «дармоедки», «ненасытные утробы» и другие. Здесь ничто не проходило им даром, ничто не укрывалось от проницательного взора черствой и блаженной старухи.»
Иудушка – с ним у Арины Петровны особые отношения. (Опрос по предыдущему уроку)
Вывод: «Всю жизнь слово «семья» не сходило у нее с языка, во имя семьи она казнила одних, других награждала; во имя семьи она подвергала себя лишениям, истязала себя, изуродовала всю вою жизнь – и вдруг (??) выходит, что семьи-то у нее и нет!»
– (вопрос учащимся) Вдруг?? (предполагаемый ответ – «закономерно»)
(вопрос учащимся) А почему не «вдруг», а «закономерно? (ответы учащихся)
Учитель: «Она сама не дала ни детям, ни внукам « ни одного нравственного устоя, за который можно было бы удержаться». Семьи – нет, детей – нет, потому что семейные связи были не живыми…не согревались светом и теплом человечности, материнской ласки и любви, полностью отсутствовала нравственная основа семейного уклада.
(Далее по схеме: взаимоотношения братьев, Порфирий и дети. По ходу беседы учитель стирает на схеме линии, соединяющие героев, и над каждым умершим ставит крест.)
И вот последние слова последнего представителя головлевского рода: «Где все?» (читать)
А вот где.
Посмотрите, на наше «древо». Во что оно превратилось? – В кладбище.
V. Итог урока:
А сколько их таких на Руси?!
Вот и все. Но все ли? (Учитель читает последние строчки романа)
1 вопрос – Что вы думаете о последних строчках романа?
И еще – Первоначально Салтыков-Щедрин задумывал другую концовку. (Дочь Галкиной – жена Порфирия, последняя глава называлась «У пристани».)
2 вопрос – Почему Салтыков-Щедрин изменил первоначальный замысел? Почему именно так, как мы прочитали, закончил роман.
(На эти два вопроса учащимся предлагается ответить в качестве домашнего задания)