Интегрированный урок по истории и литературе по теме «4 ноября – День Единства» вызвал интерес в силу своей актуальности в условиях становления правового государства и повышения роли и значимости толерантности и патриотических чувств. Данная работа позволяет сформулировать основные элементы правовой культуры человека, способствует социализации.
Целью исследовательской работы является формирование осознанного восприятия исторического и гражданского содержания Дня единства, празднуемого 4 ноября, удовлетворение интереса к правовым и общечеловеческим явлениям, которые в теоретизированной форме изучаются в рамках курсов обществознание, история и литература.
Проблемно-познавательный подход, лежащий в основе данного интегрированного урока, способствует углублению и обобщению знаний. Практико-ориентировочный метод помогает связать изученный теоретический материал с реалиями современной жизни.
Урок является ярким примером возможных полидисциплинарных связей в учебном процессе. Подобный подход в работе обладает новизной и мотивирует познавательный интерес учащихся.
Задачи урока:
- формировать гражданское самосознание, патриотизм, нравственные и культурные ценности;
- способствовать социализации личности учащихся;
- формировать практические навыки применения таких ключевых понятий как патриотизм, толерантность, сострадание, единство.
Одновременно формируются навыки работы и анализа литературного произведения, умения сопоставления фактов и явлений.
Вопросы и задачи, выдвинутые на уроке, помогают определиться с будущим видом деятельности в зависимости от интересов, способностей и последующих жизненных планов.
На уроке затрагиваются как вопрос исторического пути развития и взаимоотношения народов России, так и вопрос морально-нравственных основ данного взаимоотношения.
Через какие трудности и проблемы пришлось пройти российскому народу, как в трудные времена трагедий проявлялись общечеловеческие качества, каковы морально-нравственные приоритеты российского народа – все эти вопросы находят интересные и, самое главное, обоснованные ответы в рамках урока.
Выводы, сделанные в рамках урока, способствуют расширению знаниевых основ правового образования и морально-нравственного воспитания.
Оборудование:
- Эпиграф «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!» (Н. Некрасов);
- Слайд-программа.
Ход урока
Страница 1 (историческая)
Учитель истории: 4 ноября 2005 года впервые в России праздновался «День единства». Сегодня мы собрались, чтобы поговорить и увидеть суть и идейное содержание этого праздника. Какую цель преследовало правительство, официально утверждая этот праздник.
Т. Маколей сказал: «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами». Цель этого праздничного дня – желание еще раз обратить внимание на то, что сила государства в сплоченности, единстве всего многонационального народа. Все беды и невзгоды можно преодолеть сообща. И только в одиночестве мы бессильны и уязвимы.
Почему 4 ноября? В начале 17 века Россия была на грани уничтожения: с севера двигались войска Швеции, Польша заняла западные земли и подошла к Москве.
Последний царь из династии Рюриковичей умер. Бояре пригласили на престол Владислава Сигизмундовича, цесаревича польского.
Русь стояла на грани потери государственности и самостоятельности.
Ученики (выступление сопровождается слайдовой программой): Страшное время пришло для Руси, ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем, потому что тогда на русской земле была такая беда, какой не было от начала мира. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Нужно было дать толчок патриотическому движению.
Стоит в Москве, возле храма Василия Блаженного, на постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу. Другой, стоя перед ним с простёртой рукой, вручает ему тяжёлый меч. Так и застыли они в этих позах навечно – нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский. Создал этот первый памятник в Москве, установленный в 1818 г., скульптор Иван Петрович Мартос. На гранитном постаменте бронзовыми буквами начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что им благодарна Россия? Что они сделали, чтобы остаться в памяти народной? Кто эти люди, которые явились способными пожертвовать собой для блага Отечества?
Говорят, что истинная любовь к Отечеству, к своей Родине проявляется во время тяжёлых испытаний. Это время настало для России
В городе Нижний Новгород зазвонили в большой колокол, и весь народ собрался в главную церковь Святого Спаса Вышел на паперть торговец Кузьма Минин, избранный земским старостой, и начал говорить
Речь Кузьмы Минина
«Не за свой город, не за Нижний один, а за всё государство Московское подымать надо ополчение. Неужто бесчинству да насилию и копна нет? Неужто у народа русского ни силы, ни управы нет на врагов? Граждане новгородские! Православные люди! Опомниться надо, начинать надо великое земское дело. По всем городам собирать ополчение дворян, по деревням и городам собирать простых ратных людей. И пойдёт о нас добрая слава, и в других городах народ подымется! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём нашу веру и нашу землю. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско. Рухлядишку свою жaлеем, a землю родную не пожaлеем? Жизнь свою отдадим. Поищем человека, который встал бы честно и храбро за родную землю. Тогда и другие города все соединятся c нами, и, Бог даст, мы прогоним врагов».
Единственной силой, способной спасти страну, был народ. Благодаря православной церкви дух народа небыл сломлен. Из Троицкого монастыря рассыпались грамоты o единении во имя защиты православной веры и Отечества. Передовые сыны Отечества встали на защиту страны. Их духовным вождём стал патриарх Гермоген.
ПАТРИАРХ ЕРМОГЕН
Пастыря доброго вспомни; Россия:
Был он спаситель, молитвенник твой;
Вспомни труды и заботы святые,
Подвиг великий, бесценный, златой.
Страж Православный, Божий служитель,
Сам Патриарх Русь святую спасал;
Русских исконных начал охранитель,
Твердо за царский престол он стоял.
Видел святитель беду, Богом данную,
Горько скорбел и болел за народ,
Звал всех бороться за Русь Православную,
Смело идти на поляков в поход...
Славен, велик Патриарх Ермоген!
Память в народе о нём нерушима.
Пусть же от смут и несчастных бремён
Русь Православная будет хранима
B составе войск, сражавшихся с интервентами, находилось около 20 тысяч марийцев и «казанцев», т.е. нерусских народов Среднего Поволжья.
Вот здесь, на берегах родной реки,
Сбирал Пожарский с Мининым полки.
Мы – русские, марийцы, чуваши,
И, как один, мы клятву дали ей,
Что не дадим панам Москвы своей.
B воскресенье 1 ноября (по старому стилю) народ радостно приветствовал отряды Второго ополчения, сдержавшего клятву биться до смерти за стольный град России.
Страница 2 (патриотическая)
Учитель литературы: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Благодарная за высшее проявление патриотизма, обеспечившее спасение Отечества.
Ученики: В словаре Даля понятие «патриот» – это человек, любящий Родину, радеющий о ее благе и чести.
В словаре Ушакова – это человек, готовый на жертвы и совершающий подвиг во имя интересов своей страны.
-
«Счастлив тот, кто в состоянии принести жертву своей Родине, он имеет право на уважение и почет своих соотечественников.» (Муравьев-Апостол)
-
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез. -
«Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.» (Б. Шоу)
-
«Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.» (Д. Байрон)
-
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
B слезах от счастья отстою!
Б. Пастернак -
«Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная.» (Ж. Ренар)
-
Тебе, Россия, сердцем предан,
Живу всю жизнь твоей судьбой.
C тобою вместе шли к победам
И не склонились пред бедой.
B. Харитонов
Страница 3
Учитель истории: Как много трагичных и драматичных страниц после Смутного времени было в российской истории, когда, казалось бы, враг неодолим, беда неминуема, но безграничная любовь к Отечеству творила чудеса.
Ученик:
Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог?
(А.С. Пушкин)
Учитель: Отечественная война 1812 года – великий подвиг народа, защищавшего свою независимость. В разгроме врагов – французов участвовало Казанское ополчение, вошедшее в состав 3-го округа ополчений.
Ученик: «Множество народа, – пишет современник, – из городов и деревень, русских, татар, чуваш, черемис, мордвы, вотяков, разных чиновников и других стекались к сему дню в Казань. Кричали «Ура!». Обнимали и целовали друг друга. Русские, татары и прочие – все были тут братья».
Учитель: «Военный гений наций – патриотизм, любовь к отечеству.» (Г. Лихтенберг)
Именно этот «военный гений» спас Россию в 1941-1945 годах.
Ученик:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
C фашистской силой тёмною,
C проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идёт война народная,
Священная война.
И. Елизарьев «Россия»
На самом большом континенте
Стоит больше тысячи лет
Россия – моё вдохновенье,
Мой яркий, немеркнущий свет.
Немало есть стран и народов
C наивно-завидной судьбой,
Но связан я нитью особой,
Россия, навеки c тобой.
B. Петраш
Мы Родину себе не выбираем,
Она у нас у каждого одна.
Лишь для неё живём и умираем,
A если нет, то грош нам всeм ценa.
Она одна и в праздники, и в будни,
Она одна – и нет её родней,
И если нам бывает в жизни трудно,
То ей тогда во много раз трудней.
Учитель: Вся Россия переживает и сострадает, если происходит трагедия у того или иного народа. Официально утвержденный День единства свидетельствует о том, что пришло осознание необходимости объединения усилий. Пришло понимание того, что беда каждого – беда общая. И мы, граждане России, сильны единством и общей целью: благополучие народа. «Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне – к остальному экипажу... благополучное плавание – цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности» (Аристотель). Вечер заканчивается вручением паспортов детям.