Литература
-
Редьярд Джозеф Киплинг "Рикки-Тикки-Тави". 4-й класс 2012
Урок литературы для проверки осознанного чтения использует прием составления "Пирамиды-отзыва" по прочитанному. Прилагается презентация о творчестве Редьярда Киплинга.
-
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива…" 2012
Цель урока: анализировать стихотворение; закрепить знания учащихся о тропах, их роли в речи.
-
Презентация к уроку литературы "Ф.И. Тютчев. Философия любви" 2012
Цель урока: совершенствование навыков анализа стихотворения; закрепление знаний об особенностях лирики Тютчева; развитие эмоциональной сферы школьников.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Хамелеонство как социальное явление" (по рассказу А.П. Чехова "Хамелеон") 2012
На примере рассказа "Хамелеон" выявляются стилевые особенности юмористических рассказов А.П. Чехова; расширяются литературоведческие понятия; формируется нравственная позиция учащихся. Урок сопровождается презентацией и аудиозаписью рассказа.
-
Урок литературы на тему "Сказки XX века. В.А. Писарев и его герои". 5-й класс 2012
Совместный проект учителя литературы из России и библиотекаря из Беларуси – пропаганда чтения, привитие читательского вкуса, развитие навыков анализа текста, творческого воображения и читательской наблюдательности.
-
"Зимний вечер" в творчестве А.С. Пушкина, музыке и живописи 2012
Урок позволяет по-новому взглянуть на творчество поэта Михайловской ссылки, вспомнить мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи первого российского поэта. Через поэзию и музыку показана нежная привязанность поэта к своей «мамушке», няне – Арине Родионовне. Во время подробного ознакомления со стихотворением «Зимний вечер» дети приходят к выводу, что стихи необычайно музыкальны, благодаря им появилась русская народная песня и романс «Зимний вечер».
-
Урок литературы в 9-м классе по теме "А.С. Пушкин – наше все!" 2012
Итоговый урок литературы в 9-м классе содержит материал для повторения и обобщения знаний о лирике Пушкина и других поэтов XIX–XX века, посвятивших свое творчество А.С. Пушкину, об увековечивании его имени в различных произведениях искусства. Много внимания уделяется выразительному прочтению наизусть отрывков стихотворений разных поэтов, прослушиванию арий из опер и романсов, рассматриванию картин известных художников, посвященных биографии и творчеству А.С. Пушкина.
-
Тема любви в мифах Древней Греции 2012
Урок внеклассного чтения по литературе – прекрасная возможность почувствовать себя свободно даже в школьной программе. Урок с элементами театрализованного представления «Тема любви в мифах Древней Греции» – совместное творчество учителя и ученика. Цель урока: эмоциональное восприятие и осмысление литературы, понимание неразрывной связи истории и литературы.
-
Талантливый полководец – Н.Ф. Ватутин 2012
Цель урока: формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого и будущего; воспитывать патриотические чувства.
-
"На волнах времени плывет душа – то в прошлое, то в будущее глянет" (о жизни и творчестве Л.В. Лапцуя) 2012
Цель мероприятия: познакомить учащихся со страницами биографии поэта; привить интерес к произведениям Л.В. Лапцуя; расширить кругозор учеников.
-
Литературное чтение "С.А. Есенин "Черемуха"". 2-й класс 2012
Цель урока: развивать полноценное восприятие художественного произведения, сопереживание лирическому герою; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ; формировать образное мышление учащихся, поэтический слух.
-
А.П. Чехов. Страницы жизни и творчества 2012
Первый урок-исследование по творчеству А.П. Чехова в 10-м классе. Учащиеся знакомы только с юмористическими рассказами писателя. А.П. Чехов – писатель многогранный, сложный. Анализ воспоминаний о А.П. Чехове приводит к выводу о сложности и неоднозначности восприятия его современниками, учащиеся знакомятся с незаурядным человеком, личностью, что пробуждает интерес к его произведениям.
-
Урок по творчеству Н.В. Гоголя "Что значит быть живыми душами?" 2012
Урок систематизации, обобщения знаний и умений развивает собственное «прочтение» произведений Н.В. Гоголя. Цель урока – самостоятельный анализ текста, формирование навыков работы с произведением для представления взаимосвязи литературы с будущей профессией.
-
Урок литературы "Звезда в колодезном ведре" 2012
Урок по творчеству и биографии новгородского поэта Леонида Федоровича Усяченкова. Изучение литературы родного края дополняет общую картину русской литературы, развивает навыки анализа художественного текста, учит эстетической ориентации в ранее неизвестном литературном материале. Литературное краеведение обогащает знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.
-
Тема урока: "Понятие о сравнении" 2012
Когда мы читаем стихи, душой чувствуем их прелесть. Как создается образ? Какие средства имеются в распоряжении поэта? Одно из самых ярких средств художественной выразительности – сравнение. Урок посвящен "рождению" вдохновения.
-
Урок литературы в 9-м классе ""Я вас любил…" А.С. Пушкин"" 2012
Урок по творчеству А.С. Пушкина "Я вас любил" представлен как литературно-музыкальная композиция с презентацией портретов женщин, побудивших поэта написать шедевры любовной лирики, в которых не только запечатлена психологическая травма любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине.
-
А.С. Пушкин в изобразительном искусстве 2012
Презентация объединяет огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных пособий, репродукций. Презентация может быть использована на занятиях МХК, ИЗО, при проведении интегрированных уроков изобразительного искусства и литературы в школе, педагогами дополнительного образования, на классном часе, во время предметных недель.
-
Великий татарский поэт Габдулла Тукай – наш земляк 2012
Урок с презентацией посвящен великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. На уроке обобщаются знания учащихся о жизни и творчестве поэта, развивается образное мышление, воображение, воспитываются нравственные качества.
-
Интегрированный урок "литература + биология" по теме "Зимняя сказка" 2012
Цель урока: научить учащихся точно и ярко описывать предметы, уметь составлять связный текст, помочь овладеть навыками описания изображенного на картинах; развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи.
-
Тема матери в поэзии Н.А. Некрасова 2012
Цель урока, посвященного поэзии Н.А. Некрасова, – приучать детей к осмысленному прочтению стихотворений и историй их появлений. Затрагиваются воспоминания Некрасова о матери, современников.
-
"Поэт божьей милостью". Судьба и стихи К.Бальмонта 2012
Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством К.Бальмонта. Читают стихотворения поэта. Анализируют смысл, настроение и образный язык лирики поэта.
-
Мир парадоксов и абсурда (по книге "Алиса в стране чудес") 2012
Книга «Алиса в стране чудес» завоевала любовь многих сердец – и взрослых, и детских. В настоящее время интерес к сказке не исчезает, наоборот, возрастает. Так почему же «Алиса в стране чудес» завоевала такую любовь среди читателей?
-
Урок-суд над Раскольниковым. По роману Ф.М. Достоевского. 10-й класс 2012
На уроке закрепляются навыки анализа художественного текста, развивается логическое мышление и связанная речь, воспитывается нравственная личность, осознающая ответственность перед законом.
-
Урок-проект по сказке О.Уайльда "Мальчик-звезда". Тема: "Что может нести людям красота?" 2012
Анализируя сказку, учащиеся учатся слушать и слышать друг друга. Результат – альбом с собранным на уроке материалом: рассуждения, иллюстрации, обобщающие таблицы.
-
Урок-исследование "Скажи, не знаешь ли аула Бастунджи?" (Старинные горские адаты и фольклор горцев Северного Кавказа в произведении М.Ю. Лермонтова "Аул Бастунджи") 2012
Совершенствование исследовательской деятельности возможно на уроках литературы. Анализ произведения учит определять авторскую позицию. Во многих произведениях М.Ю. Лермонтов обращается к фольклору горцев Северного Кавказа. Большое внимание писатель уделяет описанию природы Пятигорска и его окрестностей, так полюбившихся поэту.
-
Урок-экскурсия "Писатели Геленджика". 9-й класс 2012
Урок-экскурсия построен на основе интерактивного литературного путеводителя об истории курорта, о писателях, посетивших Геленджик в разное время, рассказывается о библиотеках, литературных объединениях, Всероссийском конкурсе-фестивале детского литературного творчества "Дети и книга".
-
Сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А.А. Блока и И.Северянина "Моя Россия" 2012
В статье дана сравнительная литературоведческая и лингвистическая характеристика стихотворений А.А. Блока «Россия» («Опять, как в годы золотые…») и И.Северянина «Моя Россия» («Моя безбожная Россия…»). Стихотворения Блока и Северянина объединяет слово «Россия», указывающее на общность темы, но идею и содержание каждый поэт понимает по-своему, Личность поэта и отношение к окружающей действительности определяет основную мысль.
-
Урок древнерусской литературы в 6-м классе "Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим" 2012
Цель урока: знакомство с литературными произведениями, созданными в первой половине XV века при новгородском епископе Евфимии II, в которых воскрешается история Великого Новгорода.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы 2012
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях" использует технологию проблемного обучения. Цель урока: обобщение изученного материала о бессоюзных сложных предложениях; совершенствование умений сравнивать и делать выводы по изученному материалу; развитие навыков пунктуационного анализа. В приложении представлены задания с фрагментами проблемных ситуаций на уроках русского языка в 7-м классе.
-
Жизнь и творчество А.И. Солженицына 2012
Представлена работа, посвященная жизни и творчеству А.И. Солженицына – фигуры, несомненно, культовой для реабилитационного периода новейшей русской литературы, лауреата Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, с которой писатель следовал непреложным традициям русской литературы». Для Солженицына характерно внимание к богатствам русского языка, использование редких слов.