Цель использования информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы - развитие личности обучаемого; интенсификация уроков словесности; адаптация школьников к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.
Задачи:
- развитие конструктивного алгоритмического мышления;
- развитие творческого мышления за счет уменьшения доли непродуктивной деятельности;
- развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов);
- выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности;
- углубление межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей;
- развитие навыков исследовательской деятельности;
- подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
- воспитание толерантного сознания.
В нашей деятельности мы стремимся к использованию новых технологий и средств обучения в сочетании с традиционной методикой. Именно поэтому мы выбираем следующие пути внедрения ИКТ в урок литературы:
Использование ИКТ как средства иллюстрирования.
Цель - активизация воссоздающего воображения школьников.
Приемы:
- демонстрация портретов писателей;
- использование иллюстративных материалов, связанных с жизнью писателя;
- использование музыкальных фрагментов, фрагментов кинофильмов;
- использование фрагментов литературных произведений;
- создание проблемной ситуации при анализе репродукций с картин, написанных разными художниками.
Методические рекомендации.
Использование ИКТ как средства иллюстрирования на уроке литературы связано с необходимостью создания условий для эмоционального и интеллектуального восприятия текста художественного произведения. Слайды, содержащие портреты, литературный текст, музыку, сопровождают слово учителя и рождают необходимую психологическую атмосферу сопереживания. В ходе восприятия учебного материала задействуются вербальные и невербальные каналы, что способствует более глубокому "погружению" в текст художественного произведения. Одновременное восприятие слова, музыки и зрительного образа без ИКТ невозможно.
Использование ИКТ при презентации сообщений школьников на этапе обобщающего повторения.
Цель - повторение изученного ранее материала и систематизация знаний школьников; развитие творческого и логического мышления.
Форма - презентация сообщения учащегося.
Данный вид работы предполагает самостоятельную деятельность школьника по составлению основных тезисов, раскрывающих тему сообщения, по подбору текстовых и графических иллюстраций, рисунков, музыки, по формулировке выводов.
Методические рекомендации
Для реализации внутрипредметных связей в урок вводятся сообщения, связанные с повторением изученного ранее. Так, например, для понимания специфики любви в лирике Ф. И. Тютчева необходимо сопоставить его трактовку данной темы с тем, что было накоплено в литературном процессе XIX века. Именно поэтому в качестве индивидуального домашнего задания школьники готовят сообщения-презентации "Тема любви в творчестве А. С. Пушкина", "Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова", "Любовная лирика Н. А. Некрасова ("панаевский цикл")".
Рекомендации по созданию презентации сообщения:
- Повтори изученный ранее материал.
- Сформулируй основные тезисы, отражающие специфику раскрытия данной темы писателем (поэтом).
- Подбери к данному тезису текстовые иллюстрации.
- Выбери фон, цветовую гамму, графику, рисунки, музыку и т. д.
- Расположи тезис и текстовую иллюстрацию на слайде.
- Расположи слайды в логической последовательности, соответствующей выступлению.
- Кратко сформулируй выводы.
- Изложи ясно, четко приготовленный материал.
- Обрати внимание на культуру речи, владение необходимой терминологией.
Использование ИКТ при защите школьного исследования.
Цель - развитие навыков исследовательской деятельности; творческого и логического мышления.
Форма - презентация исследовательской работы учащегося.
Эта форма предусматривает краткое изложение актуальности и сути исследования. Школьники учатся формулировать цель и задачи исследования, определять его метод и гипотезу, кратко излагать основные результаты своей работы, опираясь на текстовые и графические иллюстрации.
Методические рекомендации.
Рекомендации к подготовке презентации исследования:
- Четко сформулировать тему исследования.
- Обосновать актуальность, новизну решаемой проблемы.
- Определить цель, предмет и объект исследования, гипотезу, методы.
- Сжато изложить результаты работы, четко формулируя тезисы, устанавливая причинно-следственные связи между фактами.
- Расположить тезисы в логической последовательности.
- Аргументировать основные тезисы фактическим материалом.
- Изложить ясно, четко приготовленный материал.
- Обратить внимание на культуру речи, владение необходимой терминологией.
Рекомендации к оформлению презентации:
- Укажи тему исследования, цель, предмет и объект исследования, гипотезу, методы.
- Сформулируй результаты исследования в тезисах.
- Каждый тезис расположи на слайде и приведи аргументы.
- Продумай последовательность слайдов.
- Продумай художественное оформление слайдов (фон, цветовая гамма, графика, рисунок, музыка и т.д.).
- Кратко сформулируй выводы.
Использование ИКТ при подготовке дидактического материала к урокам.
Цель - создание педагогических условий для активизации познавательной деятельности школьников; развитие их творческого потенциала; коммуникативных умений.
Формы и приемы работы:
- задания проблемного характера;
- самостоятельное заполнение предложенных обобщающих таблиц;
- работа в малых группах;
- работа в парах постоянного состава;
- задания творческого характера.
Методические рекомендации.
Использование ИКТ при подготовке дидактического материала к урокам связано с необходимостью организации самостоятельной работы школьников. Для этого разрабатываются задания проблемного характера, направляющие поиск учащихся. Раздаточным материалом оснащается каждый учащийся, что способствует четкой организации работы. Вместе с тем ответы на вопросы, поставленные в заданиях, записываются школьниками по ходу урока и становятся своеобразным опорным конспектом, который поможет выпускникам во время подготовке к устному экзамену по литературе, а также при подготовке к экзамену в форме ЕГЭ.
Использование ИКТ как средства самоконтроля и самокоррекции учащихся.
Цель - развитие навыков самоанализа и самокоррекции; формирование речевых и коммуникативных умений.
Прием - сопоставление собственных выводов с выводами, зафиксированными на слайдах презентации.
Методические рекомендации.
ИКТ как средство самоконтроля и самокоррекции используются во время проверки домашнего задания и на этапе обобщения. Материалы самостоятельной работы учащихся озвучиваются лидером группы и сопрягаются с контрольным вариантом, демонстрируемым на слайде. Поэтому контрольный вариант выводится на экран только после озвучивания результатов работы групп, обсуждаются возможные разночтения, после чего выводы фиксируются учащимися в рабочих материалах урока. Такая методика работы позволяет школьникам скорректировать результаты собственных исследований и адекватно оценить их. Включение ИКТ дает возможность более рационально использовать время урока. Другие средства наглядности не позволяют эффективно выполнить данный вид работы из-за большого объема материала и технической невозможности его размещения. Кроме того, именно материал, выведенный на слайд, легче читается.
В материалах, присланных на конкурс "Презентация к уроку", представлена презентация и конспект урока литературы по теме "Ф.И.Тютчев. Философия любви. Анализ стихотворения "Весь день она лежала в забытьи:"". На данном уроке ИКТ вводятся разными путями, указанными выше.