Тип урока: комбинированный урока изучение нового материала.
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с личностью А.И.Солженицына, историей создания рассказа «Матрёнин двор».
- Развивать наблюдательность, умение выделять главное в тексте, оценить мастерство писателя.
- Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
- Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской.
- Воспитание учащихся на основе вечных истин, составляющих основу жизни.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактические материалы к уроку: презентация
ХОД УРОКА
Этап учебного занятия |
Время |
Цель |
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые цифровые образовательные ресурсы |
|
Знания |
Умения |
||||||
I. Организационный момент | 2 мин. |
Настроить учащихся на восприятие нового материала | Подготовка к уроку. | Умение готовиться к уроку, концентрироваться на изучении нового материала. | Ученическое целеполагание. | Фронтальная | нет |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||||||
Приветствие учащихся. Знакомит с темой урока и целью. Инструктаж о ходе работы на уроке. | Подготовка к уроку. Приветствие учителя. | ||||||
II. Изучение нового материала | 23 мин. |
Знакомство с творчеством
А.И.Солженицына и историей создания рассказа
«Матрёнин двор». Подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской. |
Знакомство с материалом демонстрационного экрана, выборка интересной информации. | Анализировать полученную информацию, работа с репродуктивным материалом (осмысление сюжета рассказа по вопросам и заданиям) |
Информационный. Объяснительно-иллюстративный. | Лекция с элементами беседы | Презента ция «Тема праведничества в рассказе «Матренин двор» |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||||||
Через проектор проводится
демонстрация подобранного материала по теме
урока «Тема праведничества в рассказе «Матренин
двор». Материал: Со стороны отца род
Солженицыных происходит из старинной
крестьянской семьи. Отец Исаакий Семенович
получил университетское образование. Семья
матери была богатой, дед Солженицына дал своей
дочери Таисии Захаровне прекрасное воспитание и
образование. (Слайд 6) Вопрос: Объясните смысл первоначального названия рассказа. Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Рассказчик – бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелегкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстает образцом незлобивости и скромности, и это притом, что вся ее жизнь трагична. Вопрос: Каков, по вашему мнению, символический смысл окончательного варианта названия рассказа «Матренин двор»? Многие символы Солженицына связаны с
христианской символикой: образы – символы
крестного пути, праведника, мученика. Прямо на
это указывает первое название «Матренина двора».
Да и само название носит обобщающий характер.
Двор, дом Матрены – то пристанище, которое
обретает рассказчик после долгих лет лагерей и
бездомья. В судьбе дома как бы повторена,
предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли
здесь. В этом доме она пережила две войны –
германскую и отечественную, смерть шестерых
детей, которые погибали в младенчестве, потерю
мужа, который на войне пропал без вести. Ветшает
дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как
человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена
вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает
хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу
Матрены до весны забили, словно гроб, –
похоронили. Вопрос: Кого мы называем праведниками? Академический словарь русского языка. 1. Человек, живущий согласно заповедям,
моральным предписаниям какой-либо религии. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля. 1. У верующих: человек, который живет праведной
жизнью, не имеет грехов. Вопрос: Что общего в этих определениях? Определения даются с точки зрения религиозной морали. Вопрос: Какие черты характера русского человека «помогают» ему стать праведником? |
Смотрят демонстрационный материал, пишут конспекты, работают со словарями. | ||||||
III. Закрепление нового материала | 12 мин. |
Проверка степени усвоения нового материала. | Знать определение понятия праведничество, текст произведения. | Понимать идейный смысл рассказа. Определять авторскую позицию. | Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы | Групповая дискуссия. Самопроверка |
Работа с презентацией урока (в группе) (Слайды 19-23) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||||||
Организует выполнение контролирующих заданий, оказывает индивидуальную помощь | Работа в группах (класс делится на 5 творческих групп – по микротемам), готовят ответы на проблемные вопросы | ||||||
IV. Подведение итогов | 5 мин. |
Анализ прослушанных сообщений | Ответы на проблемные вопросы с использованием нового материала | Развёрнуто обосновывать суждения, приводить доказательства, создавать синквейны | Частично-поисковый. | Фронтальная | Слайд 24 |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
||||||
Помочь обучающимся осмыслить острые и нелёгкие вопросы нашего прошлого и настоящего. | Попытаться понять феномен «простого человека» | ||||||
V. Рефлексия | 2 мин. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
||||
Анализирует работу класса, просит обучающихся высказать собственное мнение по поводу проделанной работы, анализирует ошибки, сообщает оценки. | Высказывают мнения о проделанной работе на уроке. (Слайды 25-26) | ||||||
VI. Домашнее задание | 1 мин. |
Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
||||
Учитель сообщает домашнее задание, разъясняет ход его выполнения, просит в жанре эссе ответить на вопрос: «Нужны ли сегодня праведники?» (Слайд 27) | Слушают, записывают домашнее задание, уточняют неясные моменты. |