Пятый класс – это этап общего литературного образования. Именно на этом этапе предполагается освоение специфики литературы как полноценной части духовной культуры человечества.
В современных условиях школьного образования литература прежде всего выполняет важную функцию – воспитание духовно-нравственной личности.
Необходимо акцентировать внимание школьников на том, как перекликаются проблемы, события, тема художественного произведения с жизнью, важно приобщать учащихся к сотворчеству, к совместному поиску решения проблемы художественного произведения.
Используя исследовательский метод, проектный метод, обучение в сотрудничестве, учитель предлагает ученикам поразмышлять над прочитанным очерком Джозефа Конрада «Тремолино», извлечь из него нравственные уроки, которые помогают становлению и формированию личности. В ходе работе над очерком учащимся становится очевидным, что для Д.Конрада остаётся непоколебимым кодекс человеческого поведения: верность долгу и самому себе, мужество и героизм простых людей-тружеников. В очерке с особой силой звучит тема ответственности человека за свои поступки, глубокое сочувствие к человеку. Именно эти уроки извлекают учащиеся в ходе работы над очерком Д. Конрада «Тремолино».
Паспорт проектной работы.
Тип проекта: комбинированный.
Цель проекта:
- углубить знания о жанровых особенностях литературного очерка;
- познакомиться с творчеством Д. Конрада.
Практическая цель:
- стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся;
- проникновение в художественный мир автора, воспевающего морскую стихию и нелёгкий труд моряков.
Педагогическая цель:
- формирование у учащихся нравственных ценностей, нравственного эстетического идеала;
- формирование личностных качеств: совместная работа в группах.
Вопросы проекта:
- Определить жанр произведения, указав его признаки.
- Как описывается «Тремолино» повествователем.
- Какое место занимает в произведении понятие чести («доброго имени»).
Необходимое оборудование:
а) интернет-ресурсы,
б) компьютеры,
в) интерактивная доска,
г) документ-камера,
д) справочная литература,
е) книги Д.Конрада.
Аннотация проекта:
1) Проект предназначен для учащихся 5-х классов.
2) Цель проекта:
- привлечь учащихся к решению нравственно-эстетических проблем,
- поставленных в произведении;
- знакомство с жанровыми особенностями литературного очерка,
- погружение в художественный мир Д. Конрада.
3) Работа над проектом развивает умение и качество, необходимые учащимся:
- коммуникативные;
- творчество и любознательность;
- межличностное взаимодействие и сотрудничество;
- умение ставить и решать проблемы;
- умения с информацией и медиа-ресурсами.
Предполагаемый продукт:
- памятка-рекомендация по написанию литературного очерка;
- создание собственных очерков;
- компьютерное рисование.
Этапы проекта:
- Постановка проблемы.
- Планирование деятельности по реализации проекта.
- Подготовка продукта.
- Презентация.
- Обобщение.
- Рефлексия.
Место проекта в учебном процессе: урок по учебному плану (90 мин – 2 урока).
Цель: создать условия для осознания учащимися морально-нравственных ценностей героев произведения, осмысление духовно-эстетического идеала писателя, обобщение знаний по творчеству Д. Конрада средствами новой технологии – методом проектной деятельности.
Задачи урока:
- образовательная – познакомить учащихся с особенностями жанра очерка; способствовать формированию понятия образа-символа и эстетического идеала.
- развивающая – создать условия для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.
- воспитательная – способствовать воспитанию у школьников нравственно-эстетических идеалов.
Тип проекта: комбинированный – сочетает в себе коммуникативно-ориентированный, исследовательский.
Литература: очерки К. Паустовского, очерки Д. Конрада, справочная литература.
Оснащение урока: Мультимедиа-проектор, интерактивная доска, 5 компьютеров для работы учащихся в группе, документ-камера, листы А4, листы А3 для работы в группах, фломастеры, краски, географические карты.
Урок-проект по очерку Д. Конрада «Тремолино» (I часть)
Предварительный этап (домашнее задание)
Домашнее чтение учащимися очерков Д. Конрада «Тремолино» и К. Паустовского «Обыкновенная земля», «Бескорыстие».
1 этап. Разработка проектного плана (5 мин.)
Решение – разработка урока-проекта по очерку Д.Конрада.
Учитель предлагает возможные темы:
- героика морских будней,
- кто он – настоящий герой,
- роль автора в произведении,
- «Тремолино» – песня ветра…и др.
Учащиеся обсуждают предложенные темы и принимают общее решение: работать над темой: «Тремолино» – песня ветра..» по очерку Д. Конрада.
Слайд 1
2 этап. Формирование творческих групп (10 мин.)
1) Проводится организационная работа по объединению учащихся, выбравших себе конкретные виды деятельности (аниматоры, топографы, поэты, прозаики…).
2) Определив свои роли, учащиеся группируются в соответствии с ними в малые команды. Каждая команда выбирает себе название и представляет его:
- «Дельфины»,
- «Китёнок»,
- «Альбатрос»,
- «Морская пристань».
3 этап. Подготовка материалов к исследовательской работе (30 мин.)
-
Учитель формулирует вопросы, на которые нужно ответить:
а) какую характеристику даёт повествователь кораблю «Тремолино»,
б) как объясняет название судна,
в) какой художественный приём использует автор при описании корабля,
г) проследите, как этот приём реализуется в тексте и т.д. -
Учащиеся отбирают материл для работы в группах
а) Книга Д. Конрада «Книга морей».
б) Географические атласы.
в) Энциклопедические словари.
г) Литературные справочники и т.д. -
Учащиеся выбирают форму представления творческой деятельности
а) Написание литературного очерка.
б) Компьютерная графика.
в) Составление географической карты.
г) Работы над лирическими жанрами и т.д. -
Учащиеся под руководством учителя разрабатывают оценочные критерии
а) Листок с самооценкой, оценка деятельности учащихся учителем (отчёт творческих групп).
б) Оценивание проекта участниками и учителем при проведении рефлексии.
Окончание первого урока (45 мин)
Урок-проект по очерку Д. Конрада «Тремолино» (II часть)
Эпиграф:
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Н. Гумилёв
1 этап. Мотивация к проектной деятельности
вступительное слово учителя.
Романтика Д. Конрада носило романтику моря, борьбы со стихией, деятельной жизни, долгого и трудового подвига, и героем его был простой человек.
«Моя цель – заставить вас услышать, заставить вас почувствовать и прежде всего заставить вас увидеть. Только это – и ничего больше. Но в этом всё », – говорил д.Конрад, обращаясь к своим читателям.
Вот мы и попытаемся сегодня, создавая свои проекты, показать, что мы услышали, почувствовали и увидели, читая очерк Д.Конрада «Тремолино».
2 этап. Постановка проблемы
- Определить жанр произведения, указав его признаки.
- Какую характеристику даёт повествователь кораблю «Тремолино». Как объясняет название судна.
- Какое место занимает в произведении понятие чести («доброго имени»).
- Сравнить рассуждения о «добром имени» судна со словами Доминика о чести рода Кервони.
- От чьего лица ведётся повествование и в чём его особенности.
3 этап Выполнение проекта. Организация деятельности учащихся в группах.
То, что пробуждает в моряках чувство долга, – это дух моря, а то, что в глазах моряка имеет тело, – это его корабль, а для Д.Конрада основное слагаемое Понтия корабль – это человеческий коллектив. Команда. Корабль? Корабли все хороши – дело в людях.
Задание первой группе.
- Кто из героев олицетворяет добро. Выделите доминирующие качества положительных героев.
- Герои, воплощающие зло. Какую роль сыграли они в судьбе «Тремолино».
Продукт: составить критерий нравственных правил поведения на корабле. Создайте символ этих нравственных правил и прокомментируйте его.
Задание второй группе.
- К какому жанру относится очерк.
- Чем отличается литературный очерк от газетного репортажа или мемуаров.
Продукт: создать памятку к написанию литературного очерка. Напишите очерк о чем-либо, что особенно полюбилось вам или произвело на вас сильное впечатление.
Задание третьей группе.
- при помощи каких художественных средств автор создаёт образ моря.
- Какую «песню ветра», о которой говорит Д. Конрад, услышали вы, когда «Тремолино», преодолевая волны, бурю, несётся вперёд и вперёд к своей цели.
Продукт: создайте эту песню (стихотворение).
Задание четвертой группе.
- Кто является главным героем этого произведения.
- Найдите описание судна. Какой художественный прием использует автор.
Продукт: представьте, что вы решили стать аниматором, создайте на компьютере образ «Тремолино» как живого существа.
Задание пятой группе.
- Путь «Тремолино» не всегда одинаков, хотя есть укромное место, куда он всегда стремится. В каких портах удалось побывать кораблю.
- С какой целью преодолевал путь морской стихии.
Продукт: создайте географическую карту морского пути «Тремолино».
4 этап. Защита проектов
Группы учащихся представляют выполненные задания в творческой форме (чтение стихов, компьютерная графика, рисунок географической карты морского пути, очерки, кодекс чести для моряков)
Учащиеся класса оценивают выступления каждого и всей группы по оценочным листам, выставляют баллы.
5 этап. Подведение итогов.
Определение команды победителя и учащихся, набравших максимальное количество баллов. Награждение грамотами за участие в проекте.
6 Этап. Рефлексия
Учащиеся цветовой гаммой выражают свое отношение к уроку (рисуют морскую волну на А3 всей группой).