Тип урока: урок-исследование
Цель: Выяснить, какова роль дома в понимании идейного замысла романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита".
Задачи:
- Обучающая: Закрепление умения анализировать художественный текст.
- Развивающая: Развитие логического, образного, ассоциативного мышления, наблюдательности.
- Воспитательная: Определения для себя такого понятия, как дом.
На данном этапе урока формируются следующие УУД:
- личностные (умение учащимися выразить свое понимание понятия дом);
- регулятивные (умение исследовать материал, работать фронтально, индивидуально, осуществлять самопроверку и взаимопроверку);
- общеучебные (умение работать схудожественным, систематизировать полученные данные);
- познавательные (умение находить художественные детали в тексте и определять их функцию);
- коммуникативные (умение строить монологическое высказывание, отвечать на вопросы, воспринимать лекционный материал)
Формы работы учащихся: выполнение заданий на интерактивной доске, исследование художественного текста, аналитическая работа с презентацией, выполнение индивидуальных заданий и работа в малых группах.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер.
1-й этап.Оргмомент: Учитель сообщает тему урока и предлагает её записать в тетрадь.
2-й этап:Мозговой штурм. Учитель дает задание подобрать ассоциации к слову "Дом".
Ответы учащихся: любовь, покой, уют, добро:
(Все ответы записываются на экране интерактивной доски (ИД)).
Учитель:Записываем в тетради эпиграф, который как нельзя лучше передает определение слову "дом".
"Любовь к Дому выражается словом уют.
Уют связывают с чувством покоя.
Уютно значит спокойно.
Уют это и есть Дом"
(Б.В. Ничипоров)
3-й этап. Актуализация знаний.
Фронтальный опрос: Чьи Дома в русской литературе вы знаете, любите?
Учащиеся:Дом Ростовых из романа "Война и мир", Турбиных из романа М.Булгакова "Белая гвардия". Дом семьи Толстых :.
Учитель: Сегодня, прежде чем анализировать образ дома в романе "Мастер и Маргарита", мы познакомимся с ещё одним домом- домом Булгаковых.
4-й этап. Знакомство с новым материалом.
Рассказ учителя. Учитель знакомит учащихся с семьёй Булгаковых. (Приложение 1)
Учитель:
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. в семье преподавателя Киевской Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны, в девичестве Покровской. Оба родителя происходили из старинных семей орловских и карачевских (Орловской губернии) священнослужителей и купцов: Булгаковых, Ивановых, Покровских, Турбиных, Поповых:
В 1892-1899-х и в 1900-х гг. в поисках лучшего жилья семья меняла квартиры почти ежегодно: жили на Госпитальной ул., 4; в Кудрявском пер., 9 и 10; Прозоровской ул., 10; Ильинской ул., 5/8; в Дионисьевском пер., 4. Разрасталось и количество домочадцев: у Михаила было шесть братьев и сестер - Вера (1892 г.), Надежда (1893 г.), Варвара (1895 г.), Николай (1898 г.), Иван (1900 г.) и Елена (1902 г.) Последним городским адресом для полной семьи оказался впоследствии знаменитый - Андреевский спуск, 13 (строение 1, кв. 2, будущий "Дом Турбиных"), а загородным - дача в поселке Буча под Киевом, где семья регулярно проводила летние месяцы. "Свобода, которую нам давали родители в чтении книг, выборе друзей, способствовала нашему развитию", - вспоминал Н.А.Булгаков.Он же вспоминал:"А отец наш был человек интересный и высоких нравственных качеств".
Родительница Михаила Булгакова, Варвара Михайловна, как и отец, прививала детям трудолюбие и стремление к знаниям. По словам Н.А.Булгаковой-Земской, сестры писателя, он говорила: "Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, - это образование".
Каким был гимназист Миша Булгаков? Писатель К.Г.Паустовский, учившийся вместе с ним, дал такой портрет будущего автора "Мастера и Маргариты": "Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Все это шло свободно, легко, возникало не любому поводу. В этом были удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора: Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев - его творческое юношеское воображение". Такому поведению Михаила Булгакова способствовала и непринужденная семейная атмосфера, о которой вспоминала его сестра, Надежда: ":основным методом воспитания детей: была шутка, ласка и доброжелательность: это то, что выковало наши характеры: У нас в доме все время звучал смех: Это был лейтмотив нашей жизни".
Окончив гимназию, Михаил Булгаков не особенно колебался в выборе профессии: влияние родственников-врачей, братьев Василия, Николая и Михаила Покровских; близкое присутствие друга их дома, педиатра И.П.Воскресенского, перевесило наследственные корни предков - священнослужителей, да и время, и воспитание было уже совсем другое. 21 августа 1909 года он был зачислен на медицинский факультет Императорского Университета св.Владимира в Киеве. Учеба проходила и в условиях начавшейся тогда войны 1914-1918 гг.
В "Автобиографии" 1924 г. Булгаков написал: "В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда. В Москве долго мучился; чтобы поддержать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах:"
1 февраля 1922 г. на Булгакова обрушилось большое горе, первое после смерти отца. В Киеве умерла его мать, Варвара Михайловна. Мать Булгаков любил. Ее памяти он посвятил самые добрые слова в романе "Белая гвардия", ей же посвятил стихотворение:
Утро. Мама в спальне дремлет.
Солнце красное взойдет,
Мама встанет тотчас же.
Всем работу раздает:
"Ты иди песок сыпь в ямы,
Ты ж из ям песок таскай".
Нуждаясь сам, он находил возможность помогать близким. Об этом свидетельствуют воспоминание Н..Булгакова:"Славный, добрый Миша, мне хорошо известно, что ты принимаешь самое горячее участие в поддержке меня, так же, как ты старался помогать в свое время Ване".
Учитель: Что бы вы определили как главное в Доме Булгаковых?
Учащиеся: Любовь, непринужденность, шутки, забота.
5-йэтап: Взаимопроверка. (Приложение 2)
Учитель: Предлагаю Вам проверить, насколько хорошо вы знаете текст романа "Мастер и Маргарита". Викторина "Дома в романе М.Булгакова". Учитель раздает в распечатанном виде вопросы, учащиеся только записывают ответы к ним.
Вопрос 1.Старинный особняк кремового цвета помещался на бульварном кольце. Площадка пред домом в летнее время превращалась в площадку для ресторана.( Слайд 3)
Ответ: Дом Грибоедова
Вопрос 2. Роскошная громада 8-го дома, фасад выложен чёрным мрамором. (Слайд 4)
Ответ: Дом Драмлита.
Вопрос 3. Эта квартира давно уже пользовалась если не плохой, то странной репутацией. (Слайд 5)
Ответ: квартира 50. Д.302-бис по Садовой.
Вопрос 4.Убранство кабинета заключалось в пачке старых афиш, висевших на стене. (Слайд 6)
Ответ: Варьете.
Вопрос 5. Здесь они первым долгом осмотрелись, и затем звонким голосом, слышным решительно во всех углах, Коровьев объявил:
- Прекрасный магазин! Очень, очень хороший магазин!(Слайд 7)
Ответ: Торгсин
Вопрос 6. Когда в приемную знаменитой психиатрической клиники, недавно отстроенной под Москвой на берегу реки, вошел человек с острой бородкой и облаченный в белый халат, была половина второго ночи.(Слайд 8)
Ответ: Клиника Стравинского
Учитель: Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли даны ответы на вопросы викторины.
Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.
6-й этап. Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Всем этим домам Ю.Лотман дал следующее определение:"Такое пространство напоминает дорогу в ад. Это антидома". Почему литературовед так их охарактеризовал?
Учащиеся выдвигают гипотезу: В этих домах отсутствует любовь, доброта, но есть нечто другое.
7-й этап. Работа в группах. Исследование художественного текста.Группа 1.
Задание: "Почему автор изменил настоящее название здания "Дом Герцена" на "Дом Грибоедова"?
Учащиеся: В доме Герцена царит бездуховность, равнодушие, формализм, еда, а не литература - пристрастие литераторов.
Индивидуальное задание. Рассказ о пребывании Бегемота и Коровьева в Дома Гибоедова.
Вывод: Противоестественно считать человека творческой личностью только по удостоверению.
Группа 2. Задание: "Какие ассоциации вызывает у вас Драмлит?Почему?"
Учащиеся: В нем царит приспособленчество, отсутствует настоящее творчество.
Группа 3. Задание: "Расшифруйте номер квартира 50. Д.302-бис по Садовой и сделайте вывод, почему такой номер дал квартире автор. Как вы объясните, что она получила эпитет "нехорошая"?
Учащиеся: 10+ ( 3+2)х 2. Это говорит о нереальности происходящего, потому что таких номеров квартир не бывает. А нехорошая, так как символизирует и репрессии, и взятки, и обман.
Группа 4. Задание: "Дайте развернутую характеристику Варьете в романе как учреждению культуры? Насколько оно соответствует своему назначению?"
Учащиеся: В Варьете царит ложь, непрофессионализм.
Индивидуальное задание: Рассказ учащегося о Ж.Бенгальском.
Группа 5. Задание: "Что хотел подчеркнуть автор, рисуя изобилие Торгсина?"
Учащиеся: Социальную несправедливость, царящую в Москве 30-х годов.
Группа 6. Задание: "Кто и почему оказался в клинике Стравинского?"
Учащиеся: Иван Бездомный из-за шизофрении. Его душа была больна.
8-й этап. Подтверждение гипотезы о том, что перед нами антидома.
На экране появляется вся схема (Слайд 9)
9-й этап. Постановка проблемного вопроса
Учитель: "Какие Дома мы не отнесли к антидомам и почему?"
Учащиеся: Не назвали дом Мастера, "Вечный дом", дом Ивана Пырьева.
10-й этап. Дифференцирующие задания
Вариант 1. Анализ иллюстративного материала. (Минимальный уровень сложности) Задание:"Рассмотрите иллюстрацию к роману и назовите художественные детали, которые создают образ Дома Мастера".Дайте характеристику Дома Мастера, опираясь на эти детали. Какой это дом? Хотелось ли бы вам в нем побывать? Почему?(Слайд 10)
Учащиеся: записываем художественные детали:
- кресло,
- перо и бумага,
- вода,
- цветы,
- огонь;
- книги:
Учащиеся отмечают, что по данным деталям можно говорить о доброжелательной, творческой атмосфере в доме, что в нем царит любовь.
Вариант 2. Задание на сопоставление и анализ. (Задание повышенной сложности). "Какова роль огня как художественной детали в создании образов домов в романе? Постройте блок-схему, раскрывающую функцию огня".
Учащийся: Все эти дома горят. Огонь уничтожает и очищает.
Учитель: Почему тогда Мастер не называет свой Дом домом, а говорит, что у него подвальчик, квартирка?
Учащиеся:Он сжёг роман, отказался от творчества, теперь это трудно назвать домом.
Учитель: А где и почему в романе появляется определение Дома?
Учащиеся:Только в гл.32 появляется слово Дом "Вечный дом", то есть Дом за порогом смерти.
Учитель:Исходя из этого, сформулируйте идею дома в романе.
Учащиеся: Человек, не сумевший обрести своего дома в земной жизни, обретает его после смерти. Но не поздно ли?
Учитель:Кто действительно обретает Дом в романе?
Учащиеся:Иван Бездомный.
Вариант 3. Задание творческого и систематизирующего характера. Восстановите этапы жизненного поиска Ивана Бездомного. Определите, что помогло герою обрести Дом.
На ИД разбросаны иллюстрации и формулировки этапов жизни Ивана Бездомного:
- Гибель Берлиоза
- И.Пырьев - профессор
- Прощание
- Погоня
- Дом скорби
- Встреча с Воландом
- Полнолуние
В результате работы выстраивается блок-схема с иллюстрациями (Слайд 11)
- И.Пырьев - профессор
- Полнолуние
- Прощание
- Встреча с Мастером
- Дом скорби
- Погоня
- Гибель Берлиоза
- Встреча с Воландом
11-й этап. Рефлексия.
Учитель:Что нового вы узнали о Доме? Как изменилось ваше представление о нем?
Учащиеся делятся своими мыслями о том, что такое в их представлении Дом.
Вывод: "Восстановить в себе Бога и - тем самым самого себя- вот, опять же символически, главный сюжет булгаковского творчества" - В.Акимов. (Слайд 12)
Домашнее задание: Написать сочинение-эссе: "Дом, в котором я бы хотел жить".