Цель урока:Продолжить знакомство студентов с творчеством А.И. Куприна.
Задачи урока:
- Проследить влияние жизненных этапов на творчество писателя;
- Исследовать тему любви и проблему взаимоотношений людей на примере повести «Гранатовый браслет» и рассказа «Олеся»;
- Развивать любовь к творчеству А.И. Куприна;
- Воспитывать чувство уважения к русской классической литературе.
Оборудование:
- Произведения «Гранатовый браслет», «Олеся»;
- Презентация к уроку;
- Отрывки-клипы из одноименных кинофильмов по произведениям А.И. Куприна;
- Мультимедийная система;
- Индивидуальные листочки с кроссвордами по ранее изученным произведениям Куприна школьного курса.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте! Присаживайтесь, начнём наш урок!
II. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы с вами продолжим начатое со школьной программы знакомство с жизнью и творчеством русского писателя Александра Ивановича Куприна, проследим, как жизненные этапы нашли отражение в творчестве писателя; познакомимся с произведениями «Гранатовый браслет» и «Олеся»; определим тему этих произведений; попробуем исследовать любовь и трагедию в судьбе главных героев этих произведений.
Слайд 1.
III. Проверка ранее изученных знаний.
– А теперь вспомним, с какими произведениями Вы познакомились на уроках литературы в школе. Я буду задавать вам вопросы по изученным произведениям.
Слайд 2.
– В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)
– Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)
– Назовите рассказ, в котором автор рассказывает о необычном поведении домашней любимицы? («Ю-ю»)
– В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)
– В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)
– В каком произведении главный герой добился успеха благодаря преданной любви жены? («Куст сирени»)
Слайд 3.
– А теперь я предлагаю Вам разгадать кроссворд по этим произведениям.
Слайд 4.
Студентам раздаются листочки с кроссвордами, студенты группируются по 4 человека, разгадывают задания с последующей проверкой ответов.
- Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»? (Животные)
- Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»? (Серёжа)
- Как звали слона из одноименного рассказа А.И. Куприна? (Томми)
- Кто такая Ю-ю? (кошка)
- Назовите фамилию семьи из рассказа «Чудесный доктор». (Мерцаловы)
- Назовите фамилию «чудесного доктора». (Пирогов)
- Назовите фамилию главного героя рассказа «Куст сирени». (Алмазов)
- Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»? (Вера)
IV. Работа по теме урока.
– Вспомнили, а теперь перейдём к подробному изучению жизни творчества Александра Ивановича Куприна. Записываем в тетрадь.
Студенты работают в тетради, самостоятельно фиксируя основные этапы жизни и творчества писателя, следя за лекцией преподавателя.
Слайд 5.
– Годы жизни Александра Ивановича Куприна – 1870–1938.
Слайд 6.
– Родился 26 августа (7 сентября н.с.) 1870 года в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и отрочество будущего писателя. С шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В тот же год поступил в Московскую военную гимназию, позже преобразованную в Кадетский корпус.
Слайд 7.
– После окончания учения продолжил военное образование в Александровском военном училище (1888–1890). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».
Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).
В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии.
В 1893–1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».
В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.
Слайд 8.
– В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).
В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех.
Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907).
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907–1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.
Слайд 9.
– После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.
Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом.
Слайд 10.
– Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжело больной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная».
– Новым творческим планам не суждено было осуществиться. В ночь на 25 августа 1938 года умер после тяжёлой болезни (рак языка). Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.
V. Первичное закрепление изученного материала.
Слайд 11.
– Какое образование получил писатель? (военное)
– В каком звании окончил писатель военное училище? (подпоручик)
– Сколько лет длилась военная карьера писателя? (14 лет)
– Назовите первое произведение писателя. («Последний дебют»)
– Назовите годы расцвета творчества писателя. (1890-е – начало 1900-х)
– Назовите произведение, имевшее успех в 1905 году? («Поединок»)
– По каким причинам писатель покинул родину после Октябрьской революции? (неприятие советского режима, политики Ленина)
– Расскажите о последних годах жизни писателя. (в 1937 году больной Куприн вернулся на родину, творчество замерло, умер от рака языка, похоронен в Ленинграде рядом с могилой Тургенева).
VI. Работа по теме урока.
Слайд 12.
– Для продолжения изучения произведений Куприна программный курс предлагает следующие произведения писателя: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет»
Слайд 13.
– Краткая информация о рассказе «Олеся» (1898).
– Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.
Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства. Показ отрывка из кинофильма «Олеся».
Слайд 14.
– Повесть «Поединок». (1905). Это произведение основано на жизненном опыте писателе, впечатления от офицерской жизни легли в его основу.
В повести «Поединок» добрый и простодушный герой погибает из-за расчетливости любимой, так и не познав счастливой любви.
Слайд 15.
– Повесть «Гранатовый браслет». (1910).
Перед началом повествования Александр Иванович Куприн вместо эпиграфа написал название музыкальной композиции L.van Beethoven.2.Son. (op.2.№ 2) Largo Appassionato
Предлагаю вам прослушать отрывок этой мелодии.
– Какие чувства она вам навевает?
В повести «Гранатовый браслет» неразделенное чувство главного героя, подталкивает его к смерти. Поэтому неслучайно А.И.Куприн использует данную музыкальную композицию – он подготавливает своих читателей к прочтению повести.
Показ отрывка из кинофильма «Гранатовый браслет».
VII. Подведение итога урока.
Слайд 16.
– В произведениях Куприна любовь и трагедия идут рука об руку. В повести «Гранатовый браслет» неразделенное чувство главного героя подталкивает его к смерти; а в рассказе «Олеся» героиня – «ведьма» вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса, гонимая суеверными жителями.
Слайд 17.
– Хотелось бы закончить наше занятие отрывком из стихотворения монгольского поэта Цэндийна Дамдинсурэна, я прочитаю его в русском переводе
Когда с любимой видишься своею,
Ты расцветаешь как весной цветок,
Когда, увы, расстаться должен с нею,
Ты лист осенний – жёлт и одинок...
Но что ж – пусть лист осенний опадает,
Но дерево распустит почки вновь,
И долгая разлука не пугает
В глубинах сердца скрытую любовь...
– А теперь представьте, если я бы смогла его прочитать на родном языке поэта…
– Вы бы меня поняли?
Слайд 18.
– Ничего странного не заметили? Я помогала прочтению стихотворения жестами. В мире очень много людей, которые по разным причинам не могут говорить, слабо слышат, Вы никогда не задумывались, как они общаются и воспринимают окружающий мир с огромным количеством звуков. Ведь А.И.Куприн в конце своей жизни перенёс тяжёлую болезнь, при которой ему было затруднительно разговаривать….
"Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена…" – И если разлука – смерть…
Слайд 19.
– После перерыва я хочу вам предложить написать эссе – сочинение-размышление на тему: «Любовь не выразишь словами…»
КРОССВОРД.
- Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»?
- Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»?
- Как звали слона из одноименного рассказа А.И. Куприна?
- Кто такая Ю-ю?
- Назовите фамилию семьи из рассказа «Чудесный доктор».
- Назовите фамилию «чудесного доктора».
- Назовите фамилию главного героя рассказа «Куст сирени».
- Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»?