Цели урока:
- пробуждение интереса и любви к устному народному творчеству;
- закрепление, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе изучения нового материала;
- развитие познавательных, интеллектуальных, умственных, творческих и мыслительных способностей, логического мышления;
- расширение кругозора, формирование устойчивого интереса и любви к литературе, как одному из важнейших учебных предметов.
Оборудование. Класс оформлен иллюстрациями к сказкам, организована выставка рисунков учащихся «Лукоморье», выставка поделок «Левша», раздаточный материал, ножницы, цветная бумага, альбомные листы.
– Добрый день, ребята! Сегодня Вы станете
участниками и свидетелями сказочного КВНа. В
классе две команды. Они изъявили желание
«скрестить шпаги» на турнире знатоков сказок.
Давайте познакомимся с членами команд и их
капитанами.
Настало время познакомиться с жюри.
Председатель жюри – ...
Члены жюри – ...
Познакомьтесь с правилами проведения КВНа.
Итак, КВН знатоков сказок начинается.
Первый конкурс: «Дальше... дальше... дальше»
В течение одной минуты каждая команда должна
ответить на большее число вопросов. Если они не
знают ответа, то говорят: «Дальше», и ведущий
задает очередной вопрос.
1. В какой сказке три собаки спасают жизнь
демобилизованному солдату? (Х-К. Андерсен
«Огниво»).
2. Как называется сказка о пользе коллективного
труда? («Репка»).
3. Из какого материала изготавливают солдат? (Из
олова).
4. Назовите пять представителей нечистой силы.
5. Как называется предмет, делающий человека
невидимым? (Шапка-невидимка).
6. Назовите должность Фрекен-Бок.
(Домоправительница)
7. Как зовут отца деревянного мальчика? (Карло).
8. Как зовут обладательницу хрустальных туфелек? (Золушка).
9. Герой какой сказки вырос в волчьей стае? (Маугли).
10. Назовите три сказки, где героем является Иван?
11. Назовите кличку кота, который боролся за мир? (Леопольд).
12. Какие чудеса были за морем в «Сказке о царе
Салтане»? (33 богатыря, царевна-лебедь, белка).
13. Каким способом передвигался кот в известной
сказке К. Чуковского «Тараканище»? (Задом
наперед).
14. Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле
Чудес? (Нисколько),
15. К какому слову Незнайка не смог подобрать
рифмы? (Щакля).
16. Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого? (Михайло
Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка).
17. Кто придумал родного брата Буратино-Пиноккио? (Карло
Коллоди).
18. Для какой героини Х.К. Андерсена цветок был
местом постоянного проживания? (Для
Дюймовочки)
19. Какой писатель заставил цвести подснежники в
феврале? (С.Я. Маршак).
20. Назовите любимое выражение Карлсона. (Дело
житейское).
21. Он, хоть ничего и не знал, но стал героем книги
Н. Носова. (Незнайка).
22. Как звали последнюю знакомую Колобка? (Лиса).
23. Где находится «Поле Чудес»? (В стране
Дураков).
24.Кто доставил доктору Айболиту телеграмму:
«Приезжайте, доктор, в Африку скорей. И спасите,
доктор, наших малышей!» (Вдруг откуда-то шакал
на кобыле прискакал).
Второй конкурс «Музей забытых вещей»
– А сейчас мы с Вами побываем в музее забытых вещей.
Каждой команде надо будет назвать произведение, автора, героя, которому принадлежат вещи, а также прочитать строчки, где идет речь об этих предметах.
- Мыло: «Да здравствует мыло душистое» (К. Чуковский, «Мойдодыр»)
- Перчатки: «Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки» (С.Я. Маршак, «Рассеянный»)
- Зеркало. «Свет мой, зеркальце, скажи» (А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне»)
- Ведро. «Прибыть на праздник не могу зпт. От меня сбежали брюки». (Грязнуля. К. Чуковский, «Мойдодыр»)
Третий конкурс «Удивительные превращения»
Члены команд должны вспомнить, в кого превращается:
– Женя Богорад из сказки Л. Лагина «Старик
Хоттабыч». (В старика).
– Чудище из сказки С. Аксакова «Аленький
цветочек». (В принца).
– Великан-людоед из сказки Ш. Перро «Кот в
сапогах». (Во льва, мышь).
– тыква из сказки «Золушка». (В карету).
Четвертый конкурс «Собери сказку»
Каждой команде раздается конверт, в котором лежат карточки с написанными буквами. Вам необходимо из этих букв собрать название сказки.
«Маленький Мук»
«Оловянный солдатик».
Пятый конкурс «Разгадай загадку»
Раздается стук в дверь, и на пороге появляется почтальон Печкин.
Печкин: Здравствуйте, ребята! Это я,
почтальон Печкин, А куда это я попал? В сказочную
страну?
Так, по адресу все точно (читает надпись на
конверте).
Куда: средняя школа №
Кому: Ученикам 5 класса, любителям сказок.
Обратный адрес: Баба-Яга.
Баба-Яга решила заняться самообразованием. Читать много стала а в свободное время даже стихи про любовь к Кощею Бессметному пописывает. Вот и решила она прислать каждой команде по 2 вопроса, а вы попробуйте отгадать.
Читает:
Работать у мела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла, и скатерти ткала,
шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла...
Кто мастерица эта была? (Василиса Прекрасная)Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)Вымолвил словечко –
покатилась печка.
Прямо из деревни
к царю да к царевне.
И за что, не знаю,
повезло лентяю. (Емеля)Колотил да колотил,
По тарелке носом,
Ничего не проглотил,
И остался с носом. (Журавль)
Шестой конкурс, конкурс зрителей
Печкин: Какие вы молодцы! А сейчас я вам хочу прочитать сказочное объявление из газеты «Волшебные новости»:
Предлагаю услуги:
работаю за семерых.
Умею:
запрягать лошадей,
варить кашу,
печь яйца,
нянчить детей,
закупать продукту,
топить печи.
– Кто дал это объявление? (Балда).
Устраню конкурента с помощью отравленного яблока. (Чернавка).
Седьмой конкурс «Типография»
Из букв р,о, л,н, а, с, к нужно составить сказочное слово. (Карлсон).
Восьмой конкурс «Сочиняем сказки сами»
Жили-были дед да баба. А была у них...
Нет, не курочка Ряба. А что в продолжении?!
Услышим.
Восьмой конкурс «С точки зрения закона»
– В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц, и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно. («Красная шапочка»)
– В какой сказке лицо, имеющие весьма дурную репутацию, по вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ и было разоблачено и жестоко наказано? («Волк и семеро козлят»).
– В какой сказке речь идет о некоем спортсмене, который, не имея достаточной физической подготовки, отправился на соревнования по бегу с препятствиями? Хитрость и незаурядная выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Но финал трагичен; проявив преступную самонадеянность и грубо нарушив правила техники безопасности, он гибнет. («Колобок»).
– В какой сказке должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способностям, каждому по труду» и присвоило заработную плату трудящегося. Последний учинил самосуд, причинив тяжкие телесные повреждения должностному лицу. Что это за произведение? Кто его автор? (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).
Девятый конкурс «Ателье Бабы-Яги»
Продемонстрировать и описать костюм сказочного героя.
Десятый конкурс. Домашнее задание
Инсценирование отрывка из русской сказки.
Одиннадцатый конкурс
– А какой же праздник без русской пляски! Звучит музыка. Представители из каждой команды исполняют русский народный танец.
Подведение итогов. Награждение