Литература
-
Поэзия второй половины XX века. "И сама по себе не играет гитара, а дана человеку, как голос души" (Ю.Визбор) 2012
Урок знакомит учащихся с историей развития бардовского движения и рассказывает о следующих этапах развития самодеятельной песни: зарождение авторской песни (1930-е годы), развитие жанра в 50-е, 60‒70-е годы, тема Великой Отечественной войны, современная авторская песня.
-
Гоголь и театр. 8-й класс 2012
Представленный урок ‒ первый в изучении пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» в 8-м классе. Предложенный материал в сопровождении эффектной презентации знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателя, выявляет истоки его любви к театру, в чем заключается новаторство Н.В. Гоголя в драматургии, пробуждает интерес к драматическим произведениям Н.В. Гоголя.
-
"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…". Итоговый урок по былинам. 6-й класс 2012
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о древнем эпосе русского народа ‒ былинах; рассмотрение былин в широком культурологическом пространстве: связях жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве; обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить отличие и сходство былины и сказки.
-
Цветы в литературе и нашей жизни 2012
Мероприятие знакомит учащихся с историей некоторых цветов, прививает любовь к литературе, природе, бережному отношению к ней. Рекомендуется проводить как для среднего, так и для старшего звена.
-
Урок-композиция "Поэты в боевом строю…" 2012
Урок-композиция посвящен поэтам, участникам грозовых событий Великой Отечественной войны. Он включает в себя 3 раздела. В первом говорится о поэтах, которые с первых дней войны сражались с врагом, стихами, мобилизуя народ на войну. Второй раздел посвящен поэтам, погибшим на войне, а третий ‒ памяти, которая выражена в послевоенных стихах.
-
Портрет как один из способов знакомства с биографией и творчеством А.С. Пушкина 2012
Огромные возможности портретного искусства давно осознаны и прочувствованы человечеством. Облик А.С. Пушкина мы знаем по портретам. Писателя изображали почти все крупнейшие художники его времени. Портреты, выполненные современниками Пушкина, – интереснейший материал для историко-культурного анализа, осмысления переживаний писателя. Искусствовед Машковец утверждал: «Живописный портрет раскрывает образ писателя полнее и глубже, чем многие статьи и исследования».
-
Урок внеклассного чтения по теме "Место народного творчества в "Вечерах на хуторе близ Диканьки Н.В. Гоголя "Майской ночи, или Утопленнице"". 5-й класс 2012
Урок внеклассного чтения расширяет представления учащихся о жизни и творчестве Гоголя, показывает удивительный мир, основанный на украинском творчестве: песнях, народных поверьях, сказках. Презентационная поддержка поможет воспринять информацию не только на слух, но и визуально.
-
Урок литературы на тему "Творчество А.И. Куприна". 10‒11-е класс 2012
Урок литературы сопровождается презентацией. Проводится в средних специальных учебных заведениях. Ввиду недостаточного количества отведенных часов для преподавания этой учебной дисциплины необходимо сокращать материал до минимума (на изучение творчества А.И. Куприна отводится два аудиторных часа).
-
Урок чтения "Буква "я" и ее звуки". 1-й класс 2012
Урок обучения грамоте знакомит с гласной буквой «я», обозначающей два звука, раскрывает значение буквы я» – показателя мягкости согласных звуков, развивает фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, воспитывает любовь к родине, чувство патриотизма.
-
Интегрированный урок "история + литература" по теме "Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов" 2012
Представлен интегрированный урок история + литература по теме «Великая Отечественная война глазами историков, писателей и документалистов». Урок проводится в 9–11-м классе в преддверии празднования 65-й годовщины Великой Победы. Учащиеся вспоминают основные события Великой Отечественной войны, художественные произведения, в которых изображена война.
-
"Слово о полку Игореве" – величайший памятник древнерусской литературы 2012
Вступительный урок при изучении "Слова о полку Игореве" сопровождается презентацией и видеосюжетами, образно знакомит учащихся с величайшим памятником древнерусской литературы, его сюжетом и настроением; историей открытия "Слова", событиями, нашедшими отражение в нем, а также с исследованиями "Слова" и его переводами; воспитывает патриотические чувства у учащихся.
-
Урок древнерусской литературы с презентацией "Сказание о белгородском киселе" 2012
Автор на уроке знакомит учащихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере "Сказания о белгородском киселе".
-
Урок астрономии "Эта загадочная гармония" 2012
В статье отражен комплексный подход к изучению понятия "гармония". Представленные материалы могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности. Сведения, собранные в статье, послужат опорой для занятий педагогов по различным дисциплинам, включая литературу, обществознание, изобразительное искусство, музыку, технологию, физику.
-
Эвристика как способ формирования творческого мышления. Союз компьютерных технологий и литературы на примере ВМЛ 2012
Обзорно-аналитическая статья по теме. Сопровождается двумя презентациями: "Зал автора" и "Зал героя".
-
Урок-путешествие "В поисках золотого руна" 2012
Презентация к уроку литературы в 6-м классе по мифу «Аргонавты» может быть использована на уроках внеклассного чтения или внеклассном мероприятии. Она организует игру-путешествие «В поисках золотого руна». Вопросы и задания проверяют знания мифов о Ясоне и составлены по книге Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Презентация содержит гиперссылки, триггеры, видеофрагменты, перед использованием рекомендуется внимательно прочитать методическое сопровождение.
-
Урок по повести М.Ю. Лермонтова "Тамань" 2012
Цель урока: анализировать эпизоды прозы; прививать любовь к русской классике.
-
Дом в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Урок-исследование включает материал по биографии М.А. Булгакова, необходимый для раскрытия образа дома в романе. Викторина проверяет знание текста романа, учит проводить ассоциации. Метод проблемного обучения помогает осмыслить произведение. Заканчивается урок творческими заданиями.
-
Редьярд Джозеф Киплинг "Рикки-Тикки-Тави". 4-й класс 2012
Урок литературы для проверки осознанного чтения использует прием составления "Пирамиды-отзыва" по прочитанному. Прилагается презентация о творчестве Редьярда Киплинга.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…" 2012
Цель урока: анализировать стихотворение; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи.
-
Презентация к уроку литературы "Ф.И. Тютчев. Философия любви" 2012
Цель урока: совершенствование навыков анализа стихотворения; закрепление знаний об особенностях лирики Тютчева; развитие эмоциональной сферы школьников.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Хамелеонство как социальное явление" (по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон") 2012
На примере рассказа "Хамелеон" выявляются стилевые особенности юмористических рассказов А.П. Чехова; расширяются литературоведческие понятия; формируется нравственная позиция учащихся. Урок сопровождается презентацией и аудиозаписью рассказа.
-
Урок литературы на тему "Сказки XX века. В.А. Писарев и его герои". 5-й класс 2012
Совместный проект учителя литературы из России и библиотекаря из Беларуси – пропаганда чтения, привитие читательского вкуса, развитие навыков анализа текста, творческого воображения и читательской наблюдательности.
-
"Зимний вечер" в творчестве А.С. Пушкина, музыке и живописи 2012
Урок позволяет по-новому взглянуть на творчество поэта Михайловской ссылки, вспомнить мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи первого российского поэта. Через поэзию и музыку показана нежная привязанность поэта к своей «мамушке», няне – Арине Родионовне. Во время подробного ознакомления со стихотворением «Зимний вечер» дети приходят к выводу, что стихи необычайно музыкальны, благодаря им появилась русская народная песня и романс «Зимний вечер».
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "А.С. Пушкин – наше все!" 2012
Итоговый урок литературы в 9-м классе содержит материал для повторения и обобщения знаний о лирике Пушкина и других поэтов XIX–XX века, посвятивших свое творчество А.С. Пушкину, об увековечивании его имени в различных произведениях искусства. Много внимания уделяется выразительному прочтению наизусть отрывков стихотворений разных поэтов, прослушиванию арий из опер и романсов, рассматриванию картин известных художников, посвященных биографии и творчеству А.С. Пушкина.
-
Тема любви в мифах Древней Греции 2012
Урок внеклассного чтения по литературе – прекрасная возможность почувствовать себя свободно даже в школьной программе. Урок с элементами театрализованного представления «Тема любви в мифах Древней Греции» – совместное творчество учителя и ученика. Цель урока: эмоциональное восприятие и осмысление литературы, понимание неразрывной связи истории и литературы.
-
Талантливый полководец – Н.Ф. Ватутин 2012
Цель урока: формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого и будущего; воспитывать патриотические чувства.
-
"На волнах времени плывет душа – то в прошлое, то в будущее глянет" (о жизни и творчестве Л.В. Лапцуя) 2012
Цель мероприятия: познакомить учащихся со страницами биографии поэта; привить интерес к произведениям Л.В. Лапцуя; расширить кругозор учеников.
-
Литературное чтение "С.А. Есенин "Черемуха"". 2-й класс 2012
Цель урока: развивать полноценное восприятие художественного произведения, сопереживание лирическому герою; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ; формировать образное мышление учащихся, поэтический слух.
-
А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества 2012
Первый урок-исследование по творчеству А.П. Чехова в 10-м классе. Учащиеся знакомы только с юмористическими рассказами писателя. А.П. Чехов – писатель многогранный, сложный. Анализ воспоминаний о А.П. Чехове приводит к выводу о сложности и неоднозначности восприятия его современниками, учащиеся знакомятся с незаурядным человеком, личностью, что пробуждает интерес к его произведениям.
-
Урок по творчеству Н.В. Гоголя "Что значит быть живыми душами?" 2012
Урок систематизации, обобщения знаний и умений развивает собственное «прочтение» произведений Н.В. Гоголя. Цель урока – самостоятельный анализ текста, формирование навыков работы с произведением для представления взаимосвязи литературы с будущей профессией.