"Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


В преддверии празднования 200-летней годовщины Отечественной войны 1812 года, новизна и актуальность выбранной темы урока не вызывает сомнений. Данный урок может быть использован для проведения классного часа, занятий по культурологии, а также на занятиях литературе при изучении творчества А.С. Пушкина, литературы об Отечественной войне 1812 года.

Тип: урок формирования знаний.

Вид: урок-исследование.

Цели:

  • познакомить учащихся с лирикой А.С. Пушкина о Наполеоне и Отечественной войне 1812 года;
  • проследить формирование исторических взглядов поэта;
  • формирование умения анализировать лирические произведения, находить ответы на проблемные вопросы.
  • воспитывать интерес к русской литературе и истории.

Продолжительность занятий – 45 минут.

Оборудование: стихотворения А.С. Пушкина, репродукции Жак Луи Давида и В.В. Верещагина.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

– В течение нескольких занятий мы с вами все больше погружаемся в удивительный мир стихов Александра Сергеевича Пушкина – одного из великих гениев русской литературы. Мы познакомились с его биографией, изучили основные мотивы лирики. Сегодня мы рассмотрим отношение поэта к истории на примере его отношения к личности французского императора Наполеона Бонапарта. Поэты часто наделены даром предвидения, по отношению к А.С.Пушкину это верно отметил С. Куняев: “Пушкин – угадчик, толкователь неясного и таинственного гула, сопровождающего исторические сдвиги, выразитель сверхчеловеческих идей, которыми движется история”.

II. Работа в группах

Класс делится на 3 группы, каждая группа читает заданное стихотворение А.С.Пушкина:

1 группа – “Воспоминания в Царском селе” (1814)
2 группа – “Наполеон” (1821)
3 группа – “Герой” (1830)

Затем письменно каждая группа отвечает на вопросы по своему стихотворению:

  1. Когда было написано стихотворение?

  2. Какое настроение преобладает в произведении?

  3. Как поэт относится к Наполеону, что на это указывает?

  4. Каким представлен Наполеон в произведении?

III. Выступление учащихся

Представитель каждой группы отвечает на заранее поставленные вопросы, доказывает точку зрения своей группы.

Выступление первой группы: стихотворение “Воспоминания в Царском селе” было написано во время обучения А.С. Пушкина в Лицее в 1814 году, когда поэту было 15 лет. В стихотворении преобладают патриотические настроения, гордость за свою страну. А.С. Пушкин относится к Наполеону негативно, как к захватчику, который посягнул на независимость России. Об этом можно судить по строкам:

Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря…

После подведения итогов первой группы ученикам демонстрируются полотна В.В. Верещагина, посвященные Отечественной войне 1812 года (“Наполеон на Бородинских высотах”, “Наполеон в Петровском дворце” и др.), сравнивается изображение Наполеона А.С.Пушкиным и В.В. Верещагиным.

Выступление второй группы – Стихотворение “Наполеон” А.С. Пушкин написал в 1821 году в период южной ссылки. Произведение проникнуто элегическим настроением, в изображении французского императора четко прослеживаются традиции романтической поэзии XIX века. А.С. Пушкин относится к Наполеону с некоторым восторгом. Вождь французов не представлен жалким и униженным, вызывающим у читателя презрение и ненависть. Наоборот, он показан в блеске силы и боевого духа:

Его текла младая кровь.
На нем сияет язва чести.
Венчай, венчай его, любовь!
Достойный был он воин мести.

После подведения итогов второй группы ученикам демонстрируются полотна французского живописца Жака Луи Давида (“Наполеон на перевале Сен-Бернард”, “Наполеон на Святом Бернарде”, “Переход Наполеона через Альпы” и др.), на которых Наполеон изображен златокудрым красавцем.

Выступление третьей группы – В стихотворении “Герой”, написанном в 1830 году, А.С. Пушкин поднимает вопрос о том, кто же на самом деле Наполеон: герой или тиран? Скорее всего, Наполеон является героем для поэта, потому что А.С. Пушкин пишет о нем с восторгом.

IV. Заполнение таблицы по итогам урока

Изображение Наполеона в разные периоды творчества А.С. Пушкина

Период

Произведения

Год написания

Характеристика

Лицейский период

“Воспоминания в царском Селе”

1814

1.Негативное отношение как к захватчику и завоевателю

2.Характерны штампы и в изображении Наполеона, заимствованная из европейской литературы: “тиран”, “убийца”, “деспот”, “человек расчета”, “бездушный практик”.

“Освобождение Европы”

1814

“Наполеон на Эльбе”

1815

“Возвращение государя императора из Парижа в 1815 году”

1815

“Принцу Оранскому”

1816

Период Южной ссылки

“Наполеон”

1821

1.Показана противоречивость личности Наполеона

2. Показан как отвергнутый всеми романтический герой, надежды и мечты которого не оправдались

“Недвижный страж…”

1824

“Зачем ты послан был…”

1824

“К морю”

1824

Период реалистического творчества (поздний период)

“Евгений Онегин”

1823-1830

1. Поэт ощутил Наполеона в чем-то своим героем

2.Уподобление героев Наполеону, чтобы лучше раскрыть их образы

“Герой”

1830

“Пиковая дама”

1831

V. Вопросы к учащимся

– Какие черты, на ваш взгляд, характеризуют личность Наполеона?

/Черты: эгоизм, самолюбие, амбициозность, стремление к власти и мировому господству, воинственность/.

– Каким в вашем воображении представляется французский император?

/Наполеон представляется человеком невысокого роста, плотного телосложения, в серой шинели с треугольной шляпой/

VI. Подведение итогов: рефлексия, выставление оценок и их комментирование

VII. Домашнее задание

Основываясь на “Воспоминаниях в Царскосельском лицее” и знаний о Наполеоне из курса истории, написать письмо другу и о событиях 1812 года и Наполеоне.