Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас…
А.С.Пушкин
Да, были люди в наше время
М.Ю.Лермонтов
Цели урока:
- познакомить учащихся с биографией М.И.Цветаевой;
- продолжить изучение темы героического прошлого России.
Оборудование: презентация биогрфии М.И.Цветаевой, портреты героев Отечественной войны 1812 года.
Ход урока
1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА. (На доске написаны слова.)
РОДИНА – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения кого-нибудь или чего-нибудь.
ПАТРИОТИЗМ - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
ЯМБ – двусложный размер, где ударение падает на четные слоги.
2. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Учитель. Добрый день! Я прочитаю вам стихотворение, назовите его автора и название. (Читаю стихотворение М.Цветаевой «Книги в красных переплетах»).
Учащиеся. М.И.Цветаева «Книги в красных переплетах».
Учитель. Сегодняшний урок посвящен стихотворению поэта ХХ века М.И.Цветаевой «Генералам двенадцатого года». (Прочитать стихотворение.) Ребята, на дом было дано задание подготовить биографию М.И.Цветаевой.
Учитель. Показывает презентацию биографии М.И.Цветаевой.
Учащийся. Рассказывает биографию.
Учитель. Мы познакомились с биографией поэта, кто хочет дополнить ответ. Кто желает прочитать наизусть это стихотворение?
Учащийся. Читает стихотворение.
3. РАЗБОР СТИХОТВОРЕНИЯ. (Беседа по вопросам.)
Учитель. Понравилось вам стихотворение? Ответьте, кому оно посвящено?
Учащиеся. Людям, офицерам, погибшим в войне с Наполеоном в 1812 году.
Учитель. Кто расскажет об этой войне.
Учащийся. Рассказывает о событиях Отечественной войны 1812 года.
Учитель. Почему она названа Отечественной?
Учащийся. Потому что против врага поднялся весь народ: и офицер-дворянин и крепостной крестьянин.
Учитель. Стихотворение посвящено событию, которое произошло более двухсот лет назад. Посмотрим на портреты участников этой войны. Что вы можете сказать об этих людях?
Учащиеся. Они молоды, красивы. У них много наград.
Учитель. Ребята, а почему эти люди молоды и уже генералы?
Учащиеся. Из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы знаем, что когда в дворянских семьях рождались мальчики, то их приписывали к какому-либо полку, и когда надо было идти служить, то они были уже в офицерских званиях. Именно поэтому они молоды и уже офицеры.
Учитель. Среди блистательной плеяды молодых, дерзких, отважных генералов Отечественной войны 1812 года, Александр Тучков- четвёртый занимает особое место. В 11 лет он был посвящён в офицерский чин. В 22 года уже стал полковником. Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков-четвертый погиб в Бородинской битве 26 августа 1812 года, на 35-м году от рождения своего... Его портрет один из наиболее запоминающихся в Военной галерее Зимнего Дворца. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Вероятно по желанию М.М. Тучковой, вдовы генерала, живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков бесспорно заслужил её своей геройской смертью на Бородинском поле. Однако самый лучший памятник Александру Тучкову воздвигла его вдова своей бессмертной и вечной любовью. Храм, выстроенный ею, до сих пор стоит на Бородинском поле. Александр Алексеевич Тучков происходит из старинного дворянского рода.
Учитель. Найдите в стихотворении строчки, в которых говорится о молодости этих людей.
Учащиеся.
…вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Учитель. Ребята, стихотворение написано в 1913 году и посвящено офицерам, погибшим в войне 1812 года, об этом говорит и название стихотворения. Это является и его темой. Тема стихотворения – память о людях, защищавших свою родину и отдавших за нее жизнь. Дети, а какова идея стихотворения?
Учащиеся. Через все стихотворение проходит чувство любви и восхищения поэта этими людьми, преклонение перед их мужеством. Марина Ивановна называет их «…молодыми генералами своих судеб». Они сами выбрали свой путь. Путь служения Отечеству.
Учитель. Скажите, а может быть что-нибудь выше этого выбора? Поэтому так и «пропитано» это стихотворение любовью поэта к этим людям.
Учитель. Стихотворение построено в форме обращения к людям, которые погибли, защищая родину. Найдите в стихотворении строчки с обращением к этим людям.
Учащиеся.
Вы чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса…И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты!
Минувших лет!
Учитель. Ребята, какой прием использует Марина Цветаева, создавая образ героев 1812 года? Почему?
Учащиеся. Сравнение. Она сравнивает шинели с парусами, чтобы передать их стремительный бег, вечную скачку, полет, летит на парусах.
Сравнение глаз с бриллиантами. Это глаза не только воина, но и красавца, который побеждает не только врагов, но и сердца женщин не только 19 века, но и сердце поэта.
Я видела, Тучков-Четвертый,
Ваш нежный лик.И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…
Этими сравнениями Марина Ивановна показывает их молодость и бесстрашие. Они летели по жизни, стремясь все увидеть, познать, испытать, ни на миг не останавливаясь.
Учитель. Найдите в тексте слова, подтверждающие это.
Учащиеся.
Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб…В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
Учитель. Найдите строчки, рисующие мужество, бесстрашие юных генералов.
Учащиеся.
Цари на каждом бранном поле…
Вам все вершины были малы…
Три сотни побеждали – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!Вы побеждали и любили…
Учитель. Каждое произведение имеет свою композицию, помогающую в раскрытии темы произведения, характеристике героев. Имеет свою композицию и это стихотворение. Она представляет собой неспешный рассказ о «генералах двенадцатого года». Стихотворение состоит из 12 строф. Каждая строфа добавляет новую грань к характеристике героев. Давайте проследим за этим.
Учащиеся. Читают и комментируют.
Учитель. М.Цветаева, создавая образ своих героев, соединяет два понятия: мира и войны. Для них жизнь не делится на военную и мирную. Для них все есть жизнь и в ней они «генералы своих судеб». Найдите в тексте цитаты, подтверждающие это.
Учащиеся.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.О, как, мне кажется, могли вы
Рукою полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие.
Учитель. Стихотворение посвящено подвигу молодых людей, отдавших свою жизнь ради спасения отечества, но, несмотря на это, стихотворение не звучит печально.
И весело переходили
В небытие.
Этому помогает и размер стихотворения, определите его?
Учащиеся. Двусложный размер, ямб.
Учитель. Дети, обратите внимание на звукопись стихотворения, передающую скорость летящих на лошадях офицеров, напоминающую звук летящей стрелы или свист ветра. Прослушаем еще раз стихотворение.
Учащийся. Читает стихотворение.
Учитель. А сейчас мы обобщим все сказанное на уроке.
Учащиеся. Ответы.
Учитель. Ребята, тема подвига и служения Отечеству занимает огромное место в русской литературе. Я принесла вам отрывок из фильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья», где звучит романс поэта ХХ века Булата Окуджавы. Обратите внимание, как схоже отношение М.Цветаевой и Б.Окуджавы к людям, посвятившим свою жизнь служению родине, как похожи образы, созданные ими. (Звучит песня.)
Учитель. Закончить этот урок мне хочется отрывком из фильма Э.Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», в котором звучит стихотворение М.Цветаевой «Генералам двенадцатого года».