Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты стихотворений поэта

Разделы: Литература


Оборудование урока:

  • распечатанные тексты стихотворений А.С. Пушкина,
  • таблицы для заполнения,
  • портреты дам - адресатов лирики поэта (лучше, если печатные репродукции картин и акварелей, это позволит создать мини-галерею),
  • записи романсов.

Цели:

  • расширить и углубить знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина;
  • вызвать интерес к слову художественного произведения, помочь учащимся понять всю сложность переживаний, все богатство чувств поэта;
  • учить интерпретировать, чувствовать поэтическое слово;
  • развивать устную и письменную речь, работать над обогащением словарного запаса;
  • воспитывать эстетическое восприятие учащихся посредством разных видов искусства.

I. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.

Звучит романс Глинки М.И. "Я помню чудное мгновенье:"

- Удивительный романс Михаила Ивановича Глинки на стихи Александра Сергеевича Пушкина переносит нас в галантный золотой век. Время литературных кружков, рукописных журналов, балов с их вальсами и мазурками. Время, когда даже студенты обращались друг к другу на "Вы". Время благородных порывов, восторженных слов, возвышенной любви:Время, подарившее миру гений Пушкина:

Александр Сергеевич был натурой увлекающейся и влюбчивой. На протяжении своей жизни он был знаком со многими женщинами. С одними дружил, откровенничал, делился горестями и заботами, восхищался талантом и красотой других, или же был влюблён до беспамятства, ухаживал, сватался. Но неизменно свои чувства воплощал в стихах, очень трепетных и лиричных.

Сегодня мы познакомимся с шедеврами любовной пушкинской лирики, с теми дамами, которым были адресованы эти стихотворения. По ходу урока вы будете заполнять таблицу (Приложение).

II. Работа по теме урока.

Одно из первых серьёзных увлечений Пушкина произошло во время его учёбы в Лицее. Екатерина Павловна Бакунина, (демонстрируется портрет работы Соколова П.Ф., 1830) сестра лицейского товарища Пушкина, жила с матерью в Царском Селе, где находился Лицей. В 1815 году в своём дневнике 16-летний поэт напишет о долгих часах ожидания встречи и мимолётном свидании с Бакуниной.

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,
Отрадой тихою, восторгом упивался:
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!..

Это о ней вспоминал С. Комовский: "Прелестное лицо сё, дивный стан и очаровательное обращение производили всеобщий восторг во всей лицейской молодежи". А. Пушкин неоднократно возвращался в стихах к своему первому чувству. Образ "милой Бакуниной" вдохновлял его. Вот строки, не вошедшие в окончательный вариант "Евгения Онегина":

В те дни ... в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал её следов,
О ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал. . .

Чувство к Бакуниной оказалось источником многих чудесных стихов Пушкина, некоторые из них были положены на музыку и стали известными романсами. Исследователи насчитывают до двадцати двух пушкинских стихотворений, в которых в той или иной степени содержатся отголоски увлечения Бакуниной. Впоследствии Пушкин, уже женатый, станет гостем на свадьбе Екатерины Бакуниной, художницы и фрейлины императрицы. Многие художники старались запечатлеть красоту этой женщины. Известны рисунок О. Кипренского, два акварельных портрета П. Соколова. Есть основания предполагать, что Екатерина Павловна изображена и на одной из акварелей К. Брюллова. На всех этих портретах нежно и кротко смотрят ее глаза, обаяния женственности исполнен весь ее облик. "Как она мила" - эти пушкинские слова как нельзя более точно передают свойство ее красоты.

В 1823 году в Одессе, находясь в южной ссылке, Александр Сергеевич знакомится с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, женой генерала Воронцова. Она произвела на него большое впечатление. "Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто такой мягкою, очаровательною, женственною грацией, такой приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что многие без памяти влюблялись в неё".

(Демонстрируются портреты работы Тельчер Ж.Э, Хейтера Джорджа, 1832, Томаса Лоуренса, Соколова П.Ф., 1823)

Одним из шедевров живописи является портрет Е.К.Воронцовой, написанный Соколовым П.Ф. Знаменитую петербургскую красавицу писали многие художники, но никто не изобразил ее такой очаровательной и женственной. В этом портрете Соколов выявил все возможности акварели. Объемы лица он моделирует мелкими плотными мазочками, одежду пишет свободно прозрачной акварелью. Художник использует в изображении поверхность белой бумаги, создавая воздушный фон при помощи легкой акварельной заливки. Портрет Воронцовой восхищает совершенством филигранной отделки, изысканностью тонких цветовых сочетаний.

Пушкина постоянно охватывала ревность. Воронцовой посвящён целый цикл стихотворений, отражающих характер сложных и мучительных переживаний. Когда Пушкину предстоит отъезд в ссылку в Михайловское, Воронцова дарит ему свой портрет в золотом медальоне и кольцо-талисман. Это кольцо Пушкин бережно хранил, к нему обращал строки:

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья;
Ты в день печали был мне дан:

Высланный из Одессы Александр Сергеевич, находясь в Михайловском, с нетерпением ожидал писем от Елизаветы Ксаверьевны. Получая их, он читал эти письма, а затем сжигал. Эти моменты нашли отражение в стихотворении "Сожжённое письмо", написанном в 1825 году. (Читает подготовленный учащийся)

- Как вы думаете, почему повторяется слово "прощай"?

- Какое состояние вызывает у поэта решение сжечь письмо?

- Пламя названо "жадным", а пепел и дым "лёгкими". Почему?

- Почему в начале стихотворения душа поэта "ничему не внемлет", а в конце грудь его "стеснилась"?

А.С. Пушкин тяжело переживал всю тяжесть разлуки, а новое несправедливое изгнание в глухую деревню болезненно воспринималось им. Но постепенно он стал привыкать к уединённой жизни в Михайловском, воспринял литературу как самое серьёзное дело своей жизни. У соседей в селе Тригорском он встречает Анну Петровну Керн. (Демонстрируются портреты Анны Керн работы Ивана Жерена, А. Арефьева-Богаева, неизвестного художника, 1830-е гг.) Это была уже вторая их встреча. Впервые они увидели друг друга в 1819 году в Петербурге в доме Олениных. Тогда Анне было 19 лет, и она была женой 52-летнего генерала Керна. Прекрасная дама произвела на поэта большое впечатление. Сейчас же, в Тригорском, Анна находилась в гостях у своей тётки Прасковьи Осиповой. Опасаясь взаимно вспыхнувшей между Пушкиным и Керн страсти, Прасковья Александровна увозит Анну из Тригорского. На прощанье поэт дарит Анне Керн отпечатанную первую главу "Евгения Онегина" и листок со стихами, спрятанный в книге. Это было стихотворение-впечатление о незабываемых встречах "Я помню чудное мгновенье:" ("К***").

(Самостоятельное чтение учащимися).

- Ответьте, какие силы в стихотворении противостоят любви?

- Зачем в стихотворении даны повторы?

- Первое или второе явление "гения чистой красоты" вызывает более сильный отклик в душе поэта?

- Как следует читать это стихотворение? Какие настроения сменяют друг друга? Давайте попробуем прочитать так, чтобы каждое из этих стихотворений прозвучало.

(Выразительное чтение учащимися)

Одним из самых тяжёлых для Пушкина был 1828 год. За ним установлен секретный надзор. Любовная лирика, заглушённая тяжёлыми переживаниями, вновь вступает в свои права, но какая это грустная лирика! К 1828 году относится несколько стихотворений, посвящённых Аннет Олениной, - "Ты и вы", "Её глаза". (Демонстрируются портреты работы Кипренского О.А., 1828, Гагарина Г.Г.) Одна из первых красавиц императорского двора, небольшого роста, миниатюрная, с золотисто-русыми кудрями и необыкновенными глазами: В неё Пушкин был влюблён, сватался, но отец Олениной, один из образованнейших людей своего времени, почётный председатель Академии художеств, директор Публичной библиотеки, отказал опальному поэту. Да и Аннет не любила Пушкина:

(Учащиеся самостоятельно знакомятся со стихотворениями "Ты и вы", "Её глаза").

Исследователи считают, что в стихотворении "Не пой, красавица, при мне:" слышен отголосок воспоминаний о другой светлой любви Александра Сергеевича - Марии Николаевне Раевской.

Послушайте романс Рахманинова С.В. на эти стихи Пушкина - "Не пой, красавица, при мне:"

(Портрет работы Соколова П.Ф., 1826).

С Раевской Пушкин познакомился в далёком 1820 году на Кавказе, где он, находясь в ссылке, путешествовал с семьёй генерала Раевского. Это были счастливейшие дни в жизни Пушкина. Ставшая впоследствии Волконской, Мария разделила судьбу мужа-декабриста и провела 30 лет в Сибири. Вспоминая о прошлом, Пушкин посвятил ей стихотворение "На холмах Грузии:", написанное в 1829 году. Стихотворение получилось удивительно цельное и стройное, говорящее о продолжающейся любви, полное восхищения самоотверженным подвигом любимой. Волконской передали это стихотворение в Сибирь, но было указано, что оно обращено к Натали Гончаровой, невесте поэта. Мария Волконская так и не узнала истины, и её отзывы об этом стихотворении содержат оттенок скрытой грусти. (Чтение подготовленным учащимся)

Конец 1829 года в лирике Пушкина был ознаменован созданием двух стихотворений о любви, столь совершенных, что их одних было бы достаточно для признания их автора великим поэтом.

Это стихотворения "Я вас любил:" и "Что в имени тебе моём:"

Оба они относятся к Каролине Собаньской (правда, адресность одного из них - "Я вас любил:" - некоторые исследователи определяют к Аннет Олениной). С красивой полькой Каролиной Пушкин познакомился в Одессе в период южной ссылки и вновь встретился после долгого перерыва в Петербурге.

(Чтение учителем стихотворения "Я вас любил:")

- Каким словом можно определить настроение этого стихотворения?

- Каково внутреннее состояние автора в последних строках?

- Почему трижды повторяется "Я вас любил"?

- Зачем звучат вводные слова "быть может"?

- Что заставляет героя нарушить безмолвие его любви?

- Каким предстаёт поэт в этом стихотворении?

("Что в имени тебе моём:" читает подготовленный учащийся)

Но самой прекрасной и самой трагичной была любовь Александра Сергеевича к Наталье Николаевне Гончаровой. Красоту ее Д. Ф. Фикельмон называла "поэтической", проникающей до самого сердца. Тонкий, "воздушный" портрет Н. Пушкиной работы А. П. Брюллова передает юную прелесть облика Натали.

По шутливому признанию самого поэта, это была его сто тринадцатая любовь. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были ещё той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. Бурно прожита молодость, настала пора зрелости. Жажда личного семейного счастья, стремление любить и быть любимым - вот какие чувства владеют им в 1828-1830 годах.

Он познакомился с Натали Гончаровой в декабре 1828 года, в апреле 1829 года сделал предложение. Мучаясь ожиданием ответа, Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений, ищет смерти. Весной 1830 года повторяет своё предложение. История сватовства, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой. "Чёрт меня догадал бредить о счастье, как будто я для него создан", - с горечью написал Пушкин другу.

И только в феврале 1831 года Пушкин и Натали обвенчались. В честь своей молодой жены поэт создаёт сонет "Мадонна". Шесть лучших лет, четверо детей - итог этого союза.

(Чтение подготовленным учащимся стихотворения "Мадонна").

Наталья Николаевна была музой не только поэта, но и художников. (Демонстрируются портреты работы А.П. Брюллова, 1831-1832, В.Гау, 1841, 1842-1843). При жизни Александра Сергеевича был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его - Александр Брюллов - смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет). Все последующие акварельные ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества. Портрет, исполненный по заказу Пушкина в1832 году А. Брюлловым. Тонкий, "воздушный" акварельный портрет передает юную прелесть жены поэта. Наталия Николаевна в открытом бальном платье. Темно-русые волосы причесаны по моде, красивые светло-карие глаза немного косят, на лбу нитка жемчуга с подвеской, в ушах длинные серьги. Этот портрет - одно из прекраснейших произведений русской графики первой половины девятнадцатого века.

- Вглядитесь в эти лица на портретах. Что можно сказать о внутреннем мире каждой героини, её характере, душевных качествах?

Нередко художественные полотна становились источником вдохновения поэтов и писателей. Сегодня мы познакомимся именно с такими произведениями. Написаны они в другое, не в пушкинское время, и дамы на картинах (демонстрируются портреты кисти Рокотова Ф.С. и Боровиковского В.Л.) из другой эпохи. Подумайте, что объединяет их с увиденным и услышанным сегодня на уроке.

(Чтение учителем)

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
(Н.А. Заболоцкий)

- Чем примечательна первая строфа стихотворения? К кому обращается поэт? Какие чувства передает?

- К кому обращается поэт во второй строфе: "Ты помнишь, как из тьмы былого:"?

- Удалось ли поэту раскрыть замысел художника?

- "Ты помнишь, как из тьмы былого:" Как вы понимаете эту строчку?

Портрет написан давно (1772 г.) - он как бы выплывает "из тьмы былого". На фоне "тьмы былого", как призрачное видение ("едва закутана в атлас"), проступает образ молодой женщины. По мнению Заболоцкого, загадкой в портрете Струйской являются глаза.

- Какие средства выразительности использует поэт, описывая глаза героини? (метафоры: "мглу неудач", "безумной нежности припадок", полутона: "полуулыбка", "полуплач", "полувосторг", "полуиспуг").

- Что означает приставка полу-? (незаметный переход из одного состояния в другое, усиливает ощущение загадочности взгляда, передает богатство духовного мира героини).

- Какое лексическое сходство существует между словами тумана - обмана? (туман - тот же оптический обман: предметы видны неясно, неотчетливо).

- Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? (образ вечной красоты помогает поэту подняться над суетой, преодолеть трудности)

В 1885 году Яков Петрович Полонский написал стихотворение по впечатлению от портрета Лопухиной кисти Боровиковского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

- Какие детали позволяют создать поэтический портрет?

- Удается ли автору воссоздать живописный портрет?

- Может ли читатель представить, о каком именно портрете идет речь? Благодаря чему?

- О чем размышляет поэт? В чём, по его мнению, заключается высокое призвание искусства?

- Что же объединяет стихотворения Николая Заболоцкого и Якова Полонского с темой нашего урока?

- Действительно, женская красота во все времена вдохновляла поэтов и художников. Они создавали свои шедевры, уча любить и прощать, напоминая современникам и потомкам о непреходящей ценности красоты, гармонии, о спасительной силе искусства.

- Заключительным аккордом наших занятий станет ваша творческая работа - мини-сочинение "Портрет дамы пушкинской эпохи". Напишите, какой портрет привлёк ваше особое внимание, чем покорила вас внешность женщины, изображённой на нем. Будет замечательно, если вы используете полученную на уроке информацию о героине, строки Александра Сергеевича Пушкина, обращённые к ней.

III. Самостоятельная работа учащихся.

- Пушкин вошёл в русскую культуру не только как Поэт, но и как гениальный мастер жизни, человек, которому был дан неслыханный дар - быть счастливым даже в самых трагических обстоятельствах. Он любил и был любимым. Самые красивые, образованные, аристократичные дамы были возлюбленными небогатого и опального поэта. Но их имена до сих пор на слуху лишь потому, что их обессмертил гений Пушкина в шедеврах поэзии, а мастерство живописцев сохранило для нас красоту героинь лирики поэта.