ЦЕЛЬ: заинтересовать детей чтением книг; расширить кругозор и словарный запас учащихся; воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения.
Ведущий 1. В декабре 2011 года исполнилось 190 лет со дня рождения великого русского поэта Н.А. Некрасова.
Ведущий 2. Детство Николай Алексеевич провёл в ярославской усадьбе своего отца, небогатого помещика. Сельцо Грещнево было расположено невдалеке от города Ярославля, на левом берегу большой русской реки - Волги. Прогулки по волжским берегам были любимым занятием маленького Николая:
Ведущий 1.
О, Волга!., колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мирю спит...
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
("На Волге")
Ведущий 2. Так написал он в одном из своих стихотворений, передавая те чувства, которые зародились в его душе ещё в раннем детстве...
Ведущий 1. Грешнево было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, там в изобилии росли грибы и ягоды. По лугам и в лесу подолгу бродил Некрасов в обществе крестьянских ребятишек. Общество это, по выражению сестры Некрасова, как магнит привлекало к себе будущего поэта.
Ведущий 2. В заборе, отделявшем барскую усадьбу от деревни, он проделал лазейку и через неё пробирался в деревню, чтобы участвовать в играх и прогулках своих друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, катался с гор на салазках.
Ведущий 1. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила деревенская жизнь, жизнь простого народа.
Ведущий 2. Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему "Зелёному Шуму" зародилась у него в ранние детские годы и развилась позднее в его поэзии.
Ученик 1.
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят...
("Зелёный шум")
Ведущий 1. Зелёный Шум - так народ называл пробуждение природы весной.
Ученик 2.
Как-то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нём,
А разразилась жестоким дождём!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В земли вонзались струи дождевые
С силой смертельной...
("Дедушка Мазай и зайцы")
Ведущий 2. Это летний дождь. А вот картина осенней природы:
Ученик 3.
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
("Железная дорога")
Ведущий 1. Песня Мороза-воеводы рисует нам русскую зиму:
Ученик 4.
Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны
Построю дворец изо льда.
Задумаю - реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
("Мороз, Красный нос")
Ведущий 2. Уже в раннем детстве Н.А. Некрасов был сильным и смелым, умел и грести, и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться во весь дух.
Ведущий 1. Обучаясь верховой езде, он то и дело падал с лошади, и был такой день, когда он упал восемнадцать раз подряд, но, в конце концов, добился своего: сделался хорошим наездником.
Ведущий 2. Будущему поэту было семь или восемь лет, когда няня, крепостная крестьянка, вздумала запугать его чертями. Некрасов рассказывает об этом приключении так:
Ведущий 1.
Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей,
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
"Не бегай ночью - волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!"
И в ту же ночь пошёл я в сад.
Не то, чтоб я чертям был рад,
А так - хотелось видеть их.
Я постоял на берегу,
Послушал - черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошёл,
Но черт не выплыл, не пришёл!
("На Волге")
Ведущий 2. Не всякий семилетний ребёнок решился бы на такой храбрый поступок: выйти одному ночью в сад, чтобы взглянуть на страшилище, которым взрослые пугают его! Товарищами Николая были крестьянские дети, привыкшие с раннего детства не отступать ни перед какими опасностями, и это у них он научился смелости.
Ведущий 1. Мальчик был рад целые дни, с утра до вечера, проводить под открытым небом, в лесах и полях. Но осенью 1832 года, незадолго до того как Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 6 лет. В эти годы Н.А. Некрасов пристрастился к чтению. Он с увлечением читал Пушкина, Жуковского, Байрона, произведения современных ему авторов, печатавшиеся в журналах.
Ведущий 2. Под их влиянием он и сам начал сочинять стихи, а школьные товарищи Некрасова заслушивались его устными рассказами о народной жизни.
Ведущий 1. Когда Н.А. Некрасову исполнилось 16 лет, он стал серьёзно думать о своём будущем. И вскоре решил поехать в Петербург (этот город бы тогда столицей России).
Ученик 5.
Я отроком покинул отчий дом.
(За славой я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
(Из поэмы "Мать". 1877)
Ведущий 2. В 1838 году он был уже в Петербурге. Там ему жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а Николай стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки денег. Так" с первых же дней приезда Некрасова в столицу, ему пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. В это время ему удалось напечатать несколько своих стихотворений. Н.А. Некрасов много работал, писал стихи, рассказы, сказки, водевили (весёлые пьесы).
Ведущий 1. В 1856 году вышел первый сборник стихотворений Некрасова. Книга имела большой успех. Но Некрасов был не только писателем и поэтом, он был и редактором известных в России журналов "Современник" и "Отечественные записки".
Ведущий 2. Когда Некрасов чувствовал себя утомлённым работой над новыми произведениями и бесчисленными хлопотами о журнале, он уезжал в деревню, в родные ярославские края - в Грешнево, а позже в Карабиху или Чудовскую Луку (под Петербургом).
Ведущий 1.
Это были лучшие дни в его жизни:
Опять я в деревне,
Хожу на охоту,
Пишу мои вирши -
Живётся легко.
("Крестьянские дети")
Виршами Н. А. Некрасов называет стихи.
Ведущий 2. Охота была давним увлечением Николая Алексеевича, к ней он пристрастился ещё с детства. Сестра Некрасова вспоминала такой случай. Однажды поздней осенью случилось Некрасову подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись колодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. "Это стоило ему горячки (простуды), но от охоты не отвадило", - писала его сестра в воспоминаниях.
Ведущий 1. Охота - целый мир со своими традициями, языком, обрядами, верованиями. В 1846 году Н.А. Некрасовым написано стихотворение "Псовая охота", где он великолепно описывает этот вид охоты. Описание знатоком псовой охоты без специальных знаний до конца понять трудно, но настроение ощутить вполне возможно:
Ученик 6.
"В строгом порядке, ускоренным шагом
Едут псари по холмам и оврагам.
Ближе и лай, и порсканье, и крик -
Вылетел бойкий русак-материк.
Гикнул помещик и ринулся в поле...
То-то раздолье помещичьей воле!
Через ручьи, буераки и рвы
Бешено мчится: не жаль головы!"
Ведущий 2. К своим четвероногим спутникам и помощникам, охотничьим собакам, Некрасов испытывал глубокую нежность и привязанность. Особенно он любил собаку по имени Кадо.
Ведущий 1. После гибели Кадо Николай Алексеевич бросил охоту. Но ненадолго - без привычной тяжести ружья на плече, без долгих неторопливых бесед с крестьянами-охотника- ми ему уже было не. обойтись.
Ведущий 2. Приезжая на родину, Некрасов сразу окунался в деревенскую жизнь, а охота помогала поэту быстро стряхнуть с себя все петербургские заботы и волнения.
Ученик 7.
Какой восторг! За перелётной птицей
Гонюсь с ружьём, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей,
С души моей. Я духом бодр и жив,
Я телом здрав. Я думаю ... мечтаю ...
("Уныние". 1874)
Ведущий 2. Охота была для Н.А. Некрасова не только забавою, но и средством знакомства с народной жизнью. У Некрасова было много друзей среди крестьян-охотников. Николай Алексеевич умел найти к каждому свой подход, умел вызвать на откровенность.
Ведущий 1. Именно на охоте черпал поэт материал для своего творчества. Почти всегда из своих охотничьих странствий он привозил запас впечатлений для будущих произведений. Одно из них (поэму "Коробейники") Некрасов посвятил Гавриле Яковлевичу Захарову, крестьянину деревни Шоды, охотнику и "другу-приятелю". Она начиналась такими строчками:
Ученик 8.
Как с тобою я похаживал
По болотинам вдвоём,
Ты меня почасту спрашивал:
Что строчишь карандашом?
Почитай-ка! Не прославиться,
Угодить тебе хочу.
Буду рад, коли понравится,
Не понравится - смолчу.
("Коробейники". 1861)
Ведущий 2. В другой раз, вернувшись с охоты, он засел за работу и появилось стихотворение "Крестьянские дети". Некрасов в своём стихотворении ведёт рассказ не только о крестьянских детях, но и о собственном детстве, проведённом среди деревенских приятелей:
Ученик 9.
О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они,
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко
А утром не мог ни за что отыскать.
Ученик 10.
Грибная пора отойти не успела,
Гляди - уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Ведущий 1. В этом стихотворении перед нами предстаёт жизнь природы, слитая с детской жизнью поэзия крестьянского труда, воспринятая глазами ребёнка:
Ученик 11.
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребёнок
И в поле охотней бежит за отцом.
Ученик 12. Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителям пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и начинал гонять скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне - управлял лошадью. В девять лет у молодого хозяина обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу, К 14- ти годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.
Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: в шесть лет начинали осваивать прялку, в десять - работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 работала наравнее со взрослыми. Девочек всему тому, что умела сама, учила мать, а мальчиков - отец.
Школа не всегда была доступна крестьянским детям. Дети бедняков могли получить только начальную грамоту - научиться читать, писать, считать. Одна из таких школ для крестьянских детей была открыта благодаря хлопотам Н.А.Некрасова. Двухэтажное здание школы сохранилось до наших дней в селе Абакумцево (в четырёх километрах от Грешнева). Сначала эта школа помещалась в простой крестьянской избе, позже в 1872 году было построено отдельное здание. Сам поэт и его петербургские друзья внесли деньги на постройку этого здания. Некрасов взял на себя все расходы на содержание школы, наём учителей. Школу разрешалось посещать всем желающим детям окрестных сёл и деревень. Ученики были освобождены от всякой платы и пользовались бесплатно книгами и другими учебными пособиями.
Ведущий 2. Одному из таких крестьянских школьников посвятил Н.А.Некрасов стихотворение "Школьник":
Ученик 13.
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идёшь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Ученик 14.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!
Ведущий 1. Встреча с этим голодным и оборванным школьником на пустынной проезжей дороге напомнила Н.А. Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова, великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился. Изучил физику, химию, металлургию и другие науки и в конце концов стал знаменитейшим русским учёным.
Ведущий 2. Пожалуй, никто из русских поэтов так часто не обращался к "детской" теме, как Некрасов. С 1855 - 1870 годы им написаны: "Дедушка Мазай и зайцы", "Соловьи", " Дядюшка Яков", "Пчёлы", "Генерал Топтыгин", "Саша", "Школьник", "Плач детей", "Дедушка", "Крестьянские дети" и другие.
Ведущий 1. В этих стихах картины детства - детских игр, беззаботных радостей или горестей.
Ведущий 2. А теперь мы предлагаем вам, ребята, принять участие и показать свои знания в игре по творчеству Н.А.Некрасова..
Игра по творчеству Н.А.Некрасова
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Итак, мы начинаем игру по творчеству Н.А.Некрасова.
В викторине принимают участие 2 команды (по 6 человек).
ПРАВИЛА ИГРЫ.
Право ответа принадлежит команде, которая первой подняла табличку со своим названием. В случае верного ответа команда получает балл. Если дан неправильный ответ, то право ответа на этот вопрос переходит другой команде.
Ведущий. Давайте познакомимся с названием команд.
- Команда №1 _____ класс - _______________________________
- Команда №2 _____ класс - _______________________________
- Мы начинаем игру.
Ведущий.
Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА"
1. Назовите годы жизни поэта Николая Алексеевича Некрасова.
ОТВЕТ . Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года, а умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года по новому стилю) в Петербурге.
2 . Назовите пристрастие, которое наследовал Николай Некрасов от своего отца.
ОТВЕТ . От Алексея Сергеевича поэт с детства заразился охотничьей страстью, той самой, которая впоследствии давала ему счастливую возможность искреннего, сердечного сближения с мужиком.
3. А какая страсть досталась семейству Некрасовых от прапрадеда Некрасова Якова Ивановича?
ОТВЕТ. От Якова Ивановича прослеживается наследственная некрасовская страсть - карты. В результате его сыну Алексею досталось только одно - и последнее - рязанское имение.
4 . Назовите первое учебное заведение, в котором он полюбил чтение?
ОТВЕТ. Ярославская гимназия
5. Ради благополучия своего сына эта женщина подчинялась всю жизнь "угрюмому невежде" и "жребий свой несла в молчании рабы"? Кто она?
ОТВЕТ. Это мать Некрасова.
6 . Издателем какого журнала становится Н.А.Некрасов с 1847 года?
ОТВЕТ. Н.А. Некрасов вместе с И.И. Панаевым с января 1847 года издаёт журнал "Современник"
7 . В чьем обществе любил подолгу бывать Некрасов?
ОТВЕТ. В обществе крестьянских ребятишек
8 . Какую карьеру хотел отец Некрасова для своего сына?
ОТВЕТ. Он хотел, чтобы сын поступил в военную школу (в Дворянский полк)
9 . Некрасов так писал в одном из своих стихотворений:
Когда ещё всё в мире спит:
И алый свет едва скользит
По бледно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке".
- О какой реке говорится в этом стихотворении?
ОТВЕТ . О реке Волге.
10. В поэме "Мать" Некрасов пишет о такие строки:
Я отроком покинул отчий дом.
(За словом я в столицу торопился.)
В шестнадцать лет я жил своим трудом
И между тем урывками учился.
- О каком городе идет речь?
ОТВЕТ. О Петербурге.
11. Назовите давнее увлечение Н.А.Некрасова, к которому он пристрастился ещё в детстве и пронёс через всю жизнь?
ОТВЕТ. Охота.
12. В 1846 году поэтом написано стихотворение, в котором он великолепно описывает этот вид охоты. Назовите это стихотворение?
ОТВЕТ. Стихотворение "Псовая охота".
13. В каком стихотворении Встреча с голодным и оборванным мальчиком на пустынной проезжей дороге напомнила Некрасову об одном "архангельском мужике". О ком идет речь? И почему?
ОТВЕТ. Эта встреча напомнила Некрасову Михаила Васильевича Ломоносова. великого "архангельского мужика" (он был родом из Архангельской губернии), который, желая учиться, пришёл в Москву из далёкой северной деревни, долго жил впроголодь, бедствовал и всё же учился.
Ведущий. Первый конкурс "БИОГРАФИЯ ПОЭТА" завершён. И мы спросим жюри об итогах этого конкурса.
Жюри подводит итоги первого конкурса.
Ведущий.
Второй конкурс "ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТРОКИ".
"Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано..."
("Крестьянские дети". 1861)
"Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц..."
("Мороз Красный Нос". 1863)
"Молча крепилась Феклуша-сиротка,
Глядя, как пряники дети жуют,
А как увидала в книжках картинки,
Так на глаза навернулись слезинки,
Сжалился, дал ей букварь старина:
"Коли бедна ты, так будь ты умна!"
("Дядюшка Яков". 1867)
"Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки..."
("На Волге". 1860)
"Пушисты ли сосен вершины?
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
("Мороз, Красный нос")
Ведущий. Второй конкурс "ИЗ КАКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТРОКИ" завершён. Я прошу жюри подвести итоги двух конкурсов.
Жюри подводит итоги первого конкурса.
Ведущий.
Третий конкурс "ТРУДНЫЕ СЛОВА".
- Капитаны подойдите ко мне и выберете задание для следующего конкурса.
Задание этого конкурса - дать объяснение выделенным словам .
Карточка 1.
Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .
"С старым Мазаем я бил дупелей".
"Начал частенько Мазай пуделять".
("Дедушка Мазай и зайцы")
"Вижу я в котомке книжку".
Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь.
("Школьник")
ОТВЕТЫ. Карточка 1.
Дупеля - болотные птицы из семейства бекасов.
Карточка 2.
Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .
- "Пишу мои вирши..."
- " Кто тащит на пожню ведёрко кваску..."
- "В снопы перевяжут, на ригу свезут,
- Просушат, колотят-колотят цепами..."
- "И дровни, и хворост, и пегонький конь".
("Крестьянские дети")
ОТВЕТЫ. Карточка 2.
Вирши - стихи.
Карточка 3.
Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .
"Много видел на тракту
Генералов строгих..."
"Дело под вечер, зимой,
И морозец знатный".
("Генерал Топтыгин")
ОТВЕТЫ. Карточка 3.
Тракт - большая проезжая дорога.
Карточка 4.
Задание конкурса - дать объяснение выделенным словам .
"Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролётной прожорливой птицы..."
("Несжатая полоса")"А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею..."
("Соловьи")
ОТВЕТЫ. Карточка 4.
- Станицы - здесь, стая птиц.
- Кубарь - волчок, пустой шар на ножке, который дети спускают для потехи. Зовут кубарем и вертушку, погоняемую плёткою; пускаемое из рук веретёнце зовут - юла.
Ведущий.
Третий конкурс "ТРУДНЫЕ СЛОВА" подошёл к концу. И я опять прошу жюри рассказать об итогах трёх конкурсов.
Жюри подводит итоги первого конкурса.
Ведущий.
Итак, последний четвёртый конкурс "КОНКУРС КАПИТАНОВ".
- Это задание было домашним. Сейчас мы проверим, как наши капитаны с ним справились.
- Капитаны, вам слово.
Задание этого конкурса
- Знаете ли вы афоризмы Некрасова:
- То сердце не научится любить...
- Сейте разумное...
- Поэтом можешь ты не быть...
- Мне борьба мешала быть поэтом...
- Чтоб словам было тесно:
- У счастливого недруги мрут...
- Будь гражданином, служа искусству...
- Суждены нам благие порывы...
- Воля и труд человека...
- Люди холопского звания...
Ведущий.
Четвёртый конкурс "КОНКУРС КАПИТАНОВ" завершён. Я прошу жюри подвести итоги нашей игры.
Жюри подводит итоги первого конкурса.
Ведущий. Вот и подошла наша игра к концу.
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЯ!!!
ЗАГАДКИ
(из стихов Н.А. Некрасова)
- "В зеленой раме зеркало"? (пруд)
- "Стоят столбы точеные, головки золоченые,
Задумчиво и ласково шумят"? (колосья) - "Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе" (свекла) - Мороз-воевода построит мосты ледяные, каких не построит народ (лед на реке)
- "Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро..." (это снег и лед)
- [Он] неокрепший на речке студеной
- Словно как тающий сахар лежит... (лед осенью)
- "Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались с силой смертельной" (струи дождевые)