Тема урока: Героические страницы Блокадного Ленинграда на примере книги Ю.Ф. Помозова «Блокадная юность».
Девиз урока: «Им в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом паспорта».
Цели урока:
1. Образовательная:
- научить сопоставлять героизм прошедшего времени с современностью;
- научить оперировать историческими датами.
2. Развивающая:
- Пробудить патриотические чувства ребят к своей отчизне на примере жизни и подвигов их сверсников, реальных лиц (Юрия Фомича Помозова и учащихся РУ-12);
- развить логическое мышление.
3. Воспитательная:
- воспитание у учащихся чувств уважения к людям прошедшим войну и пережившим блокаду, а так же восхищение их подвигом (на примере учащихся РУ-12).
Оборудование урока:
- музейные экспонаты, портреты писателей;
- записи песен, поэтические сборники;
- карта блокадного Ленинграда, отрывки кинохроники;
- презентация, использование мультимедиа.
Методические приемы:
- Беседа преподавателя литературы с учащимися.
- Чтение и анализ отрывков и стихотворений.
- Просмотр фрагментов.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Учитель: Мы продолжаем изучение темы о Великой Отечественной войне и познакомимся сегодня с героической обороной Ленинграда, узнаем новые имена, поработаем по карте.
Проследим, как тема подвига и мужества несовершеннолетних подростков блокадного Ленинграда ваших сверстников раскрывается в книге выпускника нашего училища блокадных лет Ю.Ф. Помозова «Блокадная юность».
Основная часть урока.
Учитель: Мирная жизнь советского народа оборвалась 22 июня 1941 года в результате вероломного нападения на нашу страну фашистской Германии.
Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.
(Слайд)
Ленинград – один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. В плане «Барбаросса» – плане ведения войны против Советского Союза немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. Враг рвался к Ленинграду. Жители города, так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады.
- Как вы понимаете слово блокада? (Сообщение учащегося.)
Блокада – окружение города со всех сторон (термин на доске).
(Слайд)
Понятия дети и война несовместимы! Однако юным ленинградцам–детям блокадного города пришлось вместе со взрослыми перенести всю трагедию осажденного города. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм ,проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда. Когда в сентябре 1941 года сомкнулось кольцо блокады, в Ленинграде оставалось четыреста тысяч детей – от младенцев до подростков.
Особенно больно война ударила по маленьким жителям города. Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно?
(Слайд)
Юрий Воронов пережил блокаду подростком и его стихи, как нельзя точнее отражают чувства юных жителей Ленинграда. (Учащимся раздаётся стихотворение, где предлагается поразмышлять над одной выделенной фразой.)
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом -
Паспорта.И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.
- Как жили дети и подростки осажденного города?
Мы можем узнать об этом, познакомившись с книгой «Блокадная юность» Юрия Фомича Помозова, который в годы войны был учащимся группы токарей нашего училища РУ-12.
(Слайд)
Учащиеся выбирают и читают отрывки из книги Помозова Ю.Ф.
«Война, война!..
Еще недавно мы читали о ней в книгах, видели ее в кино, а теперь она стала самой действительностью, и всюду замечаешь ее суровые приметы.
На проспекте все больше трамваев с фанерными листами на месте выбитых стекол.
В Общественном саду, где мы когда-то собирали листья для школьного гербария, установлены зенитки, и отсюда же каждый вечер всплывает в предательски ясное небо легкая, серебристая туша аэростата».
Ленинград уже не прежний, весело-спокойный, миролюбивый город. Суровый и озабоченный, он теперь живет предчувствием грозных испытаний, и каждый, кто попадает в него в эту жестоко-прекрасную пору воинственного преображения, не может не зажить с ним единым чувством мужественного ожидания самых лихих напастей и бесстрашной готовности одолеть их.
(Слайд)
Учитель: Все дети и подростки считали не честным жить прежней жизнью… Продолжи мысль учителя. (Все хотели хоть как-то приобщиться к взрослой жизни, помочь в достижении победы.)
В нашем училище работала до 2006 года живая легенда, учащаяся группы токарей блокадных лет Нина Яковлевна Щагина. К сожалению она ушла из жизни, но мы можем увидеть её на экране.
Это и о ней в том числе пишет Ю. Помозов в своей книге.
(Фрагмент кинохроники.)
Из книги Помозова Ю.Ф.
«В училище – перемены: учебная программа по спецтехнологии сокращена.
Теперь мы больше времени проводим за станками, чем в классе. Преподаватель Соловьев, конечно, недоволен ущемлением теории. Но что же делать! Фронту нужны снаряды, снаряды и снаряды. От нас требуется работа без всяких премудростей.
На своих расхлябанных станках времен царя Гороха мы производим грубую обдирку болванок, режем их на равные части, а уж затем из всех заготовок вытачиваем донышки для снарядов.»
(Слайд)
С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40°С. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки – времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.
За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941 – 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200тысяч человек.
Найдите отрывки и приведите примеры того, как ученики РУ отнеслись к приходу зимы?
Учащиеся выбирают и читают отрывки из книги Помозова Ю.Ф.
«Я вижу родную пионерскую газету своего школьного отрочества – ту самую, где напечатана моя восторженная заметка «Хорошо зимой!». И все же я не могу принудить себя перечитать безудержные славословия в честь «Мороза – седого кудесника» и роскошные описания снега, который «сверкает так, как будто покрыт драгоценностями». Ибо теперь, в блокадную зиму, мои давние ребячьи восторги прозвучали бы кощунственно, издевательски. Ибо теперь мы все ненавидим мороз, снег, метели и проклинаем эту раннюю, с каждым днем звереющую зиму. Едва тлеет жар в котельной училища, чуть-чуть тепловаты ребристые, вроде гармошек, батареи, и хочешь не хочешь – ходи с мешочком, как нищий, выковыривай ломиками между шпал вмерзший уголь.»
Учитель: В управлении трудовых резервов принималось решение вывезти трудовые резервы за пределы города, но все ребята решают остаться и продолжать работать на родном заводе.
(Слайд)
Ещё одно испытание подстерегавшее жителей блокадного Ленинграда это – голод.
На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.
С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. – рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. – рабочим, 150 гр. –остальным. Через неделю: 250 гр. – рабочим, 125 – остальным (самая низкая норма).
Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы – выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио.
Ремесленники как могли уживались с чувством голода.
Учащиеся выбирают и читают отрывки из книги Помозова Ю.Ф.
«Последние дни декабря особенно ужасны, гибельны. Голод и мороз, побратавшись, наповал укладывают бредущих людей в белые снеговые могилы, валят их на лестничных площадках, в угрюмых дворах, у заводских проходных, вблизи жаровен и кузнечных горнов, а сами, под разгульные посвисты метели, вселяются в опустелые жилища. И жутко-счастливое удивление охватывает оттого, что ты еще жив, что в столовой еще могут плеснуть в твою алюминиевую миску ложку жиденькой чечевицы и капнуть в нее машинным маслом.
Однако сдают, сдают мои верные товарищи! Их заостренные лица все туже обтягивает пергаментно-сухая кожа; заметнее стали уши, глаза, носы, особенно при виде однообразно запавших щек и словно бы втянутых внутрь губ».
(Слайд)
Учитель: При том, что смертность в эту зиму была на пике в нашем училище погибли единицы. За жизнь каждого ребёнка боролись сотрудники училища, преподаватели и мастера.
(Слайд)
В холодных цехах предприятий работали подростки. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками выпускали, артиллерийские и реактивные снаряды Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками для них изготавливали деревянные подставки.Было принято решение ночевать прямо у станков, чтобы не тратить силы на поход домой. Спали по 3-4 часа и снова вставали к станку. На великом эмоциональном подъёме работали ваши сверстники. Понимая потребности фронта давали норму выработки не 100, а 200-250 процентов.
(Слайд)
Именно таким детям посвящено стихотворение О.Ф.Берггольц. (Учащимся предлагается поразмышлять над выделенной строкой.)
«Да мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.И он точил, пока рука
Могла производить движенья,
А если падал – у станка
Как падает солдат в сраженье».
(Слайд)
В этих трудных условиях всегда находилось место для подвига, естественно тогда это не воспринималось как подвиг.
Учащиеся читают отрывки из книги Помозова Ю.Ф.
«Снарядная эпопея»
«Верные мои товарищи блокадных лет! Вспомним тот морозно-жгучий январский денек 1942 года.
На передовой ждали, снарядов, как хлеба, которые лежали придавленные полутораметровой снеговой толщей неизвестно когда и кем забытые в сумятице на станции. Мы пробились к складу боеприпасов. Само собой, при виде побуревших ящиков с противотанковыми снарядами нам трудно было сдержать свой восторг, и радостные вопли. Однако наше торжество оказалось преждевременным. Едва лишь мы погрузили первый ящик на санки, как стальные полозья, подобно острым ножам, врезались в утоптанный снег. Несмотря на все усилия, груженые санки не удалось сдвинуть. Один товарищ предложил сделать из лыж трёхрехполозные сани. Предложение было одобрено замполитом. За день нам удалось подвезти к шоссе сорок шесть ящиков. А ведь всего их, да и то по самым грубым подсчетам, было больше тысячи!
Командование Ленинградского фронта объявило нам, мальчишкам, благодарность.
А вскоре в нашем училище состоялось выездное бюро райкома комсомола. Вечером, при свете фонарей «летучая мышь», нам вручал комсомольские билеты секретарь с косым шрамом на лбу и боевым орденом на военной гимнастерке.»
(Слайд)
Учитель:
Я никогда героем не была,
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом
Я не геройствовала, я жила.
(О.Ф.Берггольц)
Можно ли таких ребят назвать героями? Почему? (Обсуждение.)
(Слайд)
Учитель: Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. «Дорога жизни действовала с 21 ноября1941 г. по 4 апреля 1942 г.
Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?
Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистски бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано 1мл. 376тыс. человек. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни – смертью во имя жизни.
Работа с картой. (Учащийся выходит к карте блокадного Ленинграда.)
Найдите Ладожское озеро. Здесь берет начало река Нева и течет на запад, впадает в Финский залив Балтийского моря. Ледостав на озере начался в ноябре.
(Слайд)
Звучит песня Александра Розенбаума.
В пальцы себе дышу, не обморозить бы.
Снова к тебе спешу Ладожским озером.
Долго до утра, в тьму зенитки бьют
И в прожекторах «Юнкерсы» ревут.
Пропастью до дна раскололся лёд,
Мёртвая вода и мотор ревёт: «Вправо!».
«Ну, не подведи, ты теперь один правый.»
Фары сквозь снег горят, светят в открытый рот
Ссохшийся Ленинград корочки хлебной ждёт.
Где теперь простор шумных площадей?
Здесь теперь не то – съели сизарей.
Здесь теперь не смех, не столичный сброд,
По стене на снег падает народ. Голод…
И то там, то тут в саночках везут голых.
Не повернуть руля, что-то мне муторно,
Близко уже земля: « Ну что ж ты, полуторка!»
Ты закрой глаза, браток. Из кабины кровь,
Да на колесо – ала. Их еще несёт.
Ну а сердце всё. Встало.
Учитель: Мужество ремесленников, как вспоминает Ю. Помозов проявляется в каждом дне их блокадной жизни.
Так в 1942 году они участвовали в спасении детей-сирот и в их эвакуации по дороге жизни. В районе своего завода ремесленники разыскивали детей оставшихся сиротами и брали их жить с собой. Делились с ними своими пайками, давали одежду.
А когда пришла пора перевести детей на большую землю, изготовили сани, выбрали лучших ребят в сопровождение и отправился саночный караван.
Учащиеся читают отрывки из книги Помозова Ю.Ф.
«В один из морозных февральских дней (температура – 33°С) от Школьного переулка через Неву двинулся к Финляндскому вокзалу длинный саночный караван. На каждых санках – двое или трое ребятишек, самые маленькие и беспомощные, сидящие на матрацах, закутанные в байковые и суконные одеяльца. Те же, что постарше, помогают нам тянуть санки, хотя быстро выдыхаются. Тем не менее в полдень весь караван прибывает на вокзал. Здесь уже идет быстрая посадка в поезд, состоящий из вагонов-теплушек. Нашим детям отвели две теплушки с наспех сколоченными лавками в слежавшейся соломе. В первой, кроме детей разместились воспитатели, во второй – мы, сопровождающие. К вечеру поезд прибывает на конечную станцию Ваганово. В отодвинутую дверь вагона-теплушки врывается вместе с ветром колючий холод Ладоги, стеклянно-мерзлый перестук обледенелых камышей.
Вскоре два солдата с раскосыми азиатскими глазами вносят в барак дымящийся котел, а безотлучная женщина раздает нам, взрослым, алюминиевые миски, чтобы мы с ложечки могли накормить беспомощных ребят, да и сами заодно подкрепились бы. Наконец все-таки приходят автобусы и грузовики, почти сплошь продырявленные. Начинается посадка при свете фонарей «летучая мышь».
Нам по душе эта порывистая мужественная забота».
(Слайд)
Учитель: Благодаря отваге, отзывчивым сердцам юных ремесленников маленькие Ленинградцы получили второй шанс на жизнь. Разве это не истинный подвиг – спасение жизни!
За мужество многие Ленинградцы были награждены медалью «За обороны Ленинграда».
«Мужество»
Мы знаем, ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Но горько остаться без крова,–
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова)
Заключительное слово учителя литературы и учителя истории.
Учитель: Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни.
Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев-учащихся нашего училища. Конечно, самые важные исторические события всегда находили отражение в произведениях искусства. Ю. Помозов сохранил для следующих поколений духовные и нравственные ценности. Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего училища. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.
(Слайд)
Заключительная часть урока.
Проводится приёмом «Конверт недосказанных фраз». Учитель раздаёт из конверта листочки, на которых написано начало предложения:
- Я узнала сегодня на уроке...
- Подвиг ленинградцев...
- Считаю что война...
- Атмосфера на уроке...
- Я хочу чтобы...
- Музей открыл для меня...