Интегрированный урок "Ах, этот снег… Белая радость"

Разделы: Литература


Тип урока. Интегрированный (литература, музыка, живопись)

Вид урока. Урок – практикум

Оснащение урока. П.И. Чайковский “Времена года” (миниатюра “Январь. У камелька”, миниатюра “Декабрь. Святки”).

Антонио Вивальди (“Зима” №11).

Репродукции:

*И. Шишкин “Зима” (Рисунок1.jpg).
*И. Шишкин “Сосна” (Рисунок2.jpg).
*И. Грабарь “Февральская лазурь” (Рисунок3.jpg).
*А. Пластов “Первый снег” (Рисунок4.jpg).

Сборник стихов о природе (зима).

Целевая установка. Сегодня необычный урок. Он будет посвящен литературе, музыке и живописи. Мы попытаемся вместе ответить на вопрос, что объединяет все виды искусства, почему они волнуют сердца людей и пробуждают в них лучшие чувства. Мы побываем в творческой мастерской художников слова, а в конце урока в качестве творческого задания напишем синквейн.

ЭПИГРАФ

Что не выскажешь словами –
Звуком на душу навей.

А. Фет.

ХОД УРОКА

Начало урока

Звучит музыка Антонио Вивальди №11 (“Зима”). На экране в это время кадр

(А. Пластов “Первый снег”).

На фоне музыки звучит стихотворение Б. Пастернака “Снег идёт”.

Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о снеге).

Основная часть

ТЕМА НАШЕГО УРОКА

“Ах, этот снег… Белая радость”.

Нас приглашает в свои покои прекрасная, искрящаяся, сверкающая красавица русская зима.

Вы наблюдали за характером зимы и дома написали художественные миниатюры об этом времени года.

Д/з: Давайте послушаем ваши литературные зарисовки о зиме, о снежинках…

Каждый раз, читая стихи, слушая музыку, восхищаясь живописными полотнами, мы понимаем, что кто-то всё это придумал: написал, сочинил, нарисовал.

Почему так притягивает и влечёт нас к себе этот летящий, кружащийся в воздухе или ослепительно сверкающий на земле белый снег?

(Белизна, чистота, свежесть).

Посмотрим, как он изображён в поэзии, живописи и музыке. Созвучны ли разные произведения искусства, посвящённые снегу?

Какой из живописных пейзажей близок к прочитанным стихотворениям? Почему?

  • И. Шишкин “Зима” – “Вот север тучи нагоняя,…”, “Поёт зима, аукает, мохнатый лес…”, “Чародейкою – зимою…”.
  • И. Шишкин “Сосна” – “На севере диком…”, “Дремлет лес…”.
  • И. Грабарь “Февральская лазурь” – “Мороз и солнце – день…”.
  • А. Пластов “Первый снег” – А. Суриков, К. Бальмонт.

М. Ю. Лермонтов “Сосна”.

А. Суриков …

К. Бальмонт “Снежинка”.

И русские поэты очень любили это время года, находя в зиме много неизведанного, превращая любой уголок родной природы в сказочные чертоги. Так давайте туда войдём и мы с нашими любимыми поэтами.

ДОСКА. Ребята, обратите внимание на эпиграф. Выделите ключевое слово. (Звуком)

Как вы понимаете слова А. Фета? (Фет воспринимает музыкальную мелодию стиха как равнозначное явление, способное выразить душу человека.).

Да, поэтическое слово вливается в душу, воздействуя на ум, чувство читателя всеми своими богатствами, эмоциональным настроем, достигая самых тайных глубин нашего сердца.

Созвучно ли стихотворение с прозвучавшей музыкой  (П. И. Чайковский “У камелька”) и картиной, которую вы видите перед собой? (И поэт, и композитор, и художник передают характер зимнего пейзажа.)

А какой он в этих произведениях искусства?

(Мягкий, ласковый, спокойный, тихий, нежный).

При помощи какого изобразительного средства вы охарактеризовали зиму?

(При помощи эпитета).

А что такое эпитет?

Но зима бывает и другой.

Подберите антонимичные эпитеты.

(Злая, капризная, коварная).

Именно такой мы видим зиму в стихотворении А. С. Пушкина “Зимний вечер”.

– Читаем это стихотворение.

Найдите сравнения.

(С воем зверя, плачем ребёнка, с запоздалым путником).

Какую роль играют здесь сравнения?

(Они делают описание живым, наглядным; поэт нашёл самые точные сравнения; буря может завывать зло и жестоко, как зверь; может плакать жалобно и безутешно, как дитя; может напомнить о себе среди тишины звуком запоздалого путника).

Что такое сравнение?

(Это один из приёмов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого).

При помощи каких слов вводятся сравнительные обороты?

(Как, словно, точно, похоже, будто, наподобие, подобный).

В поэзии скрытое сравнение помогает создать художественный образ.

Послушайте отрывок из стихотворения А. Фета: К ***

Какое изобразительно-выразительное средство помогает нам понять, что речь идёт именно о зиме?

(Метафора).

Что такое метафора?

(Это и есть скрытое сравнение).

А почему же речь идёт о пыли? Только ли летом она бывает?

(Пыль может быть и снежной – во время бури, вьюги).

Какую вы представляете картину благодаря ей? Попытаемся раскрыть её смысл.

(Раннее утро. На душе грустно. Метель стелется по земле, по сугробам; она свивает и гонит снег – эти “струи” напоминают белых, серебряных змей. Это позёмка. Поэт стремится придать своему стиху красоту и убедительность).

А что такое позёмка?

(Это слабая метель).

Метафору можно сравнить с драгоценным камнем, сверкающим многочисленными гранями и красками.

– Прочитать стихотворение Б. Пастернака “Снег идёт”

(Несколько человек по строфам).

Постарайтесь вместе с поэтом в однообразии белых хлопьев увидеть подвижные, сменяющие друг друга картины.

Какие слова повторяются здесь несколько раз? (снег идёт). На протяжении всего стихотворения эти слова повторяются восемь раз!

Но ведь в них нет ничего особенного. Мы часто говорим снег идёт, дождь прошёл, солнце село, листья шепчутся и т. д. Мы уже не воспринимаем эти выражения как образные – они давно вошли в наш язык.

В стихотворении Б. Пастернака перед нами особый вид метафоры – это олицетворение.

Что такое олицетворение?

(Это изображение неживых предметов как живых существ).

В этом стихотворении мы почувствовали удивительную силу движения.

– Что же движется?

(Движется пешеход, запорошенный снегом; танцуют в вихре снежные звёздочки; цветы удивлённой герани тянутся за оконный переплёт, словно хотят потанцевать со снежинками; даже лестничные ступени; перекрёсток дороги стремятся к полёту).

Верно, поэт вдохнул жизнь в самые обыденные и привычные предметы.

Даже небосвод “в заплатанном салопе” (шубе) сходит на землю. Движется то, что не может двигаться: ступени, перекрёсток дороги. И выражение снег идёт снова обретает для нас образное значение, возвращает нас к восприятию природы как живого существа: “В ногу с ним… проходит время”.

Всё меняется: земля, небо, деревья, – а художники, поэты, музыканты, очарованные красотой природы, передают нам мгновенья её жизни в своих твореньях.

Сегодня вы немного приблизились к творческому труду людей искусства и поняли, как не просто передавать язык природы. Но в то же время такие минуты общения с ней – это минуты счастья, радости, они окрыляют душу и пробуждают к жизни самые высокие чувства.

А теперь послушаем “Времена года” П. И. Чайковского (миниатюру “Декабрь. Святки”).

– Какая картина представляется вашему воображению, когда вы слушаете эту миниатюру? Закрыли глаза.

Попробуйте, ребята, свои впечатления о сегодняшнем уроке выразить через синквейн – стихотворение, состоящее из пяти строк.

(Работа в парах).

План.

  1. Тема стихотворения. (Существительное).
  2. Два прилагательных.
  3. Три глагола. (Действие).
  4. Фраза из четырёх слов. (Отношение автора к теме).
  5. Одно слово – синоним к первому, повторяющее суть темы. (Три человека).

Молодцы!

А сейчас послушайте стихотворение Р. Рождественского “Сказка”.

Подведение итогов урока

Д/з: Составьте небольшую лирическую композицию “Природы дивное дыханье” для нашего сборника “Юные поэты”.