Цели:
- Изучение проблемы гуманизма в современной литературе на примере рассказа О. Павлова.
- Формирование умения анализировать современное литературное произведение, выявляя актуальность проблемы.
- Воспитание человеколюбия, милосердия, духовно-нравственных начал.
- Развитие умения видеть социальную проблему, анализировать ее и решать, следуя принципам гуманизма.
- Развитие умения видеть глубинный смысл произведения, основываясь на символах и ассоциациях.
Предварительная работа: чтение рассказа О.Павлова « Конец века», статьи из газеты «Дзержинское время» от 3 июля 2008 года «Кому он нужен этот бомж»?
ХОД УРОКА
1. Рассказ о писателе О.Павлове (сообщение ученика)
Павлов Олег Олегович (родился в 1970 году в
Москве) — русский писатель и публицист.
После окончания школы призвался в армию,
проходил службу в конвойных войсках
Туркестанского военного округа, был комиссован
по состоянию здоровья.
Первые рассказы опубликованы в 1990 году. Был
принят на семинар прозы и окончил заочное
отделение Литературного института.
В 1994 в журнале «Новый мир» опубликован роман
«Казённая сказка», с этого времени имя писателя
получает известность.
Как публицист заявил свою тему остросоциальными
очерками: «Нелитературная коллекция», «Русские
письма», «Дневник больничного охранника»,
«Русская литература и крестьянский вопрос». В то
же время выступал как литературный критик:
полемические выступления и
литературно-критические статьи публиковались на
страницах ведущих отечественных изданий.
Лауреат Букеровской премии в 2002 году.
2. История создания рассказа «Конец века» (сообщение ученика)
Свои очерки и эссе Олег Павлов начал публиковать во время, когда в литературе отказывались даже от серьёзности реализма, шумно и празднично отдаваясь игре с реальностью. Первые очерки – о бездомных – были опубликованы в 1996 году. Они стали продолжением самого символичного рассказа писателя "Конец века", переведённого впоследствии на все мировые языки, написанного о тех, кто в современном обществе "обречён только на смерть". Основой рассказа послужил реальный случай: работая в обыкновенной больнице, Павлов видел своими глазами, как погибали на санобработке бездомные, которых свозили с московских улиц со следами милицейских побоев. То, о чём писал Павлов, и до этого вызывало немало споров, хотя молодой автор был далёк от какой бы то ни было идеологии, призывая только к состраданию. Однако христианский пафос его прозы и публицистики, обнажавших до предела мир страданий человеческих, звучал как протест, в котором одни видели правдивое свидетельство о жизни, а другие "чернушный пасквиль". После Солженицына, опубликовавшего "Россию в обвале", в своих первых же остросоциальных очерках Павлов не побоялся поставить перед собой ту же задачу: "запечатлеть, что мы видели, видим и переживаем".
3. Анализ рассказа
– В какое время происходят события в
рассказе? Что хотел сказать этим автор?
(События происходят в Рождество, самый светлый
христианский праздник, когда все люди должны
проникнуться добром, милосердием)
– Где происходят события? (В больнице, в
учреждении, где обязаны оказать помощь любому
страждущему)
– Что случилось в рождественскую ночь в
больнице? Как врач и охрана относятся к
новому пациенту и почему? («Скорая»
привезла бомжа. Врач не хочет его принимать, так
как бомж болен чесоткой, у него вши, от него
воняет и он еле жив. Все брезгуют, издеваются над
бомжем: морозят, пинают, поливают хлоркой)
– Каких людей называют бомжами? (Людей без
определённого места жительства)
– Как люди становятся бомжами? (1.Человек
пропивает жильё. Продаёт квартиру и на эти деньги
пьянствует. 2. Человек совершает преступление, на
длительный срок попадает в места лишения
свободы, а, возвратившись, обнаруживает, что
квартира принадлежит чужим людям. 3. Люди
лишились квартиры вследствие обмана, афер
«чёрных риэлторов»)
– Как к ним относятся в обществе и почему? (Одни
люди относятся равнодушно, стараясь не замечать.
Другие с брезгливостью, презрением. Третьи (их
меньшинство) помогают одеждой, едой).
– Как можно решить проблему бомжей в обществе? (Строить
приюты, бесплатно кормить, лечить. Должна быть
особая социальная программа для таких людей,
предполагающая строительство социального жилья,
помощь в реабилитации. Каждый человек не должен
проходить мимо чужого горя).
– Почему бомж при смерти? (Им «поиграли»
лужниковские менты, но, испугавшись, что убили,
вызвали «скорую». Сыграли свою роль холод, голод,
болезни)
– Кто сочувствует бомжу? (Санитарка Антонина)
– Обратите внимание, что только ей автор дал имя.
Что означает её имя? (Санитарка Антонина жалеет
бомжа. Её имя означает «противница»)
– Противницей чего выступает Антонина в
рассказе? (Противницей произвола,
бесчеловечности, жестокости)
– Что увидела санитарка в бомже? (Красоту лица,
белизну рук, страдание, человека)
– Чем закончилась рождественская история? (Бомж
умер, тело его пропало из морга)
– Как отнеслись к смерти бомжа врач, охрана,
Антонина? (Врач и охрана – равнодушно, даже
рады, что проблема разрешилась сама собой.
Антонина переживает, сочувствует.)
– Перечитайте последний абзац рассказа.
Заметили ли вы, с какой историей он
перекликается? (С библейской историей о
воскрешении Христа).
– Как вы понимаете эпиграф к рассказу: «Тогда
скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы
не сделали этого одному из сих меньших, то не
сделали Мне» (Евангелие)? («Бог есть Любовь»,
«Возлюби ближнего своего» – вот библейские
истины. Иисус говорил о милосердии и сострадании
к каждому, а если этого нет, то нет и любви к Богу.
А вдруг этот бомж – Христос, вторично пришедший
на землю. И люди снова его «распинают». За 2000 лет
люди так и не научились любить друг друга)
– Как вы понимаете название рассказа? («Конец
века» – конец света)
– Что страшного в этой истории? От чего нас
предостерегает автор? (Мы перестали быть
людьми).
– В чем причина жестокости людей? Как решить эту
проблему? (Надо начинать пропагандировать
добро, милосердие, а не убийство и насилие. В
погоне за материальными благами люди забыли о
духовности).
4. Вывод – презентация к уроку «Возлюби ближнего своего»