Форма проведения: урок-исследование.
Оборудование: компьютер с выходом в локальную сеть Интернет (или Презентация к уроку), физическая карта России, текст стихотворения «Вечернее размышление…», кластеры.
В обязательном минимуме содержания образования за курс основной школы предусмотрено обзорное знакомство с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова как учёного и поэта в 5 классе («Случились вместе два астронома в пиру»), в 7 классе (« Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» (отрывок) и в 9 классе («Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния», «Ода на день… 1747 года»).
В программе общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной отводится 2 часа в 9 классе на обзорное знакомство с творчеством учёного и поэта и анализ его стихотворений.
Предлагаемый конспект – это первый урок по теме
Цели урока:
- (Предметные) Обзорно познакомить с жизнью и творчеством М.В.Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стиха, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».
- (Метапредметные) Выработать навыки анализа лирического текста, показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла.
- (Личностные) Воспитывать восхищение перед красотой родной природы и силой человеческого разума.
Ход урока
I. Организационный этап (обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии).
II. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (обеспечение мотивации учения обучающихся, готовности к активной учебно-познавательной деятельности).
С целью систематизации полученных знаний по теме исследования на стадии осмысления рекомендуется использовать один из видов Развивающих канонов – кластер.
Кластер – графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Ученик (совместно с учителем) в центре листа записывает ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, соединяющие это слово с другими, от которых, в свою очередь, лучи расходятся далее и далее.
Слайд № 2
Учитель:
Слайд № 3
Сегодня на уроке, используя поисково-исследовательский метод, мы назовём имя известного русского учёного и поэта, реформатора русского литературного языка и стиха, имя человека, которого В.Г.Белинский назвал «Петром Великим нашей литературы, первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси». Чтобы в конце урока назвать нашего героя, вам необходимо по мере работы заполнять кластер, который поможет систематизировать и обобщить полученные знания по ходу учебного занятия, сделать выводы.
III. Этап усвоения новых знаний и способов действий (создание содержательных и организационных условий усвоения обучающимися методики воспроизведения изучаемого материала).
Слайды № 4, 5, 6, 7, 8
1. А начнём мы с прекраснейшего явления природы – северного сияния. Вы видели когда-нибудь полярное сияние? Я нет. На фотографиях это явление природы выглядит очень красиво. (Просмотр фотографий северного (полярного) сияния на сайтах: ru. wikipedia. org. «Северное сияние – 73 тыс. картинок, lifeglobe. net>blogs /details?id «Северное сияние – огненный танец на небесах» или любых других сайтах (по выбору учителя). Если отсутствует выход в Интернет, можно использовать специально подготовленную Презентацию к уроку).
Беседа по вопросам, активизирующим мыслительную деятельность обучающихся:
- Что вы знаете о северном (полярном) сиянии, отчего происходит это загадочное, красочное природное явление? (свечение верхних слоёв атмосферы, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра).
- Как проявляется полярное сияние при наблюдении с Земли? (в виде общего быстро меняющегося свечения неба или движущихся лучей, полос, корон, «занавесей»).
- Используя Физическую карту России, покажите, где на территории Российской Федерации можно наблюдать северное сияние? (Кольский полуостров, Мурманск, Архангельск и т.д.)
2. Учитель.
Перенесёмся мысленно в ту эпоху жизни России, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда учение было чем-то тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и неоценённым сокровищем. И вот в это-то время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего-то забрал себе в голову. что ему надо непременно учиться, что без ученья жизнь не в жизнь. Ему этого никто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к учению, как нынче бьют за отвращение к науке.
Наш герой родился 8 ноября 1711 года в селе Денисовка Архангельской губернии Холмогорского уезда в семье беломорского крестьянина-рыбака. С детских лет, проведённых на русском севере, рыбача вместе с отцом, он часто смотрел в небо и наслаждался поэзией небес.
Слайд № 9
В 19-летнем возрасте тяга к знаниям привела его в Москву в славяно-греко-латинскую академию, затем в Германию, Петербург. Круг его интересов необычайно широк: история, химия, механика, риторика, физика, навигация, астрономия, право, поэзия. Научные открытия следуют одно за другим.
Профессор химии, он смотрел на свои стихотворения, главным образом, с чисто практической, общественной стороны, видел в них лишь наиболее удобную форму для выражения своих прогрессивных стремлений.
Слайд № 10
- «Случились вместе два астронома в пиру»
- «Ода на взятие Хотина»
- «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния»
- «Утреннее размышление о Божием Величии»
- «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и т. д.
Вопрос. Какие из названных стихотворных произведений вам знакомы? Перескажите их сюжет.
3. Анализ стихотворения «Вечернее размышление о Божием Величии при случае северного сияния».
Начало работы над стихотворением – его прочтение в классе учителем, эмоциональное впечатление. Без этого всякий разговор не только бесполезен, но попросту вреден: мы готовим читателей, умеющих наслаждаться, сопереживать, думать.
Поработаем над словом:
- Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).
- Поработаем над словом. Стихотворение отделено от нашего времени более чем двумя столетиями и за это время в его тексте родились архаизмы времени – языковые факты, которые в ту далёкую эпоху устаревшими ещё не были. Подход к языковому материалу без учёта этих фактов будет лишён историзма и потому неверен.
Слайд № 11
Устаревшие слова (старославянские): бездна – огромное количество, пропасть; уста – рот, губы; премудрые – ученые; естество – самая суть, сущность чего-нибудь, то же, что природа; мещут – метать – кидать с размахом; зрак – взгляд, глаз; мятёт (мястись) – быть в смятении; зыблет (зыбиться) – появляться, колебаться; твердь: земная твердь – земля, суша; небесная твердь – небо, небесный свод; зенит – точка небесной сферы, находящаяся вертикально над головой наблюдателя; разить – бить, громить; эфир – воздушное пространство, воздушная высь; окрест – вокруг; несведом – неизвестен; тварь – всякое живое существо; Творец – Бог как создатель мира.
Усечённые прилагательные и причастия: мрачна ночь, черна тень, мала искра, несчётны солнца, жирна мгла, солнечны лучи, гладки волны – используются в чисто версификационных целях: «сим способом избегает он излишества в числе слогов, к составлению стиха потребном».
Неполногласные сочетания: мещут огнь, хладный пламень, дуть престал зефир.
Слайд № 12
Сообщение подготовленного ученика
Старославянскими называют слова и части слов, пришедшие из старославянского, древнего языка славян. В конце X века (после принятия христианства) распространился на Руси. Затем, подвергшись языковому и грамматическому влиянию русского языка, получил название церковно-славянского и до VII века употреблялся как одна из разновидностей русского литературного языка. Возникло резкое различие между языком «книги» и живым говором народа. Наш герой осознаёт, что литература не может идти вперёд без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. Важнейшими трудами этого рода были: «Российская грамматика», где проводится резкая грань между языками русским и церковно-славянским; «Рассуждение о пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства». Своими реформами учёный открыл перед поэзией широкие художественные горизонты.
Поразмышляем над прочитанным
- С целью более полного восприятия картины, нарисованной автором, прочитаем стихотворение, заменяя устаревшие слова их современными синонимами или лексическим значением.
- Перескажите сюжет стихотворения своими словами.
- С явлением северного сияния в древние времена связано множество мифов и легенд. Викинги полагали, что огни на небе загораются, пока танцуют души умерших дев, а эскимосы верили, что это обитатели загробного мира пытаются связаться с живыми. В средние века ночные сполохи считали предвестниками войн и болезней. По чьему велению, по мнению автора стихотворения, возникает полярное сияние? (по Божьему велению)
- Почему в стихотворении так много (11) вопросительных предложений? (испытывая восторг и священный ужас, поэт изображает человека не бессильным, подавленным созерцателем, а думающим деятелем, способным на объяснения могущества природы).
- Ответ на вопрос, откуда берётся северное сияние, первым нашёл наш герой. Проведя бесчисленное количество опытов, он высказал предположение об электрической природе этого явления. Когда на Солнце происходят взрывы, в атмосферу Земли устремляются заряженные частицы. Сталкиваясь с частицами заряженных газов, находящихся в атмосфере, они заставляют их светиться.
- Каким вы представляете себе лирического героя данного стихотворения?
IV. Этап первичной проверки понимания изученного (установление правильности и осознанности изученного материала, выявление пробелов первичного осмысления, неверных представлений)
В течение всего урока ребята заполняли кластер. Обобщаем записи.
V. Этап систематизации и обобщения изученного (организация деятельности обучающихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений).
Назовите имя поэта, учёного, основателя первого Российского университета, Петра Великого русской науки и литературы.
Слайд № 13
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)
Только мы, северяне, сполна постигаем природу
В полнозвучье всех красок, и звуков, и разностей сил…
К.Бальмонт «Северный венец»
В этом году мы, россияне, и весь мир отмечаем 300-летие со дня рождения реформатора русского литературного языка и стиха.
Слайд № 14
Теория трёх «штилей» М.В.Ломоносова (повторение изученного в 5 классе с целью обеспечения в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания).
Слайд № 15
ВЫСОКИЙ |
СРЕДНИЙ |
НИЗКИЙ |
героические поэмы |
драмы |
комедии |
оды |
послания |
песни |
трагедии |
дружеские письма |
басни |
похвальные надписи |
сатиры |
эпиграммы |
(церковно-славянские |
(русские слова с |
(русские слова + |
1. К какому стилю относится «Вечернее размышление о Божием Величии при случае великого северного сияния»? Докажите (высокий стиль – обилие церковно-славянских слов и русских, представляет собой хвалебную оду великому Творцу).
2. Что вы узнали сегодня на уроке и чему научились? (определение темы и целей урока)
VI. Этап подведения итогов учебного занятия (дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся)
VII. Этап информации о домашнем задании (обеспечение понимания обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания)
Слайд № 16
- Выразительное чтение и анализ стихотворения «Вечернее размышление…»;
- Особое задание (выполняется по желанию обучающихся): напишите мини-сочинение-рассуждение на тему: «Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление…».
VIII. Этап рефлексии (инициировать и интенсифицировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками).
«Барометр настроения»
- Барометр – прибор для измерения атмосферного давления (показать барометр и рассказать о его действии).
- Показатель каких-нибудь изменений, состояния чего-нибудь. Предлагается показать своё настроение: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.
Урок окончен. Спасибо!