Цели:
Образовательные:
Развивающие:
- развитие выразительности речи
- развитие познавательной самостоятельности
- формирование умения работать в коллективе
- выработка опыта публичного выступления
Воспитательные:
- воспитание культуры чтения
- формирование нравственного мировоззрения
- воспитание художественного вкуса
Задачи учащихся:
- опережающее задание – выучить наизусть стихотворения А.С.Пушкина
- стараться передать дух того времени
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка (“Мазурка” или “Полька”). На сцене появляется ватага раззадоренных лицеистов, занятых игрой в чехарду. Через некоторое время лицеисты выстраиваются полукругом на сцене.
Учитель:
Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем всех отправиться совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века. Мы познакомимся с историей одного класса – 30 человек, мальчишки как мальчишки, и среди них весёлый одноклассник, юный чародей, которому подвластно всё – “и неба содрогание, и горний ангелов полёт”. Это он легко и просто поведёт всех своих друзей в историю, в будущее.
Наше путешествие начнётся с Лицея. Что же это за заведение, которое потом назовётся “Лицейской республикой”?
Представьте себе карету. В ней важный господин, а радом мальчуган, его племянник. Карета едет из Москвы в Петербург. Едет в Царское Село. А в пушкинские времена острили этот город называли “Город Лицей на 59-м градусе северной широты”.
1 ведущ Итак, 19 октября 1811г в Царском Селе 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.
2 вед Пушкинский выпуск.
Вольховский Вольховский Владимир.13 лет. Прозвище “Суворочка”.
1 вед Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.
Вольховский. Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах.
Суворов наш
Ура! Марш, марш
Кричит верхом на стуле.
1 вед Вольховский Владимир – член Тайного общества декабристов.
Горчаков Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище “Франт”.
2 вед Министр.
Дельвиг Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище “Тося”.
2 вед Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха “Северные цветы”.
Дельвиг Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Мне тогда писали: Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыплённый.
Корсаков Корсаков Николай. 11 лет.
1 вед Редактор лицейских журналов, музыкант. Весёлый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции.
Кюхельбекер Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище “Кюхля”. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:
За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, мои друзья,
И КЮХЕЛЬБЕКЕРно, и тошно.
2 вед Член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке.
Малиновский Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище “Казак”.
1 вед Сын директора Лицея. Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.
Пущин Пущин Иван. 13 лет. Прозвище “Большой Жано”, “Иван великий”.
2 вед С хорошими дарованиями, в обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина. 14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.
Пушкин Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища “Француз”, “Егоза”.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и чёрных глаз;
Когда тревожно начиняла
Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль
Мои мечтанья увлекала...
Когда Французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.
Учитель Великий русский поэт… Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет?
Сегодня мы вспоминаем об одном классе, который уже прошёл по жизни до конца. Прошёл много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединим наше сегодня и их далёко.
Послушаем воспоминания друзей.
Горчаков Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября.
Вольховский За 6 лицейских лет мы полюбили друг друга, стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.
Малиновский А помните, на приёмных экзаменах?
Пущин Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого – Александра Пушкина.
1 вед Они быстро подружились, стали неразлучны.
Это ему посвятил Пушкин строчки:
Мой первый друг! Мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
Корсаков За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 октября в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьёй.
Кюхельбекер Больше всего запомнилась речь профессора права Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень.
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Корсаков А после обеда мы все играли в снежки в саду у дворца Растрелли.
Пущин А потом начались обычные дни.
Кюхельбекер Лицей – маленький 4-хэтажный городок. Инспекторы, гувернёры живут внизу, там же и хозяйственное управление.
Вольховский А на втором этаже столовая, больница, конференц-зал.
Дельвиг Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: “Я не умер! Вот кто заменит Державина!”.
Горчаков 3 этаж – учебный. А вот 4 этаж – наша обитель, спальни. Их ещё называли дортуарами (на французский манер). У каждой свой номер.
Пущин Мы потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами: №14 не согласен с №13. Это означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.
Корсаков Да, а как нам повезло, ведь в Лицее были запрещены телесные наказания.
Дельвиг Зато нас наказывали “домашним арестом” - закрывали в комнате, а к дверям приставляли “дядьку” на часах.
Кюхельбекер Помните, ежедневно по 7 часов уроков!
2 вед У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча писал. Подходит учитель и спрашивает: “Что же вышло? Чему равняется икс?” Пущкин, улыбаясь, отвечает: “Нулю!” Учитель: “Хорошо! У вас, Пушкин, В моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи!”
1 вед И Пушкин писал:
Если жизнь тебя обманет –
Не печалься, не сердись.
В день уныния смирись.
День веселья, верь, настанет!
Сердце будущим живёт.
Настоящее уныло.
Всё проходит, всё пройдёт,
Что пройдёт – то будет мило!
Горчаков В Лицее у нас было много “первого”: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.
Корсаков Наши стихи попадают в первый рукописный журнал “Неопытное перо”. Редакторы – Пушкин, Дельвиг и я. Потом таких журналов было ещё много. А помните первую любовь Пушкина? Катенька Бакунина…
Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.
Пушкин Моё чувство к ней было не похоже на то, что я испытывал раньше. Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов! Какое положение! Какая мука! Но я был счастлив 5 минут!
Я ехал прочь: иные сны
Душе влюблённой грустно было.
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.
Мечтанью вечному в тиши
Так предаёмся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.
Пущин
В Лицее о любви Пушкин писал ещё и так:
Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь неизлечима.
Учитель От этих первых вздохов начинается тропинка, которая приведёт к величайшим строкам о любви.
2 вед Пушкинский выпуск дал России славные имена, а понятие “лицейский дух” стало символом бунтарства и вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов. А что же представляли собой преподаватели Лицея?
Пушкин
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию – и мёртвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу
Не помня зла, за благо воздадим.
1 вед Преподаватель словесности Кошанский.
Пущин Как сейчас вижу Кошанского, когда, окончив лекцию, профессор сказал: “Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами”. Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочитал два четверостишия, которые всех восхитили.
Пушкин читает стихотворение “Роза”.
Роза.
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
2 вед Охотнее всего Пушкин занимался в классе профессора Куницына, который преподавал логику, психологию, право, финансы. Именно Куницыну послал Пушкин впоследствии свою “историю пугачёвского бунта” с благодарственным посвящением.
1 вед Александр Петрович Куницын, самый вольнодумный, самый образованный, смелый из лицейских педагогов, как всегда подобранный, подтянутый, звучным голосом вёл урок.
СЦЕНА
Куницын Господа, я проходил по коридору и стал свидетелем безобразной сцены! Один из вас позволил себе ударить старого служащего! Господин Мясоедов, я вас имел в виду. Встаньте! Наш Лицей – привилегированное учебное заведение, в котором отменены телесные наказания. Но вы заставили меня пожалеть об этом. Господин Пушкин, встаньте.
1 вед Пушкин с удивлением встал со своего места.
Куницын Господин Пушкин, вам принадлежит прекрасное стихотворение на латинскую тему, обращённое к Лицинию. Соблаговолите прочитать эти строки: “О Рим! О гордый край разврата…” Прочитайте, это весьма поучительно.
Пушкин
О, Рим! О гордый край разврата, злодеянья,
Придёт ужасный день – день мщенья, наказанья;
Предвижу гордого величия конец,
Падёт, падёт во прах вселенная венец!
Исчезнет Рим, его покроет мрак глубокий,
И путник, устремив на груды камней око,
Речёт, задумавшись, в мечтанья углублён:
“Свободой Рим возрос, а рабством погублён!”
Куницын Садитесь, господин Пушкин. Вы не числитесь у меня в классе среди первых. Но я знаю: вы лучше других усвоили суть того, чему я учу.
2 вед Мы видим, насколько серьёзными могли быть ученики. Но не думайте, что мальчишки, став лицеистами, сразу стали образцовыми учениками, не склонными к шалостям. Ведь переходный возраст был во все времена!
1 вед В Лицее Пушкин пережил Отечественную войну 1812 года. История со страниц учебников сама явилась на Лицейский порог… Россия готовилась к решительной схватке с неприятелем.
Отрывок из стихотворения “Была пора: наш праздник молодой..”
(читает ученик)
2 вед В тиши аллей Царского Села мужал, набирая силу, пушкинский гений. Когда стало известно о приезде в Лицей Державина, учитель словесности Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения перед великим стариком. Этот момент запечатлён на картине Ильи Репина “Пушкин на лицейском акте”. Слайд 38.
Пушкинское приветствие было названо необычно – “Воспоминания в Царском Селе”. Послушаем отрывок из этого стихотворения (читает ученик).
Ещё одно стихотворение “Царское Село” (читает ученица)
1 вед Молва о таланте юного лицеиста всколыхнула общество. В Лицее его навещает прославленный поэт Василий Андреевич Жуковский, вместе с ним приезжают знаменитые гости, чтобы познакомиться с необыкновенным поэтом. Пройдёт несколько месяцев, и Жуковский после прочтения поэмы “Руслан и Людмила” пришлёт Пушкину свой портрет, свои стихи с надписью: “Победителю-ученику от побеждённого учителя”.
Отрывок из поэмы читают 2 ученика
2 вед Среди высоких и прекрасных талантов, которыми был столь щедро наделён Пушкин, есть один особый талант – талант дружбы. Друзья, озарённые пушкинской славой, остаются прекрасным образцом человеческих отношений, верности, преданности. Это им Пушкин посвящает строки признания:
Промчались годы заточенья,
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждёт нас у порога,
Зовёт нас дальний света шум,
И каждый смотри на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Учитель У Пушкина много стихотворений посвящено друзьям.
Ученица читает стихотворение “Воспоминание”, посв. Ивану Пущину.
1 вед И вот последний лицейский день. Церемония выпуска первых лицейских воспитанников. Звучит прощальная клятва: “И последний лицеист будет праздновать 19 октября”.
Учитель 30 мальчишек: вместе, в общей сумме, они прожили около полутора тысяч лет. В том числе – неполных тридцать восемь пушкинских: меньше одного процента. Но как же без них, без остальных, развился бы не самый лучший ученик в первейшего поэта? Без их дружбы разве Пушкин стал бы Пушкиным?..
Дельвиг Наше главное достояние – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.
Малиновский Много выше карьеры.
Корсаков Удачи.
Кюхельбекер Даже любви.
Вольховский Больше всего о дружбе говорили и писали в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.
2 вед В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.
Дельвиг
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!
Кюхельбекер Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество…
Лицеисты все вместе читают:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село!
Учитель Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали с вами в той эпохе, которая дала миру Пушкина. Мы увидели один класс, из которого выросли министры, поэты, офицеры и путешественники. И так хочется, чтобы вслед за Пушкиным вы тоже смогли сказать: “В начале жизни школу помню я…”.
См. приложение.