Урок литературы в 8-м классе в формате ЕГЭ. Раздумья над строками. "Нравственные уроки рассказа Е.Габовой "Не пускайте Рыжую на озеро"

Разделы: Литература


Цель учителя: создать условия для анализа рассказа Е.В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», выстроить диалог с писателем на основе художественного текста, помочь учащимся осмыслить поступки подростков и извлечь нравственные уроки из произведения через реализацию целей учащихся.

Ход урока

I. Постановка целей урока.

Учашиеся формулируют цель своей деятельности на уроке.

II. Вступительное слово учителя.

Елена Васильевна Габова (Столповская)

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России. Её творчество широко известно в России, многие произведения переведены на английский, немецкий, украинский, финский, японский, венгерский, норвежский языки.

Родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре.

Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии.

  • Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Сыктывкаре, Японии.
  • За рассказы и повести для детей удостоена звания лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературы.
  • Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборники повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям.

Чем интересен рассказ Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро?»

III. Работа в группах.

Мы не будем выносить кому-либо обвинительный приговор. Наша задача-задуматься вместе с автором произведения над проблемами, поднятыми в рассказе и путями их решения.

Предмет исследования- рассказ Е.В. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».

Объекты исследования:

  • Группа 1. Основные проблемы рассказа.
  • Группа 2. Позиция автора
  • Группа 3. Своя позиция – отношение к проблемам, поднятым в рассказе.

Рабочие лист групп – Приложение 2.

Что необходимо помнить, оформляя устное или письменное рассуждение на литературную тему?

Выступление группы 1. Задание А.

  • Согласны ли вы с выступлением группы?
  • Возможно автор поднимает в рассказе и другие проблемы?
  • Почему эти проблемы возникают?

Выступление группы 2. Задание А.

«Некрасивая девочка Лида»
И пусть черты её нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье,
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если так, то что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий. 

Обсуждение выступления.

Выступление группы 3.

Демонстрация краеведческих материалов. Ученица Боготольской школы Татьяна Дорошенко (Ворожцова) – заслуженная артистка России.

Обсуждение выступления.

Выступление группы 3.

Работа со схемой.

«Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти».
Оноре де Бальзак

Вернитесь ещё раз к проблеме, сформулируйте вывод.

Какие пути решения проблем, поднятых Еленой Габовой в рассказе «Не пускайте Рыжую на озеро», вы видите?

Кто спасёт нас от душевной чёрствости?

IV. Составление «Словаря добра».

Нравственность – …

Милосердие – …

Совесть – …

Нравственность – моральные качества человека.

Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

V. Чему вы сегодня научились?

Какие нравственные уроки извлекли для себя?

Оцените работу своей группы

VI. Домашее задание:

Напишите сочинение-рассуждение по рассказу Елены Габовой «Человеком надо быть всегда».

Презентация.