Цели:
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать лирическому герою.
- Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся.
- Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус и любовь к родной природе.
Оборудование:
- портрет С.Есенина;
- картина с изображением черемухи;
- толковый словарь С.И.Ожегова;
- шапка магистра, грамзапись.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Учитель: Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивляться ожившей красоте родной природы: её цветению и благоуханию.
По оформлению доски вы уже догадались, о чем и о ком пойдет речь.
Мы уже знакомы с некоторыми стихотворениями С.Есенина, и сегодня, послушав и прочитав его стихотворение «Черемуха», постараемся увидеть красоту этого произведения.
Эпиграф:
«Какая радость пришла в русскую поэзию!»
С.Городецкий.
Писал друг Есенина Сергей Городецкий.
- Как жил С.Есенин.
- Когда начал писать стихи?
- Об этом расскажет (Ф.И. ученика).
Учитель:
- Мы говорим Есенин и сразу вспоминаем его стихотворение. Какое? (Береза.)
- О чем идет речь? (О березе.)
- Что хотел сказать поэт образом березы? (Что она красивая.)
Да, береза – одно из любимых деревьев Есенина. Он ее постоянно сравнивает с девушкой:
Зеленая прическа
Девическая грудь!
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Много стихов у поэта о клене, о дубе. Более 20 названий деревьев можно встретить в его стихах!
Есенин, как и весь русский народ, считал, что дерево – это символ жизни.
И сегодня мы поговорим о другом дереве – черемухе.
III. Работа по теме урока.
1. Первичное чтение стихотворения учителем (звучит музыка).
2. Обмен впечатлениями.
- Понравилось стихотворение?
- Какие слова говорят о том, что перед нами не столько дерево, сколько цветок? (Душистая, расцвела.)
- Вот вы услышали два слова: душистая, расцвела.
- Какое настроение у вас сразу появляется? (Веселое.)
- А почему? (Все просыпается.)
- Да, такое настроение появляется, что хочется заниматься творчеством.
- Кто знает, что такое диафильм? (Это тот же мультфильм, но без звука. Кадры и надписи.)
- Давайте составим свой диафильм по «Черемухе».
IV. Чтение стихотворения учениками.
- Давайте, ребята, сядем прямо и будем соблюдать гигиену чтения.
- Аня, читай первую строфу.
- Маша, чтобы ты нарисовала? (Черемуху.)
- Ваня, как бы ты одним словом подписал? (Черемуха.)
2 строфа – роса и зелень. (Серебристая зелень.)
3 строфа – ручей. (Ручей маленький.)
4 строфа – черемуха и зелень. (Золотистая зелень.)
5 строфа – ручей. (Ручей большой.)
- Что же получилось? (Получились кадры диафильма с надписями.)
1. Сравнение зелени.
- Сравним образы и найдем отличия.
- Зелень в начале стихотворения какая? (Серебристая.)
- В конце стихотворения? (Золотая.)
2. Сравнение ручья.
- В первой картине. (Ручей маленький.)
- В другой картине. (Ручей большой.)
- Подумайте, что помогло преобразиться ручью и зелени? (Солнце.)
- Солнечные лучи греют землю, снег растаял, зелень золотистая на солнышке горит. Полюбуйтесь на наш диафильм. Какие мы молодцы!
- Как назовем наш диафильм. Мы можем назвать по-другому. (Расцвела черемуха. Черемуха душистая. Весенняя природа.)
- Нам поэт показал картину неподвижную или она в движении? (В движении.)
3. Основная мысль.
Природа живая. Итак обобщим. Тема этого стихотворения – природа.
Физкультурная минутка.
- А сейчас вам наверное кажется, что мы всё истолковали в этом стихотворении? Но это не так.
- Ах, знали бы вы, сколько еще тайн сокрыто здесь!
- Хотите, мы совершим кое-какие открытия?
- И так, да здравствует волшебный мир Есенинского слова.
- Прочитаем еще раз стихотворение и скажем:
- Какие слова нам были непонятны.
(Пока все готовятся к ответу, выходит архивариус.)
- К нам в гости пришел архивариус. Сотрудник архива, хранитель слов.
- Внимание – все вопросы к архивариусу.
Медвяная – с запахом меда.
Пряная – пахучая.
Проталинка – оттаявшая от снега земля.
Гремучий – сильно гремит, шумит.
Вкрадчиво – тайком.
- Спасибо дорогой ученый.
- А что за волшебная книга помогла тебе ответить? (Эта книга называется Толковый словарь, под редакцией Ожегова. Подружитесь и вы с ним.)
- У Есенина целый ларец слов обозначающих звуки, запахи и цвета.
- Вот этот ларец со словами. Открываю ларец.
- Ой! Тут лежат несколько вопросов, а слов нет. Видимо злой волшебник украл. Давайте сами найдем эти слова.
V. Групповая работа.
- Сейчас разделимся на группы.
I ряд – будут искать звуковые слова.
II ряд – цветовые слова.
III ряд – слова обозначающие запахи.
- Какие звуки услышала I группа.
(Выходит капитан и зачитывает. Дети показывают звуки ручья голосом.)
- Далее о цветной радуге расскажет II группа.
- В настоящей радуге сколько цветов? (7.)
- А у Есенина три основных цвета. (Желтый, красный, зеленый.)
У него особенная радуга, сказочная.
Весна имеет свои неповторимые запахи.
- Ребята, вы чувствуете каким запахом повеяло.
- Какие запахи нам передает Есенин? (Медвяная, пряная, душистая.)
Спасибо всем кто искал эти слова. Я их обратно положу в ларец.
Физкультурная минутка.
Учитель. И последняя тайна стихотворения – Яркие, необычные слова.
Много слов нас сегодня удивило. А вот слово «кудри» обижается. Мы на него не обратили внимания.
- А для чего Есенин написал это слово? (Чтобы сравнить с ветками.)
- Золотые ветки и еще какие? (Кудрявые, волнистые.)
Такой литературный прием называется сравнение.
- Маша, можно я тебе задам несколько вопросов.
- Когда взрослые девушки собираются на дискотеку, что они делают с волосами? (Завивают, укладывают.)
- Для чего? (Чтобы понравится.)
Так для чего же черемуха весною прихорашивается? (Для ручья.)
- Так и хочется сказать для кого?
- Почему ей ручей песенки поет, а не траве, не росе, ветки обдает волной. (Он ее любит, соприкасается с ней.)
Вывод:
Мы говорим, что природа живая, дышит. А теперь мы еще узнали, что она делает – любит друг-друга.
А раз природа живая, значит поэт очеловечил природу. Прием очеловечивания неодушевленных предметов называется – олицетворение.
- Для чего Есенин пользуется этими приемами сравнения и олицетворения?
Чтобы сказать, что люди и деревья – дети одной единой матери – Природы.
Автор дорожит деревьями, травой, рекой потому, что это был его дом.
- А как вы должны относится к природе? (Бережно, не ломать ветки.)
Я прочитаю строки из одной песни.
Не ломай черемуху у реки
Красоту невинную береги.
VI. Итог.
Учитель. Мы проанализировали тему, идею стихотворения. Подведем итог урока.
- Понравилось вам стихотворение?
- Какую основную мысль передает нам Есенин?
Идея заключается в следующей мысли.
Природа живая, красивая и все в природе дышит, живет, любит друг-друга.
VII. Домашнее задание.
Выучить стихотворение С.Есенина «Черёмуха».