Цели:
- Обучающие
Оборудование: карандаши, фломастеры, клей, листы бумаги формата А4.
Образовательные технологии: технология «Творческая Мастерская», педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса (Е. Н. Ильин).
Литература:
- Амфилохиева М.В
Ход «Мастерской»
1 этап
Первый этап работы «Мастерской» мотивирует творческую деятельность каждого участника.
Предлагается на половине листа бумаги написать слово «дождь», добавить несколько слов-ассоциаций и нарисовать дождь. Затем листы в группе передаются по кругу, на них записываются слова – ассоциации к рисунку одноклассника, а потом листы возвращаются хозяевам. Рассматривается, что получилось.
Добавить несколько слов – ассоциаций или словосочетаний к словосочетанию «оренбургский дождь».
2 этап
Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа с поэтическим текстом.
Предлагается прослушать стихотворение оренбургского поэта В.И. Петрова «Оренбургский дождь» и, пока звучит текст, выписать на другой половинке листа запомнившуюся метафору. (Можно прочитать стихотворение дважды, с первого прочтения мало кто справляется с заданием)
Затем каждый рисует эту метафору.
Рысью коней растреноженных
Ветры вошли в Оренбург,
Сладить не в силах с прохожими,
Взъярились вдруг.
В гневе своем задыхаясь,
В свисте горластом, взахлеб,
Мусором, галькой швыряясь,
Бросились кони в галоп.
Друга, московского гостя,
Бить начинает дрожь:
«Что за стихия?» – «Не бойся.
Оренбургский дождь».
(В.И. Петров)
Метафора:
Рысью коней растреноженных
Ветры вошли в Оренбург…»
Из всех получившихся рисунков группа склеивает коллаж. «Вернисаж» можно разместить на стене, на доске или просто разложить по свободным столам. Главное – всем посмотреть, что получилось. Проводим мини-экскурсии по «картинной галерее».
3 этап
В ходе работы выписана метафора. Пишется новый текст. Каждый пишет свое. Результаты могут быть совершенно неожиданные и различные, но в этом и заключается смысл. Каждый человек индивидуальность, одна и та же информация вызывает разный отклик, разное понимание.
Предлагаю написать несколько слов о метафоре В. И. Петрова, как она строится. (Этот этап вызывает затруднение, но все пишут – кто – удачно, кто не очень).
4 этап
При чтении получившихся анализов лирических произведений идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.
Раздать тексты стихотворений других поэтов об оренбургском дожде. По одному стихотворению на группу, потому что работать на слух очень трудно. Ребята письменно анализируют предложенные тексты, находят в них изобразительно – художественные средства, делают сравнительный анализ. После написания зачитывают друг другу получившиеся анализы лирических произведений.
5 этап
Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, художественные тексты, позволяющие ответить на возникшие вопросы.
Ребята пишут мини-сочинения о творчестве оренбургского поэта В.И. Петрова, используя принцип работы над коллажем – на основе выписок, сделанных в течение урока.
2. Рефлексия
- Что было важно в сегодняшней встрече?
- Какие этапы «Мастерской» особенно понравились, запомнились?
- Что вам более всего удалось во время работы, какие виды деятельности были выполнены успешно?
- О чем пришлось задуматься?
- Какие вопросы и пожелания себе, другим ученикам, учителю появились у вас?
3. Домашнее задание (творческое)
Выполнить презентацию в программе Pover Point по теме: «Оренбургский дождь».
Творческие работы учащихся
Дождь в Оренбурге – красота!
Лишь избранный поймет.
Понять ты сможешь лишь тогда,
Как дождик к нам придет.
Услышать, полюбить, узнать
Все капли до одной.
И мы хотим дождя опять,
Он нас всегда поймет.Бывает, выйдешь на крыльцо,
Дождь тебе стучит в лицо,
С неба падают дождинки,
Словно мокрые слезинки.И будет лить он долго, звонко.
Он будет нагонять тоску.
И будут падать капли громко,
Несущие с собой беду.