Цели урока:
- показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический характер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию;
- учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, сопоставлять исторические факты с поэтической картиной поэмы, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение.
- вызвать читательский отклик через музыкальность поэмы, через ее провидческий характер, эмоциональный отклик на исторические события в России; воспитывать понимание личной ответственности за свои поступки, чувство причастности к истории страны, неравнодушие к судьбе России.
Приемы: выразительное чтение стихотворений учителем, слово учителя, прослушивание музыкальной композиции, чтение наизусть учащегося, индивидуальные сообщения учащихся по истории и литературе, работа с терминами и понятиями, с символами, с эпиграфами, беседа, анализ поэмы, сопоставление событий поэмы с историческими событиями.
Оборудование: эпиграфы, текст поэмы, музыкальное произведение Шопена “Революционный этюд”, текст стихотворения “Слава героям…”.
Тип урока: совещание за круглым столом.
Ход урока
I. Вступительное слово и беседа с учителем истории:
Сегодня мы проведем совещание за круглым столом, вы должны, используя свои знания, чувства, эмоции, оценить революционную ситуацию и указать пути, выходы из нее.
Чтение стихотворения современного поэта “Слава героям…” учителем истории (Тексты стихотворения на столах у учащихся. См. Приложение №1).
– В какое время было написано это стихотворение? Определите, о каком периоде истории России, о каком событии и героях в нем говорится.
Вот так мы сейчас живем. Такой видится современная жизнь коммунистам, они не принимают демократии, нового государственного устройства, образа жизни. Они критикуют все, но каким образом они добивались власти, какими средствами, какой ценой? (ответы учащихся)
Всегда существует две правды. К примеру, сейчас есть правда Единой России и правда КПРФ.
Перевороты в жизни России всегда были сложными, во многом трагичными, и всегда основное бремя ложилось на плечи простого народа. Переворот 1917 года тоже начинался с критики государственного устройства, дискредитации власти и образа жизни. Неумение найти общий язык, невозможность понять друг друга и взять ответственность на себя привело к тем трагическим событиям, которые унесли сотни тысяч человеческих жизней.
II. Вступительное слово учителя литературы:
Представьте: “…январь 1918 года. Петроград. Трамваи не ходят. Страшный мороз, голод, звуки стрельбы. В жизни А.Блока – творческая вспышка редкой силы. 29 января он сделал запись в дневнике: “Сегодня я – гений”. Поэма “Двенадцать” была написана через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно – “большое видится на расстоянье”. Поэма удивляла еще современников Блока: “одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей”. Интеллигенции был непонятен и неприятен и призыв поэта, прозвучавший ранее в статье “Интеллигенция и революция”:
Обращение к первому эпиграфу:
“Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию”.
Блок.
– Что это была за музыка, что в ней слышалось Блоку и почему он так хотел, чтобы ее услышали современники, постараемся узнать сегодня на уроке.
III. Прослушивание “Революционного этюда” Шопена.
IV. Беседа с учителем истории:
– Какие чувства выражает “Революционный этюд” Шопена? (обреченность, неизбежность и в то же время мощь, сила, борьба неравных сил)
Во все времена революция вызывала одни и те же ассоциации: это мощь, стихия, – и революция была вызвана одними и теми же проблемами.
V.
Учитель литературы: Обратимся к тексту поэмы.
Чтение учащимся наизусть начала поэмы:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер
На всем божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!
Беседа с учителем литературы:
– Какие ассоциации у вас возникли при прослушивании начала поэмы и музыкальной композиции? Что общее вы увидели в музыкальном произведении и строках поэмы?
– Какую картину, нарисованную Блоком, вы увидели? (та же необузданная стихия, через природную стихию поэт показывает стихию революции)
– Почему так тяжко человеку? И что это за человек? Как к нему относится автор?
(Любой человек, всякий, “бедняжка”,– это отношение автора к современнику. Всякому, кто куда-то идет, т.е. имеет свой путь, цель, тяжко, потому что все в мире перемешалось: белое и черное, новое и старое, у человека нет опоры под ногами.)
VI.
Слово учителя истории: Революция 1917 года – это противостояние двух стихий, одна из которых не хочет жит по-прежнему, а другая не может жить по-новому. Нежелание дворян решить земельный вопрос, тяжелые жизненные условия рабочих, несостоявшийся альянс буржуазии и монархии стали причинами противостояния народа и власти и, как следствие, кровавого, жестокого переворота в России.
VII.
Сообщение учащегося о революции 1917 года (реализация индивидуального домашнего задания). См. Приложение № 2
VIII.
Слово учителя литературы и обращение ко второму эпиграфу: Блок один из первых откликнулся на переворот в России. 30 декабря 1918 года он начал писать статью “Интеллигенция и революция” В ней он ищет нужные слова, чтобы выразить свое чувство судеб России, потому что “Дело художника, обязанность художника – видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит “разорванный ветром воздух”.
IX.
Сообщение учащегося по статье Блока (реализация индивидуального домашнего задания). См. Приложение № 3.
X.
Совещание за круглым столом. (Исследование текста поэмы. Сопоставление поэмы с историческими событиями)
Литератор:
– Каким было первое впечатление от прочтения поэмы? Что показалось странным? Что показалось наиболее важным? Что осталось непонятным? (ответы и вопросы учащихся)
На все эти вопросы постараемся ответить за круглым столом, работаем с текстом поэмы.
Историк: – Какие приметы времени видим в 1 главе поэмы? Подтвердите текстом.
– Как показан народ в поэме? (по 1 главе) Как народ воспринял революционный переворот? С каким настроением? Как относится к большевистской власти? (В жизни одних революция ничего не изменила: старушка переживает за ребят, ведь “…всякий – раздет, разут…”, и большевики не вызывают у нее доверия, ей остается уповать только на Матушку-Заступницу по старинке, хотя революция для таких, как она, бедных, и делалась. Нет изменений и в жизни женщин древней профессии, они с ироничной насмешкой относятся к большевистской власти, это видно из разговора о цене за их услуги. Писатель выражает мнение общественности: “Россия погибла”. Поп “невеселый”, старается скорее скрыться с глаз, пройти незаметно, он чувствует враждебное отношение к себе. Барыни друг другу жалуются. “Ветер веселый… прохожих косит” – разыгравшаяся стихия революции никого не выделяет, никого не щадит, не жалеет, она для всех опасна).
– Раскройте роль образа бродяги и отношение к нему автора? (Автор сочувствует бродяге: “Хлеба?”, а того интересует только один вопрос: “Что впереди?”, отсюда вывод: “Не хлебом единым жив человек”. Но что будет “впереди”, никто не знает.)
Литератор: – Кто такой буржуй? Он один стоит на перекрестке, никуда не двигается, никуда не идет, почему? Как объяснить, что буржуй никуда не идет? И почему перекресток? (Распутье, выбор жизненного пути, и в то же время перекресток – крест, т.е. доля, судьба)
13 июля 1917 года Блок занес в записную книжку: “Буржуем называется всякий, кто накопил, какие бы то ни было ценности, хотя бы и духовные. Накопление духовных ценностей предполагает предшествующее ему накопление матерьяльных”. Значит, буржуй – это еще и носитель, хранитель главной ценности: культуры, духовности, т.е. буржуй – это интеллигенция.
– Проследите по 2, 7, 10, 11 главам, как в поэме называются 12 героев. (Герои поэмы – “двенадцать человек” во 2 главе, друг к другу обращаются “товарищ”, в 10 главе – “рабочий народ”, значит, трудовой, обычный, в 11 главе “ без имени святого все двенадцать”). Сделайте вывод о том, кто они. (Они обычные люди, ничем не выделяющиеся, ничем не примечательные, обыкновенные, но они обезличились, потеряли личность, человечность. Блок называет их просто “двенадцать”)
– Для чего они появляются ночью на улице? Почему именно ночью? (При белом свете стыдно?! Значит не на правое дело пошли, здесь еще и личные счеты)
– Почему они ищут Ваньку с Катькой? Кто для них Ванька? (Ванька не с ними, и, значит, он враг. Взяли на себя роль судей, а заповедь Божья “не убий”?)
– Кто, кроме Ваньки, враг в понимании этих 12-и? Мы его видим? Проследите по тексту поэмы, сделайте вывод. (Настоящего врага, угрожающего им, не видно, но он им везде мерещится: “Вот – проснется лютый враг!” “Пальнем-ка пулей в Святую Русь…” – это вызов, все позволено – “Эх, эх, без креста!”, а, может, и бахвальство, ведь ночью же вышли, не днем! И слова: “Товарищ, винтовку держи, не трусь!” – показывают, что, обращаясь к товарищам, казалось бы, с поддержкой, они свой страх скрывают. Святая Русь, буржуй – любой, кто не с ними, тот против них, они во всех чувствуют и видят врага и всего боятся).
Историк: – В 12 главе найдите строки о враге. Как двенадцать относятся к власти?
(Стреляют в 12 главе в того, кто несет красный флаг, они же не видят, в кого стреляют, не видят, что это Христос, потому что видят красный флаг, а красный – символ Красной армии, напрашивается вывод: рабочий народ и власть не вместе – уже раскол, т.е. месть не только буржуям, другая власть рабочему народу в качестве Красной тоже не нужна.)
– Как они себя чувствуют во время метели (по 11 главе)? (Они друг друга не видят за четыре шага, метель их скрывает друг от друга, разъединяет, они тоже как бы не вместе, т.е. не могут рассчитывать друг на друга, доверять друг другу, и перед Богом им придется отвечать каждому самому за себя, у каждого грехи свои)
– Почему стреляют в невидимого им, впереди них идущего? (Сами всего боятся и пытаются свой страх скрыть от себя и от других)
Литератор: – Когда в поэме звучит тема веры? С какими героями связана тема веры и почему? (Тема веры намечается еще в 1 гл.: старушка обращается к “Матушке-Заступнице” (во все времена христианство – религия самых обездоленных), неслучайно появляется поп, в последующих главах двенадцать постоянно упоминают Бога, и пока еще “Русь” “Святая”. Но революция в душе уже произошла – двенадцать отказываются от веры, таким образом, Блок предвидел самое страшное – разгром храмов, убийства священнослужителей.)
– Объясните, почему их 12. Кто 13-й? (Они, как 12 апостолов, встали, как им кажется, на единственно верный путь, а Ванька, 13-й, стал солдатом, поэтому он для них предатель, его надо покарать в первую очередь. Они сознательно отказываются от Бога, потому что знают, что на кровавое дело пошли (был офицер (5 гл), теперь Катька (6 гл), “ко всему готовы, ничего не жаль” (11 гл), но еще упоминают Бога: “Господи, благослови”, “Упокой, Господи, душу рабы твоея”, потому что это привычка, сложившаяся веками, от нее не так легко отказаться. Но они озлоблены, ожесточены из-за тяжелой, беспросветной жизни, решили, что Бог им никогда не помогал и Он им не нужен. Это страшно. И любой, кто встретится им на пути – враг, они его не пощадят.)
– Обратите внимание на значение имен: Ванька, Петька, Андрюха. (Ванька – “дар Бога”, но он предатель для 12-и, вспомните: Иисус больше всех любил Иуду, говорил, что ему труднее всех, призывал его жалеть, Петька – “камень”, человек с таким именем оказался самым мягким, любящим по-своему, Андрюха – “человек, мужчина, мужественный”, т.е. человек вообще, любой мужчина. К тому же это имена апостолов.)
– Почему проститутка названа именем Катька, оно обозначает “чистая, светлая”, а ее образ жизни никак нельзя назвать чистым? (Что любишь – это самое светлое, даже святое. Петька ее убивает, значит, уничтожает святое. С одной стороны, она нарушила заповедь “Не прелюбодействуй”, и Петька хотел ее за это наказать (и личное, и роль судьи), а с другой стороны, Катька – Россия, которая любила и старый режим: юнкерье, офицера, и новый: солдата Ваньку, рабочего Петьку, она всех любит такими, какие они есть, воспринимает их со всеми достоинствами и недостатками. Но по-настоящему ее любит только Петька и жалеет о ее гибели)
Историк: – Для кого делалась революция? Кто оказывается жертвой революции? (Всем сейчас плохо, все страдают, Катька – жертва. Она случайная жертва, но чувству жалости сейчас нет места. И уничтожают двенадцать самое любимое, а значит, дорогое, и физически (смерть Катьки) и в себе (чувство любви и сострадания) т.е. духовное. Таким образом, двенадцать тоже являются жертвой революции, их подхватило ее стихийностью, им своей жизни не жалко и чужой тоже. Человеческая жизнь обесценилась, первая заповедь нарушена).
Литератор: – Почему впереди них идет Христос? Почему он в венчике и несет кровавый флаг?
– Почему они стреляют в Христа?
В самое страшное время, когда все в мире перевернулось, Иисус с ними, он не может их оставить, он несет “кровавый флаг”– символ будущих жертв. Злоба их для них “святая”, они сотворили себе такое божество, “святая злоба” в душе руководит всеми их помыслами и действиями. Самое страшное, что может случиться с человеком – это отказ от Бога, от веры. И это с ними произошло. Но Бог милостив, справедлив, он отпускает своего сына к ним, чтобы он принял на себя их грехи. Они “блудные сыновья”, и они не безнадежны, потому что страшен не сам грех, а нераскаяние в нем, т.е. они могут еще раскаяться, ведь Петька Катьку любить не перестал после слов товарищей (чувство любви присуще только человеку, Петькина любовь – это любовь к ближнему, хотя и своеобразная) и остальные тоже все-таки люди. Потому Блок и записал в своем дневнике 18 февраля (поэма долго его еще не отпускала): “Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, “достойны ли они Его”, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо ли Другого?” Кто это Другой, догадаться нетрудно. И его нет, потому что люди сами превратились в нелюдей и потому что рядом все-таки Христос. Бог не оставил людей в самое страшное для них время – время, когда у них нет почвы под ногами, когда все в мире перевернулось, когда нет границ между нравственным и безнравственным. Но Христос в венчике, погребальном уборе, он уже был распят, т.е. люди его убили, а он принял все людские грехи на себя, и сейчас он готов опять взять все на себя, пострадать за них. Бог любимого сына отправляет на муки за людей, отвернувшихся от Него, это ли не любовь Его к людям, это ли не прощение их? А они стреляют в Христа, не зная, что впереди Он, потому что “не ведают, что творят”. Ведь распятый Иисус просил Бога: “Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят”).
-Как вы объясните образ пса, голодного, безродного? Рядом с кем он появляется и почему? (В 9 гл. рядом с буржуем, которому как будто некуда идти, он так и стоит на перекрестке; в 12 гл. рядом с двенадцатью, они безуспешно пытаются его прогнать. Пес, нищий, шелудивый, бездомный, безродный, – символ неустроенности жизни, его судьба никого не волнует; то же случится и с буржуем, и с двенадцатью (человеческая жизнь обесценилась); пес – символ потери корней – буржуя лишили дома, позже изгонят с Родины, двенадцать сами отказались от духовного, культурного, связывающего их с отцами, дедами, они стремятся разрушить старый мир, поэтому пес с ними).
Размышлять о смысле поэмы, находить переклички с историей можно бесконечно, нет однозначного прочтения поэмы и однозначной интерпретации исторических фактов нет, потому что у нас у каждого свое мировоззрение, своя правда.
XI.
Обращение учителя литературы ко третьему эпиграфу:
“Художнику надлежит знать, что той России, которая была, – нет и никогда уже не будет. Европы, которая была, нет и не будет. То и другое явится, может быть, в удесятеренном ужасе, так что жить станет нестерпимо. Но того рода ужаса, который был, уже не будет”.
Блок.
Это было сказано 13 мая 1918 г. Тон прорицателя, и тон неподдельный: Блок всегда был предельно честен в каждом своем слове. Он указал на ожидаемое и уже узнаваемое нами будущее – “явится … в удесятиренном ужасе”, “жить станет нестерпимо”. Он не утверждает, не приходит к выводам, он пророчествует. По мнению многих, близко знавших Блока людей, он и умрет потому, что в 1921 году жить ему станет нестерпимо.
XII.
Чтение учителем истории стихотворения современного автора В. Сорокина “Я виноват” и беседа:
Кресты метелями повиты.
Деревня.
Сумерки.
Луна.
Что сделали с тобой бандиты,
Моя несчастная страна?
Я слышу крик, а не роптанье
Солдат и узников набат…
За все, за все твои страданья
Я виноват!
Я виноват!
Я боль осилю, страх осилю,
Нас Бог над бездною вознес, –
Ведь, кроме нас, никто Россию,
Никто Россию не спасет!
Человек должен взять ответственность за свои поступки на себя.
– Чем страшна революция? Что надо сделать, чтобы ее не было?
– Актуальна ли, современна поэма Блока на данном этапе развития России?
Человек всегда стоит перед проблемой выбора: что выбрать, как сделать, с кем быть.
Но надо помнить, что нужно быть ответственным за свои поступки.
XIII.
Домашнее задание: написать эссе на тему “В чём актуальность поэмы А.А.Блока “Двенадцать” в наше время?”