Цели урока: обобщение и систематизация знаний по литературе, развитие творческих способностей учащихся, развитие письменной и устной речи.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем урок в форме конкурса. Вы здесь сможете проявить свои знания, эрудицию, фантазию, творческие способности. Конкурс состоит из 8 этапов.
Итак, первый этап - название команды, девиз (за 2 мин придумать название и девиз, связанные с литературными произведениями).
Второй этап. Разминка (вопросы по повести И.С.Тургенева "Ася")
- Что занимало исключительно господина Н.Н в начале путешествия?
- На каком празднике встретились господин Н.Н и Гагины
- Кто это? О ком герое идет речь? "Быть художником.: Без горького, постоянного труда не бывает художников, а трудимым ты не будешь"
- С кем особенно хорошо сложились отношения у Аси?
- С какими героями сравнивает Гагин Асю?
- "Завтра я буду счастлив:" А есть ли у счастья, по мнению автора, завтрашний день?
Пантомима (изобразить без слов сцену из изученных ранее произведений, а противоположная команда должна угадать из какого произведения этот эпизод)
Нахождение в тексте художественных приемов
А. Н.В.Гоголь
Тихо светит по всему миру: то месяц показался из - за горы.
Будто дамасскою дорогою и белою, как снег, кисеею покрыл он гористый берег
Днепра, и тень ушла еще далее в чащу сосен.
Посереди Днепра плыл дуб. Черные казацкие шапки набекрень, и под веслами, как будто от огнива огонь, летят брызги во все стороны.
Б. А.С.Пушкин
Сидя на своем месте за работой, она чувствовала его приближение, - подымала голову, смотрела на него с каждым днем все долее и долее. Молодой человек, казалось, был за то ей благодарен: она видела острым взором молодости, как быстрый румянец покрывал его бледные щеки всякий раз, когда взоры их встречались:
В. М.Ю.Лермонтов
Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно - синем своде. Тяжелые волны мерно и ровно катились одна за другой, едва приподымая одинокую лодку, причаленную к берегу.
Г. И.А.Гончаров
Нельзя записать тропического неба и чудес его, нельзя измерить этого необъятного ощущения, которому отдаешься с трепетной покорностью, как чувству любви. Плывите скорей сюда и скажите, как назвать этот нежный воздух, который, как теплые волны, омывает, нежит и лелеет вас, этот блеск неба в его фантастическом неописанной уборе, эти цвета, среди которых утопает вечернее солнце? Океан в золоте или золото в океане, багровый пламень, чистый, ясный, прозрачный, вечный...
Конкурс капитанов.
Определите автора и название произведения
- "Надобно знать, что вышеупомянутый идальго в часы досуга, - а досуг длился у него чуть ли не весь год, - отдавался чтению рыцарских романов с таким жанром и увлечением, что почти совсем забросил не только охоту, но даже свое хозяйство; и так далеко зашли его любознательность и его помешательство на этих книгах, что, дабы приобрести их, он продал несколько десятин пахотной земли:"
- "А вам хотелось бы укрыться от злоречья?
Положим, болтовню пустую смог пересечь я,
Отрекшись для того от преданных друзей, -
Но разве жизнь тогда не стала бы грустней?
А если б, вашему последовав совету,
Мы и отважились пойти на жертву эту,
Зловредным сплетникам заткнули б разве рты?
На свете нет лекарств противу клеветы.
Нам надо честно жить и презирать злословье,
А сплетники пускай болтают на здоровье" - "Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи"
- "Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит:" - "С этих пор как будто самое существование его сделалось как - то полнее, как будто бы он женился, как будто какой - то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один , а какая - то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, - и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу:"
Домашнее задание. Конкурс чтецов
Буриме. Сочинить стихотворение по опорным словам.
1 к: до завтра - до марта, зимы - мы
2 к: лето - где - то, теребить - быть
Сочинение письма. Вы прекрасно знаете эпилог повести "Ася" и Тургенева. Любовь у главных герое не сложилась. Я предлагаю написать письмо господина Н.Н к Асе и Аси к Н.Н
Заключение. Подведение итогов. Жюри проставляет баллы, объявляет победителя.