Цель: обобщить знания по сказам П.П. Бажова.
Задачи:
- перечитать любимые сказы;
- развивать творческие способности;
- воспитывать интерес к творчеству уральского сказителя.
Оборудование:
- Книги о творчестве Бажова, сказы;
- Иллюстрации к сказам П.П. Бажова;
- Карточки с кроссвордом;
- Жетоны;
- Лепестки цветов.
Ход урока
I. Ознакомление с темой и целью урока
II. Вступительное слово о П.П. Бажове с элементами беседы
Сегодня мы продолжим разговор о П.П. Бажове, знаменитом уральском сказителе.
(Слайд 3)
- Какие сказы вы прочитали к уроку?
- Что нового узнали о писателе?
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. (Слайд 4) С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала. Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы. Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих рассказов дедушка Слышко (так его звали из-за его вечной присказки «слыш-ко») знал множество. (Слайд 5 )
В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех ребят – П.П. Бажов. (Слайд 6 )
(чтение стихотворения учеником)
Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок. (Слайд 7)
Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда-то от деда Хмелинина, он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы. (Слайд 8)
III. Словарная работа
– Так что же такое сказ и чем он отличается от сказки?
Сказ – это прежде всего устное слово, перенесённое в книгу; в сказе всегда слышится голос рассказчика; в сказе нет зачина; нет деления на добрых и злых волшебных героев, а волшебная сила им присуща изначально; он имеет реальную основу. (Слайд 9)
Сказ –
- это повествование, ведущееся от лица рассказчика;
- зачина нет;
- имеет реальную основу.
IV. Проверка домашнего задания
– Как назывался сундучок, в который вошли сказы П.П. Бажова?
По горизонтали – название сборника сказов П.П.Бажова:
- Сундучок, в который вошли сказы П.П.Бажова
По вертикали – герои сказов П.П. Бажова:
- Герой сказа «Медной горы Хозяйка»
- Как называли в народе Медной горы Хозяйку?
- Имя деда в сказе «Серебряное копытце»
- Он стал мастером у старика Прокопьича
- Имя девочки в сказе «Серебряное копытце»
- Имя мастера чугунного литья в сказе «Чугунная бабушка»
- Как звали старушонку из сказа «Синюшкин колодец»?
Проверьте задание. Вот решение кроссворда (Слайд 10)
(Слайд 11) Сборник сказов «Малахитовая шкатулка» Долгие годы Бажов собирал сказы, как камни в малахитовую шкатулку. Вот поэтому самый полный сборник сказов носит название «Малахитовая шкатулка», и появился он в год 60-летия писателя.
V. Викторина по сказам П.П.Бажова, сопровождающаяся различными творческими заданиями
(Слайд 12)
1. Из какого сказа эти слова?
«Вдруг из самой серединки вынырнула девчоночка махонькая. Вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, тоже сголуба. Поглядела девчонка весёлыми глазами, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать».
(«Огневушка-поскакушка») (Слайд 13)
2. К какому сказу эта иллюстрация? («Каменный цветок») (Слайд14)
– О какой мечте Данилы-мастера поведал нам сказитель?
3. Как будет называться следующий сказ?
(«Серебряное копытце») (Слайд 15)
– Почему так назвал Бажов свой сказ?
4. Назовите сказ, иллюстрацию к которому видите на экране.
(«Малахитовая шкатулка») (Слайд 16)
– Перескажите данный эпизод.
5. К какому сказу данная иллюстрация?
(«Синюшкин колодец») (Слайд17)
– Какую тайну хранил в себе Синюшкин колодец?
6. О каком сказе идёт речь?
«Открыли глаза, видят – сидят на том же месте, только примятая трава поднялась, а кругом два широких обруча, один золотой, другой чернокаменный. Видно, женщина обошла их кругом да из рукавов и насыпала. Ребята кинулись бежать, да золотой обруч не пускает…»
(«Голубая змейка») (Слайд18)
– О каком предании рассказал нам автор в сказе «Голубая змейка»?
7. Иллюстрация к какому сказу представлена на экране?
(«Каменный цветок») (Слайд19)
– Какой эпизод запечатлён из произведения?
– Чтение отрывка из сказа «Каменный цветок»:
«Сидит – молчит, глядит на то место, где Хозяйка, и будто ничего не видит. Она тоже молчит, вроде как призадумалась. Потом спрашивает…»
– Какой разговор состоялся между Хозяйкой медной горы и Данилой?
8. Прослушайте отрывок и назовите сказ П.П. Бажова (Слайд 20)
(чтение эпизода учителем под музыку)
«Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло.
– Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Её одёжа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей.
А одёжа и верно такая, что другой на свете не найдёшь. Из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз шёлк, хоть рукой погладить.
– «Вот, – думает парень, – беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила». От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта – малахитница-то – любит над человеком мудровать.
Только подумал так-то, она и оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:
– Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-от ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.
Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится».
(«Медной горы Хозяйка»)
– Какое настроение помогает передать музыка?
– Какой изображает Медной горы Хозяйку сказитель?
– А какой вы изобразили её на своих рисунках?
– Угадайте, кому подарила властная Хозяйка свою малахитовую шкатулку?
Давайте заглянем в неё.
VI. Конкурс «Угадайка»
Угадайте, кому принадлежат предметы, хранящиеся в этой шкатулке? (Слайд 21)
- Малахитовые серьги?
- Дурман-цветок?
- Маленькая пуговка?
- Перышко?
- Голубой платочек?
- Веточка крыжовника?
VII. Выразительное чтение отрывков, подготовленных детьми (на выбор уч-ся)
VIII. Заключительное слово учителя
(Слайд 22)
Сегодня на уроке мы обратились лишь к немногим сказам П.Бажова. Волшебная книга Сказов ещё таит в себе много нового и неизведанного. И она особенно дорога для нас, потому что эта книга о нашей родине – прекрасном и величественном Урале!
(чтение стихотворения учеником)
С Данилой вместе ухожу я в гору
К Хозяйке, посмотреть её цветок.
Хочу взглянуть я на цветок, в котором
Огнём сияет каждый лепесток.
В который раз, склонясь над этой книжкой,
Я впитываю мудрость этих слов.
Мне не забыть рассказов деда Слышко…
Спасибо, добрый дедушка Бажов!
IX. Подведение итогов
Подсчёт полученных за работу жетонов, оценки за рисунки, за решение кроссворда и т.д.
X. Рефлексия
(Слайд 23)
Собираем цветок:
- Красный лепесток – всё было понятно, всё понравилось;
- Желтый лепесток – было не всё понятно и не очень интересно;
- Синий лепесток – урок не понравился, ждал его окончания.
Используемая литература:
- Е. Хоринская «Наш Бажов», Средне-Уральское книжное издательство, 1989.
- П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», – Москва: «Правда», 1984.