А.И. Солженицын. Тема праведничества в рассказе "Матренин двор"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: комбинированный урока изучение нового материала.

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с личностью А.И.Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор».
  • Развивать наблюдательность, умение выделять главное в тексте, оценить мастерство писателя.
  • Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
  • Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской.
  • Воспитание учащихся на основе вечных истин, составляющих основу жизни.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация

ХОД УРОКА

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые образовательные ресурсы

Знания

Умения

I. Организационный момент

2 мин.

Настроить учащихся на восприятие нового материала  Подготовка к уроку. Умение готовиться к уроку, концентрироваться на изучении нового материала. Ученическое целеполагание. Фронтальная

нет

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Приветствие учащихся. Знакомит с темой урока и целью. Инструктаж о ходе работы на уроке. Подготовка к уроку. Приветствие учителя.
II. Изучение нового материала

23 мин.

Знакомство с творчеством А.И.Солженицына и историей создания рассказа «Матрёнин двор».
Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской.
Знакомство с материалом  демонстрационного экрана, выборка интересной информации. Анализировать полученную информацию,
работа с репродуктивным материалом (осмысление сюжета рассказа по вопросам и заданиям)
Информационный. Объяснительно-иллюстративный. Лекция с элементами беседы Презента
ция
«Тема праведничества в рассказе «Матренин двор»

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Через проектор  проводится демонстрация подобранного материала по теме урока «Тема праведничества в рассказе «Матренин двор».

Материал: Со стороны отца  род Солженицыных происходит из старинной крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович получил университетское образование. Семья матери была богатой, дед Солженицына дал своей дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и образование. (Слайд 6)
Александр Солженицын родился 11 декабря 1918 года, а за 6 месяцев до рождения сына при странных обстоятельствах на охоте погибает его отец. Поэтому воспитанием Солженицына занимаются мать, дедушка и бабушка.
Детство писателя было похоже на детство всех советских детей: учился в обычной школе, был старостой класса, любил футбол, посещал театр. В 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. (Слайд 7) На 1 курсе знакомится с Натальей Решетовской, ставшей его женой в 1940году.
В 1941 году Солженицын оканчивает университет в Ростове и 18 октября уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы становится лейтенантом. (Слайд 8) С 1941-1945 гг. Солженицын командует артиллерийской батареей в одном из сражений, выводит ее из окружения, за что Солженицын был представлен к ордену Красного знамени. Вместо награды Солженицына арестовывают за резкие антисталинские высказывания в письмах другу детства  Николаю Виткевичу и осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей.  В 1950 году его переводят в Экибастузский  лагерь.   Здесь он заболевает раком.
С февраля 1953 Александр Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге — «Раковый корпус». В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа «Матренин двор».  (Слайд 9) С 1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет работа над романом «В круге первом», созревает замысел произведения «Архипелаг ГУЛАГ».
В 1967 году на открытии съезда союзов писателей Солженицын выступает о вреде цензуры. Многим это не понравилось, именно с тех пор, с мая 1967 года начинается открытая и беспощадная борьба Солженицына и Советской власти. Его исключают из союза писателей. Чтобы не осудили за тунеядство, Ростропович берет Солженицына работать дворником на дачу, а 1970 году советскому дворнику присуждают Нобелевскую премию. (Слайд 10)  В 1973 году в Париже выходит “Архипелаг ГУЛАГ”. Это вызвало бурю возмущений в Советской печати. (Слайды 11-12)
13февраля 1974 года Солженицына арестовали, лишили советского гражданства и выдворили за пределы Советского союза, в Германию. С этого момента начинается жизнь в изгнании.
Но все это время Солженицын мечтает вернуться в Россию. “Я не теряю надежды при жизни вернуться на Родину. Но это не будет возможным до напечатания в России моих главных книг. Я не могу вернуться как бы немым”.
В 1989 году отменили решение об исключении из Союза писателей. В 1994 году Солженицын вернулся на Родину. (Слайды 13-14)
11 декабря 1998 года президент России Борис Ельцин подписал указ о награждении Александра Солженицына, отмечающего в этот день свое восьмидесятилетие, орденом Святого апостола Андрея Первозванного за выдающиеся заслуги перед Отечеством и большой вклад в мировую литературу.
А. Солженицын отказался от ордена, заявив буквально следующее: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу, – и добавил: «Может быть, через немалое время эту награду примут сыновья мои».
Александр Солженицын скончался в ночь на 4 августа 2008 года в Москве на 90-м году жизни. По словам сына покойного, Степана, писатель умер дома от «острой сердечной недостаточности».
Валентин Распутин писал: «Это была поистине могучая фигура. И в литературе, и в общественной жизни, это была одна из самых могучих фигур за всю историю России. Сейчас, когда его не стало, это понимается в особенности. Один человек бросил вызов огромной системе — и победил. Ни у кого, будь то самые знаменитые личности в искусстве, науке и политике, не было столь огромной прижизненной славы, популярности, как у Александра Исаевича.
В эти дни должен скорбно ахнуть весь мир — не стало великого нравственника, справедливца, таланта» (Слайд 15)
В 1959 году А.И. Солженицын написал рассказ «Матрёнин двор». Это рассказ  о той ситуации, в которой Солженицын оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». (Слайды 16) После реабилитации в 1957 году Солженицын жил в деревне Мальцево Курловского района Владимирской области у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. (Слайд 17)
Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника».  В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А.Т.Твардовский изменил название – мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов  ХX века. (Слайд 18)

Вопрос: Объясните смысл первоначального названия рассказа.

Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична.

Вопрос: Каков, по вашему мнению, символический смысл окончательного варианта названия рассказа «Матренин двор»?

Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья.  В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, – похоронили.
В рассказе «Матренин двор» автор передает свое горькое горе о погибшей женщине. Изображает жизнь русского села ХХ века. Пред читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной  поры, их бытовые заботы и взаимоотношения. Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах, как результат отношений «человека и власти» в российской глубинке. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, которые всплывают в сознании читателя. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души».

Вопрос: Кого мы называем праведниками?

Академический словарь русского языка.

1. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.
2. Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

1. У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности (ирон.)

Вопрос:  Что общего в этих определениях?

Определения даются с точки зрения религиозной морали.

Вопрос: Какие черты характера русского человека  «помогают» ему стать праведником?

Смотрят демонстрационный материал, пишут конспекты, работают со словарями.
III. Закрепление нового материала

12 мин.

Проверка степени усвоения нового материала. Знать определение понятия праведничество, текст произведения. Понимать идейный смысл рассказа. Определять авторскую позицию. Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы Групповая дискуссия.
Самопроверка
Работа с презентацией урока (в группе)

(Слайды 19-23)

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организует выполнение контролирующих заданий, оказывает индивидуальную помощь      Работа в группах (класс делится на 5 творческих групп – по микротемам), готовят ответы на проблемные вопросы       
IV. Подведение итогов

5 мин.

Анализ прослушанных сообщений  Ответы на проблемные вопросы  с использованием нового материала Развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, создавать синквейны Частично-поисковый. Фронтальная Слайд 24

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Помочь обучающимся осмыслить острые и нелёгкие вопросы нашего прошлого и настоящего. Попытаться понять феномен «простого человека»
V. Рефлексия

2 мин.

                  Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

  Анализирует работу класса, просит обучающихся высказать собственное мнение по поводу проделанной работы, анализирует ошибки, сообщает оценки.  Высказывают  мнения о проделанной работе на уроке. (Слайды 25-26)
VI. Домашнее задание

1 мин.

         Деятельность   учителя

Деятельность обучающегося

Учитель сообщает домашнее задание, разъясняет ход его выполнения, просит в жанре эссе ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня праведники?» (Слайд 27) Слушают, записывают домашнее задание, уточняют неясные моменты.