Литература
-
Литературная игра "Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова" 2012
Игра по форме представляет собой «Поле чудес», где, называя определенную букву, учащиеся отгадывают зашифрованное слово. Каждый отборочный тур состоит из пяти вопросов. Ученик, набравший большее количество баллов за правильные ответы, выходит в полуфинал.
-
Урок литературы по рассказу М.Шолохова "Судьба человека" "Самые уязвимые" 2012
Цель урока: обсудить проблемы особой уязвимости детей в ситуациях вооруженных конфликтов и необходимости гуманного к ним отношения; обратить внимание на эмоционально-смысловую нагрузку, которую несет образ главного героя; развивать умение комплексного анализа художественного образа (в единстве портретной, речевой поведенческой характеристик).
-
Урок литературы по теме "Анализ "Путешествия из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева в специфике жанра". 8-й класс 2012
Обращение к "Путешествию..." А.Н. Радищева помогает ученикам не только открыть еще одну грань творчества писателя, но и увидеть галерею положительных образов русской литературы. Учитель может подготовить и провести урок внеклассного чтения или занятие по факультативному курсу, посвященное анализу произведения в специфике жанра. Важно, чтобы учащиеся понимали связь материала с историей развития отечественной литературы, материал помогал раскрыть творчество А.Н. Радищева.
-
"…Мой жребий пал: я лиру избираю…" Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина 2012
Урок посвящен чтению и анализу стихотворений А.С. Пушкина. Ученики наблюдают за тем, как развивается тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина; сопоставляют произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина. Цель урока: отрабатывать навыки сопоставительного анализа стихотворений; учить систематизировать, выделять главное, обобщать; обогащать словарный запас, работать над художественными средствами языка.
-
Внеклассное мероприятие "В мире цветов мы желали б остаться…" 2012
Сценарий мероприятия сопровождается презентацией. При проведении мероприятия использованы различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
-
"Лишний человек" в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова 2012
На уроке объясняется литературоведческое понятие «лишний человек». Формулируются предпосылки появления лишних людей и указываются их общие черты. Учащиеся знакомятся с представителями лишних людей на примере произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
-
Урок-обобщение по литературному чтению "И.А. Крылов "Басни"". 4-й класс 2012
На уроке учащиеся работают в группах, которые в течение предыдущих двух уроков провели исследовательские работы по жизни и творчеству писателя. Каждая группа представляет свой результат – сообщение исследования. В игровой форме обобщаются полученные ранее знания о писателе и его творчестве. В конце урока каждая команда самостоятельно выставляет отметки своим членам.
-
Изучение карело-финского эпоса "Калевала" 2012
Урок формирует представление о рунах как жанре фольклора, заинтересовывает учащихся в устном народном творчестве, воспитывает бережное отношение к традициям.
-
Эволюция основных мотивов лирики М.Ю. Лермонтова на примере анализа стихотворения "Выхожу один я на дорогу" 2012
На уроке учащиеся находят в тексте мотивы, присущие поэзии М.Ю. Лермонтова и прослеживают их эволюцию. Разбирают своеобразие лирического героя. Развивают навык целостного анализа лирического произведения. Воспитывают любовь и уважение к родной литературе.
-
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" 10-й класс 2012
Автор знакомит учащихся с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа произведения. На уроке у учащихся развивается воображение, ассоциативное мышление. Учитель создает условие для социализации обучающихся через организацию работы в парах и в группах.
-
Урок литературного чтения в 4-м классе: "А.И. Куприн "Барбос и Жулька". Презентация к уроку "А.И. Куприн. Страницы жизни и творчества" 2012
Урок для работы с учащимися 4-го класса. В начале урока можно использовать презентации «Страницы жизни и творчества. А.И. Куприн» как момент актуализации знаний и как «мостик» к изучению нового произведения данного писателя. Знакомясь с рассказом Куприна, учащиеся закрепляют умения работать с текстом: анализировать поступки героев, выявлять и формулировать основную идею произведения, осознавать свои чувства, сопереживать героям произведения.
-
Урок литературы "Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма". Анализ эпизода "Пожар в Кистеневке" 2012
Интегрированный урок в 6-м классе (литература, ИЗО, русский язык) призван показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть, объяснить зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»), учить правильно оценить поведение героев.
-
Интегрированный урок чтения и естествознания. Тема: "В.Бианки "Февраль" и "Март"". 6-й класс 2012
Урок разработан для учащихся коррекционных школ VIII-го вида. Для изучения творчества В.Бианки объединены два урока. Учащиеся не только выделяют главную мысль произведений, приводят примеры из текста, доказывают свое мнение, развивают беглое, выразительное, осознанное чтение, но и закрепляют знания по естествознанию о жизни лесных животных зимой, об особенностях погоды в определенные месяцы года. Урок рассчитан на коррекцию речи, мышления, памяти.
-
Урок внеклассного чтения по произведению Н.Иванова "Золотистый золотой". 8-й класс 2012
Урок внеклассного чтения знакомит учащихся с новыми литературоведческими понятиями «прототип», «песня». Выводит учащихся на определение идейно-нравственной позиции автора благодаря выбранной им жанровой форме произведения. Урок посвящается матери нового мученика за Христа, воину Евгению, погибшему 23 мая 1996 года в селении Бамут в Чечне, Любови Васильевне Родионовой.
-
Урок литературного чтения "Г.Х. Андерсен "Ель"". 3-й класс 2012
На уроке использовано критическое мышление, три стадии ‒ вызов ‒ осмысление ‒ рефлексия. Учащиеся определяют свои цели обучения, активно ищут информацию и размышляют о том, что узнали.
-
Интегрированный урок "литературное чтение + окружающий мир" в 4-м классе по программе УМК "Школа России" 2012
Презентацию можно использовать при изучении произведения «Русь» И.С. Никитина или на уроках окружающего мира по теме «Отечественная война 1812 года». Использован материал проекта детей 4-го класса «Война России с Наполеоном».
-
Урок культурологического размышления "Дон-Аминадо. "Города и годы" 2012
Тема стихотворения ‒ любовь к родине, России. Запах снега ‒ поэтическое обобщение России, символ России. Запахи Лондона, Неаполя, Гамбурга, Севильи, Парижа ‒ физические. Аромат России воспринимается духовным взором автора.
-
Урок литературы "Фольклор. Малые жанры фольклора. Загадки. Пословицы. Поговорки". 5-й класс 2012
Урок связан с фольклорными традициями народа. Работая с загадками, пословицами и поговорками, ребята развивают мышление, делают свою речь более образной, меткой, афористичной.
-
Урок литературы. 9-й класс. Тема: "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина" 2012
Целью урока является углубление знаний учащихся, связанных с любовной лирикой А.С. Пушкина, приобретение навыков анализа стихотворений. Задачи на урок поставлены не только обучающие и развивающие, но и воспитательные. Размышляя над жизнью поэта, учащиеся размышляют и о своей сегодняшней жизни, проводят параллель между XIX и XXI веками.
-
Открытый урок литературного чтения во 2-м классе 2012
Урок знакомит детей с произведениями алтайских авторов. В ходе занятия у учащихся формируется навык беглого чтения, развивается умение выделять главное, наблюдательность.
-
Сценарий литературной гостиной "Золотая флейта России" 2012
Сценарий содержит иллюстрированный материал (отрывки из документального и игрового фильмов о С.Есенине, фото поэта разных лет, стихи в авторском исполнении и С.Безрукова, песни на стихи поэта в исполнении группы «Яхонт»).
-
Интегрированный урок "литература + биология" по теме "Край ты мой, родимый край". 7-й класс 2012
Цели урока: расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии; показать роль пейзажа в творчестве В.А. Жуковского, И.А. Бунина, А.А. Фета, А.К. Толстого, А.Н. Майкова; познакомить учащихся с животным и растительным миром родного края; воспитывать любовь к родной земле, природе; развивать навыки анализа поэтического текста, устойчивый интерес к урокам литературы и биологии.
-
Урок "Заочное путешествие по заповедному лермонтовскому краю" 2012
Цель урока: совершить заочное путешествие по местам на Кавказе, связанным с именем М.Ю. Лермонтова; познакомить с фактами биографии поэта, обстоятельствами его гибели; выяснить, какие произведения здесь написаны. На уроке звучат стихи поэта, фрагменты романа «Герой нашего времени», отрывки из его писем.
-
Великому поэту Осетии Коста Хетагурову посвящается 2012
Автор знакомит учащихся о жизни и творчестве К.Л. Хетагурова. Развивает устную монологическую и диалогическую речь, учит высказывать свое мнение, умение принимать мнения товарищей, слушать друг друга. Воспитывает любовь к малой родине, ее народным традициям, литературе, искусству.
-
Внеклассная работа: "М.В. Ломоносов. 300-летие" 2012
Данная работа может быть использована как на уроках литературы при изучении творчества М.В. Ломоносова в 7-м или 9-м классах, так и на внеклассных мероприятиях. Представленная на конкурс презентация рассказывает о М.В. Ломоносове как о филологе и поэте. Она помогает расширить кругозор учащихся, обогатить их словарный запас. Она поможет дополнить представление детей о Ломоносове как филологе и поэте.
-
Литература периода Великой Отечественной войны. 11-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с героическими страницами русской поэзии, прозы, показывает значение литературы в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся совершенствуют умение анализировать. Воспитывается патриотизм.
-
Русский футуризм 2012
Цель урока: дать представление об исторических условиях зарождения футуризма, выявить основные черты этого литературного течения. Образовательные задачи: рассмотреть исторические, культурологические причины возникновения футуризма; дать общее представление о раннем творчестве В.Маяковского и В.Хлебникова; познакомить учащихся с основными принципами футуризма, его художественными особенностями; закрепить навыки анализа стихотворения, теоретических источников.
-
Урок краеведения по теме "Листая страницы семейного альбома…". 8-й класс 2012
Старые фотографии учат нас помнить своих близких, с уважением относиться к их жизни. Они побуждают память и воображение, помогают оживить образы ушедших от нас людей, по-новому взглянуть на изменившихся за годы родных и знакомых. Семейная память хранит жизненные уроки, содержит основы нравственного воспитания молодого поколения. Ведь от пожелтевших фотографий, дневников, писем, как от отчего порога, начинается познание истории страны.
-
Презентация к уроку литературы "Обобщение и систематизация изученного по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Урок литературы направлен на закрепление и систематизацию знаний по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и на подготовку учащихся к написанию сочинения. Урок построен в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». В ходе игры учащиеся повторяют содержание романа.
-
Жизнь и творчество И.С. Тургенева 2012
На занятии ученики знакомятся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева, воспитывается интерес к его творчеству.