Урок литературы по рассказу О.Павлова "Конец века" "Проблемы гуманизма в современной литературе". 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (56 МБ)


Цели:

  • Изучение проблемы гуманизма в современной литературе на примере рассказа О. Павлова.
  • Формирование умения анализировать современное литературное произведение, выявляя актуальность проблемы.
  • Воспитание человеколюбия, милосердия, духовно-нравственных начал.
  • Развитие умения видеть социальную проблему, анализировать ее и решать, следуя принципам гуманизма.
  • Развитие умения видеть глубинный смысл произведения, основываясь на символах и ассоциациях.

Предварительная работа: чтение рассказа О.Павлова « Конец века», статьи из газеты «Дзержинское время» от 3 июля 2008 года «Кому он нужен этот бомж»?

ХОД УРОКА

1. Рассказ о писателе О.Павлове (сообщение ученика)

Павлов Олег Олегович (родился в 1970 году в Москве) — русский писатель и публицист.
После окончания школы призвался в армию, проходил службу в конвойных войсках Туркестанского военного округа, был комиссован по состоянию здоровья.
Первые рассказы опубликованы в 1990 году. Был принят на семинар прозы и окончил заочное отделение Литературного института.
В 1994 в журнале «Новый мир» опубликован роман «Казённая сказка», с этого времени имя писателя получает известность.
Как публицист заявил свою тему остросоциальными очерками: «Нелитературная коллекция», «Русские письма», «Дневник больничного охранника», «Русская литература и крестьянский вопрос». В то же время выступал как литературный критик: полемические выступления и литературно-критические статьи публиковались на страницах ведущих отечественных изданий.
Лауреат Букеровской премии в 2002 году.

2. История создания рассказа «Конец века» (сообщение ученика)

Свои очерки и эссе Олег Павлов начал публиковать во время, когда в литературе отказывались даже от серьёзности реализма, шумно и празднично отдаваясь игре с реальностью. Первые очерки – о бездомных – были опубликованы в 1996 году. Они стали продолжением самого символичного рассказа писателя "Конец века", переведённого впоследствии на все мировые языки, написанного о тех, кто в современном обществе "обречён только на смерть". Основой рассказа послужил реальный случай: работая в обыкновенной больнице, Павлов видел своими глазами, как погибали на санобработке бездомные, которых свозили с московских улиц со следами милицейских побоев. То, о чём писал Павлов, и до этого вызывало немало споров, хотя молодой автор был далёк от какой бы то ни было идеологии, призывая только к состраданию. Однако христианский пафос его прозы и публицистики, обнажавших до предела мир страданий человеческих, звучал как протест, в котором одни видели правдивое свидетельство о жизни, а другие "чернушный пасквиль". После Солженицына, опубликовавшего "Россию в обвале", в своих первых же остросоциальных очерках Павлов не побоялся поставить перед собой ту же задачу: "запечатлеть, что мы видели, видим и переживаем".  

3. Анализ рассказа

– В какое время происходят события в рассказе? Что хотел сказать этим автор? (События происходят в Рождество, самый светлый христианский праздник, когда все люди должны проникнуться добром, милосердием)
– Где происходят события? (В больнице, в учреждении, где обязаны оказать помощь любому страждущему)
– Что случилось в рождественскую ночь в больнице? Как врач и охрана относятся к   новому пациенту и почему? («Скорая» привезла бомжа. Врач не хочет его принимать, так как бомж болен чесоткой, у него вши, от него воняет и он еле жив. Все брезгуют, издеваются над бомжем: морозят, пинают, поливают хлоркой)
– Каких людей называют бомжами? (Людей без определённого места жительства)
– Как люди становятся бомжами? (1.Человек пропивает жильё. Продаёт квартиру и на эти деньги пьянствует. 2. Человек совершает преступление, на длительный срок попадает в места лишения свободы, а, возвратившись, обнаруживает, что квартира принадлежит чужим людям. 3. Люди лишились квартиры вследствие обмана, афер «чёрных риэлторов»)
– Как к ним относятся в обществе и почему? (Одни люди относятся равнодушно, стараясь не замечать. Другие с брезгливостью, презрением. Третьи (их меньшинство) помогают одеждой, едой).
– Как можно решить проблему бомжей в обществе? (Строить приюты, бесплатно кормить, лечить. Должна быть особая социальная программа для таких людей, предполагающая строительство социального жилья, помощь в реабилитации. Каждый человек не должен проходить мимо чужого горя).
– Почему бомж при смерти? (Им «поиграли» лужниковские менты, но, испугавшись, что убили, вызвали «скорую». Сыграли свою роль холод, голод, болезни)
– Кто сочувствует бомжу? (Санитарка Антонина)
– Обратите внимание, что только ей автор дал имя. Что означает её имя? (Санитарка Антонина жалеет бомжа. Её имя означает «противница»)
– Противницей чего выступает Антонина в рассказе? (Противницей произвола, бесчеловечности, жестокости)
– Что увидела санитарка в бомже? (Красоту лица, белизну рук, страдание, человека)
– Чем закончилась рождественская история? (Бомж умер, тело его пропало из морга)
– Как отнеслись к смерти бомжа врач, охрана, Антонина? (Врач и охрана – равнодушно, даже рады, что проблема разрешилась сама собой. Антонина переживает, сочувствует.)
– Перечитайте последний абзац рассказа. Заметили ли вы, с какой историей он перекликается? (С библейской историей о воскрешении Христа).
– Как вы понимаете эпиграф к рассказу: «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Евангелие)? («Бог есть Любовь», «Возлюби ближнего своего» – вот библейские истины. Иисус говорил о милосердии и сострадании к каждому, а если этого нет, то нет и любви к Богу. А вдруг этот бомж – Христос, вторично пришедший на землю. И люди снова его «распинают». За 2000 лет люди так и не научились любить друг друга)
– Как вы понимаете название рассказа? («Конец века» – конец света)
– Что страшного в этой истории? От чего нас предостерегает автор? (Мы перестали быть людьми).
– В чем причина жестокости людей? Как решить эту проблему? (Надо начинать пропагандировать добро, милосердие, а не убийство и насилие. В погоне за материальными благами люди забыли о духовности).

4. Вывод – презентация к уроку «Возлюби ближнего своего»