"Тремолино" – песня ветра в треугольных парусах

Разделы: Литература


Пятый класс – это этап общего литературного образования. Именно на этом этапе предполагается освоение специфики литературы как полноценной части духовной культуры человечества.

В современных условиях школьного образования литература прежде всего выполняет важную функцию – воспитание духовно-нравственной личности.

Необходимо акцентировать внимание школьников на том, как перекликаются проблемы, события, тема художественного произведения с жизнью, важно приобщать учащихся к сотворчеству, к совместному поиску решения проблемы художественного произведения.

Используя исследовательский метод, проектный метод, обучение в сотрудничестве, учитель предлагает ученикам поразмышлять над прочитанным очерком Джозефа Конрада «Тремолино», извлечь из него нравственные уроки, которые помогают становлению и формированию личности. В ходе работе над очерком учащимся становится очевидным, что для Д.Конрада остаётся непоколебимым кодекс человеческого поведения: верность долгу и самому себе, мужество и героизм простых людей-тружеников. В очерке с особой силой звучит тема ответственности человека за свои поступки, глубокое сочувствие к человеку. Именно эти уроки извлекают учащиеся в ходе работы над очерком Д. Конрада «Тремолино».

Паспорт проектной работы. 

Тип проекта: комбинированный.

Цель проекта:

  • углубить знания о жанровых особенностях литературного очерка;
  • познакомиться с творчеством Д. Конрада.

Практическая цель:

  • стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся;
  • проникновение в художественный мир автора, воспевающего морскую стихию и нелёгкий труд моряков.

Педагогическая цель:

  • формирование у учащихся нравственных ценностей, нравственного эстетического идеала;
  • формирование личностных качеств: совместная работа в группах.

Вопросы проекта:

  1. Определить жанр произведения, указав его признаки.
  2. Как описывается «Тремолино» повествователем.
  3. Какое место занимает в произведении понятие чести («доброго имени»).

Необходимое оборудование:

а) интернет-ресурсы,
б) компьютеры,
в) интерактивная доска,
г) документ-камера,
д) справочная литература,
е) книги Д.Конрада.

Аннотация проекта:

1) Проект предназначен для учащихся 5-х классов.

2) Цель проекта:

  • привлечь учащихся к решению нравственно-эстетических проблем,
  • поставленных в произведении;
  • знакомство с жанровыми особенностями литературного очерка,
  • погружение в художественный мир Д. Конрада.

3) Работа над проектом развивает умение и качество, необходимые учащимся:

  • коммуникативные;
  • творчество и любознательность;
  • межличностное взаимодействие и сотрудничество;
  • умение ставить и решать проблемы;
  • умения с информацией и медиа-ресурсами.

Предполагаемый продукт:

  • памятка-рекомендация по написанию литературного очерка;
  • создание собственных очерков;
  • компьютерное рисование.

Этапы проекта:

  1. Постановка проблемы.
  2. Планирование деятельности по реализации проекта.
  3. Подготовка продукта.
  4. Презентация.
  5. Обобщение.
  6. Рефлексия.

Место проекта в учебном процессе: урок по учебному плану (90 мин – 2 урока).

Цель: создать условия для осознания учащимися морально-нравственных ценностей героев произведения, осмысление духовно-эстетического идеала писателя, обобщение знаний по творчеству Д. Конрада средствами новой технологии – методом проектной деятельности.

Задачи урока:

  • образовательная – познакомить учащихся с особенностями жанра очерка; способствовать формированию понятия образа-символа и эстетического идеала.
  • развивающая – создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.
  • воспитательная – способствовать воспитанию у школьников нравственно-эстетических идеалов.

Тип проекта: комбинированный – сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский.

Литература: очерки К. Паустовского, очерки Д. Конрада, справочная литература.

Оснащение урока: Мультимедиа-проектор, интерактивная доска, 5 компьютеров для работы учащихся в группе, документ-камера, листы А4, листы А3 для работы в группах, фломастеры, краски, географические карты.

Урок-проект по очерку Д. Конрада «Тремолино» (I часть)

Предварительный этап (домашнее задание)

Домашнее чтение учащимися очерков Д. Конрада «Тремолино» и К. Паустовского «Обыкновенная земля», «Бескорыстие».

1 этап. Разработка проектного плана (5 мин.)

Решение – разработка урока-проекта по очерку Д.Конрада.

Учитель предлагает возможные темы:

  • героика морских будней,
  • кто он – настоящий герой,
  • роль автора в произведении,
  • «Тремолино» – песня ветра…и др.

Учащиеся обсуждают предложенные темы и принимают общее решение: работать над темой: «Тремолино» – песня ветра..» по очерку Д. Конрада.

Слайд 1

2 этап. Формирование творческих групп (10 мин.)

1) Проводится организационная работа по объединению учащихся, выбравших себе конкретные виды деятельности (аниматоры, топографы, поэты, прозаики…).

2) Определив свои роли, учащиеся группируются в соответствии с ними в малые команды. Каждая команда выбирает себе название и представляет его:

  • «Дельфины»,
  • «Китёнок»,
  • «Альбатрос»,
  • «Морская пристань».

3 этап. Подготовка материалов к исследовательской работе (30 мин.)

  1. Учитель формулирует вопросы, на которые нужно ответить:
    а) какую характеристику даёт повествователь кораблю «Тремолино»,
    б) как объясняет название судна,
    в) какой художественный приём использует автор при описании корабля,
    г) проследите, как этот приём реализуется в тексте и т.д.

  2. Учащиеся отбирают материл для работы в группах
    а) Книга Д. Конрада «Книга морей».
    б) Географические атласы.
    в) Энциклопедические словари.
    г) Литературные справочники и т.д.

  3. Учащиеся выбирают форму представления творческой деятельности
    а) Написание литературного очерка.
    б) Компьютерная графика.
    в) Составление географической карты.
    г) Работы над лирическими жанрами и т.д.

  4. Учащиеся под руководством учителя разрабатывают оценочные критерии
    а) Листок с самооценкой, оценка деятельности учащихся учителем (отчёт творческих групп).
    б) Оценивание проекта участниками и учителем при проведении рефлексии.

Окончание первого урока (45 мин)

 Урок-проект по очерку Д. Конрада «Тремолино» (II часть)

Эпиграф:

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Н. Гумилёв

1 этап. Мотивация к проектной деятельности

вступительное слово учителя.

Романтика Д. Конрада носило романтику моря, борьбы со стихией, деятельной жизни, долгого и трудового подвига, и героем его был простой человек.

«Моя цель – заставить вас услышать, заставить вас почувствовать и прежде всего заставить вас увидеть. Только это – и ничего больше. Но в этом всё », – говорил д.Конрад, обращаясь к своим читателям.

Вот мы и попытаемся сегодня, создавая свои проекты, показать, что мы услышали, почувствовали и увидели, читая очерк Д.Конрада «Тремолино».

2 этап. Постановка проблемы

  1. Определить жанр произведения, указав его признаки.
  2. Какую характеристику даёт повествователь кораблю «Тремолино». Как объясняет название судна.
  3. Какое место занимает в произведении понятие чести («доброго имени»).
  4. Сравнить рассуждения о «добром имени» судна со словами Доминика о чести рода Кервони.
  5. От чьего лица ведётся повествование и в чём его особенности.

3 этап Выполнение проекта. Организация деятельности учащихся в группах.

То, что пробуждает в моряках чувство долга, – это дух моря, а то, что в глазах моряка имеет тело, – это его корабль, а для Д.Конрада основное слагаемое Понтия корабль – это человеческий коллектив. Команда. Корабль? Корабли все хороши – дело в людях.

Задание первой группе.

  1. Кто из героев олицетворяет добро. Выделите доминирующие качества положительных героев.
  2. Герои, воплощающие зло. Какую роль сыграли они в судьбе «Тремолино».

Продукт: составить критерий нравственных правил поведения на корабле. Создайте символ этих нравственных правил и прокомментируйте его.

Задание второй группе.

  1. К какому жанру относится очерк.
  2. Чем отличается литературный очерк от газетного репортажа или мемуаров.

Продукт: создать памятку к написанию литературного очерка. Напишите очерк о чем-либо, что особенно полюбилось вам или произвело на вас сильное впечатление.

Задание третьей группе.

  1. при помощи каких художественных средств автор создаёт образ моря.
  2. Какую «песню ветра», о которой говорит Д. Конрад, услышали вы, когда «Тремолино», преодолевая волны, бурю, несётся вперёд и вперёд к своей цели.

Продукт: создайте эту песню (стихотворение).

Задание четвертой группе.

  1. Кто является главным героем этого произведения.
  2. Найдите описание судна. Какой художественный прием использует автор.

Продукт: представьте, что вы решили стать аниматором, создайте на компьютере образ «Тремолино» как живого существа.

Задание пятой группе.

  1. Путь «Тремолино» не всегда одинаков, хотя есть укромное место, куда он всегда стремится. В каких портах удалось побывать кораблю.
  2. С какой целью преодолевал путь морской стихии.

Продукт: создайте географическую карту морского пути «Тремолино».

4 этап. Защита проектов

Группы учащихся представляют выполненные задания в творческой форме (чтение стихов, компьютерная графика, рисунок географической карты морского пути, очерки, кодекс чести для моряков)

Учащиеся класса оценивают выступления каждого и всей группы по оценочным листам, выставляют баллы.

5 этап. Подведение итогов.

Определение команды победителя и учащихся, набравших максимальное количество баллов. Награждение грамотами за участие в проекте.

6 Этап. Рефлексия

Учащиеся цветовой гаммой выражают свое отношение к уроку (рисуют морскую волну на А3 всей группой).

Приложения.