Урок литературы на тему "Сказки XX века. В.А. Писарев и его герои". 5-й класс

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Цели:

  1. Пропаганда литературного чтения, привитие читательского вкуса.
  2. Знакомство с творчеством современного писателя-сказочника В.Писарева.
  3. Формирование навыков анализа текста художественного произведения.
  4. Развитие внимания к слову.
  5. Повторение изученного материала.

Задачи:

  1. В процессе анализа художественно-изобразительных приемов выявлять в тексте авторскую позицию и соотносить с ней собственные оценки героев.
  2. Закреплять умение собирать материал для характеристики героя.
  3. Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность школьников, умение оценивать художественное произведение.

Оборудование:

  1. Ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
  2. Презентация к уроку;
  3. Стенд с иллюстрациями к сказкам Писарева и рисунками учащихся;
  4. Выставка книг, рекомендуемых для летнего чтения.

Ход урока

1. Организационный момент (цели и задачи урока).

2. Вступительное слово учителя литературы. Беседа с учащимися.

Учитель литературы.

– Сегодня мы говорим о современном писателе и его сказках. Готовясь к уроку внеклассного чтения, вы читали сказки Владимира Александровича Писарева. Для этого вам пришлось не только обойти школьные и городские библиотеки, но и воспользоваться возможностями Интернета, т.к. Владимир Писарев – новое имя в детской литературе. Кто же подарил сказки, доставившие вам столько минут интересного чтения? А поможет нам узнать это Бородич Тамара Викторовна, старший библиотекарь … Конечно, посетить лично она наш урок не сможет, но ее презентация познакомит вас с этим удивительным сказочником. (Слайды 1–3)

Учитель литературы.

– Вот так, благодаря дочери, Писарев стал писателем-сказочником: “По образованию – математик, по высочайшему повелению моей доченьки – сказочник. Бывает же такое! Воистину, малые дети способны творить волшебство”. Может быть, его вдохновил пример английского математика, философа Льюиса Кэрролла, сочинившего чудесную историю “Приключения Алисы в Стране Чудес” для дочерей ректора Лидделла?

– Тамара Викторовна предлагает вам викторины по сказкам Писарева. (Слайд 4) Итак, вопрос первый!

(Слайды 5–18) Ученик, предложивший ответ, проверяет себя нажатием мышки.

Учитель литературы.

– Из мифов и сказок разных народов пришли к нам образы леших и кикимор, русалок и водяных, чертей и бесов. Эти существа стали частыми героями сказок современного детского писателя В.Писарева. Но его персонажи иной раз только внешне похожи на этих мифических существ. Русалки у него добрые, веселые красавицы. Они и посочувствуют, и совет дадут, а сели нужно, из беды вызволят. Расскажите о русалках из прочитанных вами сказок Писарева. (Слайд 19)

– В сказке “Бедняжка Дикки” русалки сочувствуют чертенку Дикки, влюбленному в принцессу.
– А в сказке “Как воевода своим умом зажил” русалки подсказывают Касьяну, где спрятаться от разбойников, а потом помогают убежать от ведьмы и леших. Они разбудили старого сома, и тот в полночь вынырнул, схватил героя поперек туловища и уплыл с ним.

– Да и лешие людям не пакостят, понапрасну не вредят. Так, в сказке “Саверий и князь” леший ворует кур для лечения приболевшего лешаенка. И когда Саверий отпускает воришку, то человек получает ответы на многие вопросы. Что же узнал Саверий? (Слайд 20)

– Хозяйка хутора поит людей допьяна хрюковкой, и те постепенно превращаются в настоящих свиней.
– А еще узнал, что “старуха по ночам волчищей оборачивается”.
– Леший подтвердил слова разбойника о том, что под родовым валуном что-то спрятано.

Учитель литературы.

– Да, лешие – народ любознательный: все видят, все подмечают. Только мало кому раскрывают свои тайны. Редкая волшебная сказка обходится без образа Помощника. Кто помогает героям в сказках Писарева?

– Кукольнику Фантеркоку помогает Лесная фея. Она указывает ему на волшебное дерево, сделанные из волшебной древесины игрушки оживают.
– Водяной! Он возвратил Саверию человеческий облик!
– Старичок Боровик!

3. Беседа по содержанию сказки В.А.Писарева “Шарманка”. (Слайд 21)

Учитель литературы.

– Именно Боровик посоветовал как-то: “Добро помни и добром на него отвечай”. Кто из персонажей Писарева живет по этому правилу?

– Герои сказки “Шарманка”. Солдат помог мельнику, который проиграл все в карты чертям, возвратить назад свое добро. Благодарный мельник подсказывает солдату, как избежать женитьбы на принцессе.

– А что придумал мельник?

– Мельник предсказал, что солдат не вернется после купания.

– А кто подтвердил слова мельника?

– Водяные черти.

– Почему же черти помогли солдату, ведь он обыграл их, заставив вернуть мельнику проигрыш?

– Солдат подарил им шарманку.

– То есть черти ответили добром на добро. А помнит ли добро король в этой сказке?

– Да, за спасение дочери и дяди он награждает солдата орденами Лазурного бантика, назначает на должность тайного советника, жалует титул тайного советника и хочет женить на своей дочери, принцессе.

Учитель литературы.

– Своими поступками Боровик учит людей жить по справедливости, помнить добро. Он умеет прощать злое деяние. Он сам спасает тех, кто замышляет против него зло. Расскажите о таких поступках лесного старца. (Слайд 22)

– Боровик заманивает охотящегося на него витязя в волчью яму, а потом отгоняет от него змей и бросает веревку. Он посылает змей перегрызть веревки.
– Лечит Боровик от змеиного яда и колдуна Агапа, который сумел схватить Боровика.
– Даже царя, устроившего на него охоту, щадит Боровик. Когда ради спокойствия маленькой царевны Марии царь собирается броситься с караваем хлеба в бездну водопада, Боровик останавливает его, прощает и советует помнить полученный урок.

– Как вы думаете, кто же этот Боровик?

– Хранитель леса, всех лесных зверюшек и обитателей. Поэтому они и помогают старичку.

– Да, сила добра велика. Недаром добрые дела надолго остаются в памяти, недаром в сказках и животные, и птицы, и существа лесные готовы помочь тем, кто уважил, поддержал их. А дракон Ермила в одноименной сказке даже смог превратиться в человека.

4. Беседа по содержанию сказки “Живописец и колдун”. (Слайд 23)

Учитель литературы.

– Есть у Писарева и необычные герои-помощники. Одна из интересных его сказок – “Живописец и колдун”. Расскажите кратко сюжет этого произведения.

– Колдуну Корнели срочно требуется преемник. Если Корнелли не найдет себе преемника, то станет волком. Его выбор пал на юного художника Виктора. Колдун выкрал мальчика и стал готовить из него своего ученика. Он заставил Виктора забыть прошлую жизнь. На помощь Виктору пришли герои его первых рисунков – полосатая зебра, закованный в латы рыцарь и развеселый рыжий арлекин.

– Как же могут помочь рисунки человеку?

– Зебра, рыцарь и арлекин являлись мальчику во снах, не давали ему забывать о том, кто он есть на самом деле. Нарисованный бумажный рыцарь отважно сражается с самим колдуном.

– Виктор вырос и стал настоящим живописцем, но первые свои рисунки он хранил “как драгоценную реликвию прошлого”.

5. Беседа по содержанию сказки “Фантеркок – маленький кукольник, сын прачки”. (Слайд 24)

Учитель литературы.

– “Фантеркок – маленький кукольник, сын прачки” – первая сочиненная Писарев сказка. Что произошло с сыном прачки Фантеркоком?

– Случайно увидев старуху с очень длинным носом, он не удержался от слов: “Ну и носище”. Хотя мальчик сказал их негромко, старуха услыхала их и разозлилась: “Как смеешь ты, мальчишка, лгать, будто бы у меня – какой-то носище?” Она пожелала, чтобы паренек навсегда остался маленьким. Так и случилось: у Фантеркока стал расти горб.

Какое “лекарство” от постигшей мальчика болезни назвал старый доктор?

– Причина болезни Фантеркока – злое колдовство королевы Серой горы против которого медицина бессильна, а избавить от него может единственный человек на свете: добрый король Густав. “Да только вся беда в том, – вздохнул лекарь, – что никто не знает, где его искать и есть ли он вообще на свете...”

– Кто же такой король Густав?

– О короле Густаве слыхали многие. Говорили, что он и не волшебник даже, а просто человек с добрым сердцем... Вот только никто его не видел. Кто говорил, что он давным-давно умер, кто – что еще не родился, а одна старуха ведунья утверждала, что король Густав существует – и даже живет в этой стране, но он... еще мальчик.

– Какие игрушки делает Фантеркок?

– Это были разные зверюшки и деревянные человечки: шуты, моряки.

– Как оценил мастерство юного кукольника советник короля?

– “Если бы все подданные его величества короля Клауса были столь добросовестны в своем труде, то его королевству во всем мире не было бы равных”.

– Как изменилась жизнь Фантеркока и его матери, когда юноша получил звание придворного кукольника?

– У него появилась прекрасная мастерская, он сам выбирал древесину для своих игрушек. Если нужного материала не оказывалась на складе, то он мог ткнуть пальцем в любое дерево и дворцовые лесорубы мигом рубили его и распиливали на части, причем именно так, как требовал Фантеркок.

– А что потерял Фантеркок?

– Свободу. Все его игрушки сразу же становились собственность короля.

– Почему же Фантеркок вернулся с матерью в старый дом?

– Он отказался сделать игрушку для господина Крюгера. И когда сын короля поранил рубанком палец, по желанию королевы Крюгер приказал высечь мастера и продержать неделю на гауптвахте.

– Кто помогает Фантеркоку, сыну прачки? Почему?

– Ему помогают сделанные им игрушки. Фантеркок сделал их из древесины волшебного дерева. Он дал им новую жизнь. Лесная фея обещала, что игрушки оживут, когда сам Фантеркок будет нуждаться в помощи.

– Что же сделали куклы для Фантеркока?

– Они посмеялись над несправедливой королевой, помогли кукольнику сбежать из тюрьмы, живут с ним в лесу, помогают справиться с трудностями, ведь он горожанин.

– Зачем Фантеркоку понадобилось найти королеву Серой горы?

– Это ее злое колдовство сделало его маленьким горбуном.

– Какие трудности и опасности встретились герою на его пути? Как он справился с ними?

Путь к королеве Серой горы лежит через лабиринт. А путь туда знает только Рыжая ведьма.

– Почему Рыжая ведьма, стражница пути, помогла Фантеркоку?

Она была очень одинока и несчастна. Пока игрушечный клоун веселил ведьму, Фантеркок смастерил ей резную скамеечку, деревянные башмаки и домик из тростника. Благодарная ведьма объяснила маленькому горбуну верный путь через лабиринт и рассказала о владениях злой королевы.

– В чем же состояла тайна лабиринта?

– Чтобы избежать ловушек, нужно всегда идти туда, где страшнее.

– Как Фантеркок победил королеву Серой горы?

– Он сделал куклу-двойника. Увидев саму себя, колдунья потеряла волшебную силу и превратилась в крысу.

– С гибелью колдуньи ее королевство преобразилось. Что же увидел Фантеркок, когда после ливня на небе засияло солнце?

– На месте голых камней зеленела трава, цвели цветы, пели птицы. Призраки вновь стали людьми, рыжая ведьма оказалась светловолосой девчонкой, а мрачный замок – роскошным дворцом. А сам Фантеркок – королем Густавом.

– Как вы думаете, ребята, почему игрушка сыграла такую роль в судьбе злой колдуньи?

– Она привыкла считать себя первой красавицей. Самой доброй и добродетельной. И ее подданные верили в это.
– В ее королевстве не было зеркал, кукла стала как бы изображением в зеркале, которое показало правду. А правда всегда сильнее лжи.
– Куклы, добрые и веселые игрушки – это и есть самое сильное оружие кукольника Фантеркока. Он борется с помощью смеха. Даже призраки ожили, развеселились, когда увидели забавные деревянные фигурки.

– Да, действительно, добро побеждает зло, а правда всегда одерживает верх над ложью. Смех может стать настоящим оружием. Достоин ли Фантеркок стать королем?

– Фантеркок – любящий и внимательный сын, талантливый мастер, честный, благородный человек. Именно таким должен быть настоящий король.

– Какова дальнейшая судьба оживших деревянных игрушек?

– Фантеркок возвращает их в родное дерево. Сухое дерево ожило, и игрушки стали живыми веточками.

6. Подведение итогов.

Учитель литературы.

– В.Писарев – современный детский писатель. Что вы заметили, читая его сказочные повести?

– Писатель использует известные сказочные мотивы, сюжеты и героев, но переделывает их на свой лад. Например, сказка “Бедняжка Дикки" – это “Золушка” наоборот.
– Оживают деревянные игрушки и куклы помогают людям не только в сказках Писарева. Всем детям известен деревянный человечек с длинным носом – Буратино, который со своими друзьями – куклами Мальвиной, Пьеро и псом Артемоном победили жестокого Карабаса – Барабаса, открыв всем людям тайну дверцы, спрятанной за нарисованным очагом в каморке папы Карло.
– В повести – сказке “Урфин Джюс и его деревянные солдаты” А.Волкова тоже куклы из дерева оживали. Только дуболомы служили злому кукольнику Урфину, своему создателю.
– Во многих русских народных сказках злые существа – Баба Яга, леший, водяной – помогают добрым героям, если они были приветливы, чем-то помогли. И даже различные предметы помнят сделанное им добро. Например, в русской народной сказке “Гуси – лебеди” Баба Яга допрашивала своих верных слуг, почему они дали сбежать девочке. Яблоня сказала, что за верную службу она от Бабы Яги ниточки не видала, а девочка подарила ей свою ленточку, дверь ответила, что Баба Яга никогда водицы ей не подлила под пяточки, а девочка не пожалела для нее маслица.
– Древнегреческому герою Гераклу нужно было найти путь в сад Гесперид, а его никто, кроме старца Нерея, не знал. Да и старец не хотел добром открывать тайну – его нужно было победить.
– А в поэме “Одиссея” Гомер рассказывает, как товарищи Одиссея на пиру у волшебницы Цирцеи съели заколдованное угощение и превратились в свиней.

Учитель литературы.

– “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”, – считал А.С.Пушкин. Не потеряла ли современная литературная сказка своего воспитательного значения? Какие уроки вы можете извлечь из прочитанных сказок Писарева?
– “Добро помни и добром на него отвечай!”
– Живи своим умом!
– Будь честным и справедливым!
– Не пей хмельного, а то сам превратишься в животное!
– Не играй в карты: все потеряешь.
– Умей прощать.
– Всегда выполняй то, что обещал!
– Смех – сильное оружие против зла и несправедливости. То, что вызывает смех, не может быть страшным.

7. Рефлексия.

Учитель литературы.

– О чем заставили тебя задуматься сказки Писарева?
– Какую (ие) сказку(и) Писарева тебе захотелось прочитать после этого урока литературы? Почему?

8. Домашнее задание.

Так как данный урок литературы последний в учебном году, в качестве домашнего задания предлагается рекомендательный список книг для летнего чтения из серии “Библиотека Солнышкина”. (Слайды 25–27)

Приложение 2. Рецензия.