Литература
-
Занятие по теме "Николай Семенович Лесков. По страницам жизненного пути" 2013
Цель урока: сформировать представление о личности писателя; познакомить учащихся с художественным миром Н.С. Лескова; осмыслить авторское восприятие мира и человека; вспомнить ранее изученное произведение Н.С. Лескова «Левша».
-
Итоговый урок, посвященный творчеству М.Ю. Лермонтова 2013
Цель урока: создать общую проблемную ситуацию, побуждающую учащихся углубленно изучать поэзию М.Ю. Лермонтова.
-
Сценарий к спектаклю "Ярославна" 2013
Представлен сценарий к спектаклю. Это повествование о мужестве русских воинов-защитников во все времена, а также о верности и любви русских женщин, остающихся их ждать.
-
"Обобщающее повторение имени прилагательного". 9-й класс 2013
Урок систематизирует материал по теме "Имя прилагательное". К нему прилагается презентация с различными заданиями. Весь материал по теме дается в виде блока-схемы, учащимся повторяют изученное на более высоком уровне, получают дополнительные сведения о разрядах имен прилагательных, степени сравнения, учатся делать морфологический разбор.
-
Данте Алигьери. Взгляд на наследие эпохи Возрождения сквозь призму веков. 9-й класс 2013
Урок знакомит учащихся с наследием великих мастеров этого времени: полотнами Рафаэля, Боттичелли, Леонардо да Винчи, непревзойденным шедевром Данте Алигьери – «Божественной комедией».
-
Урок по рассказу И.Бунина "Кавказ" 2013
Урок-исследование формирует навык анализа литературного произведения, умение строить связный текст, расширяет знания о художественных особенностях произведений И.А. Бунина.
-
Интегрированный урок развития речи "Свет в твоем окне". 9-й класс 2013
Доверительная и искренняя тональность темы «Свет твоего окна» особенно близка подросткам. Статья предлагает вариант поэтапной подготовки к сочинению по личным наблюдениям в обращении к литературным произведениям, живописи, музыке и жизненному опыту учащихся на основе воссоздающего воображения, ассоциативного мышления, поиска возможных подходов, выполнения творческих заданий.
-
Обучение сравнительной характеристике литературных героев. Гринев и Швабрин в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2013
Цель урока: подготовить учащихся к сочинению, обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринева и Швабрина; познакомить учащихся с особенностями сравнительной характеристики двух литературных героев; сформировать умение писать сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи, воспитывать любовь к художественным произведениям.
-
Метапредметный урок литературы на тему "Мастер слова". 7-й класс 2013
Цель урока: исследовать, осознать и оценить понятие «мастерство» в применении к поэтическому искусству, сформировать способы оценки поэтического произведения. Занятие расширяет словарный запас воспитанников, знакомит с «инструментами» поэтического произведения.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по произведению Ф.Глинки "Последнее уничтожение на Бородинском поле" 2013
Урок по рассказу Ф.Глинки «Последнее уничтожение на Бородинском поле» помогает осознать, что любой человек имеет право на гуманное отношение не только при жизни, но и после смерти, показать силу любви человека к человеку, умение жертвовать и хранить память о любимом человеке, познакомить с публицистическим жанром.
-
Урок литературы по теме "Тихий пророк" в своем Отечестве" 2013
На уроке "Поэзия Велимира Хлебникова" учащиеся знакомятся с творчеством поэта, открывают огромный духовный потенциал народно-поэтической стихии его произведений, производят лингвистический разбор стихов.
-
Интеллектуальная игра по литературе "Семейные ценности в древнерусской литературе" 2013
Цель игры: развитие познавательного интереса у учащихся к древнерусской литературе, семейным ценностям.
-
Сравнение как средство выразительности речи в произведении М.Пришвина "Кладовая солнца" 2013
Цель урока: знакомство со сказкой-былью М.Пришвина «Кладовая солнца», сравнением, его разновидностями, ролью в тексте; формирование умения использовать сравнение в речи; развитие речи, воображения.
-
Турнир знатоков поэзии 2013
Цель турнира: пробудить, удовлетворить и развить интерес учащихся к поэзии разных эпох, жанров, стилей.
-
"Мне бы только правду рассказать…" "Логика жизни" в рассказах В.Шукшина. 11-й класс 2013
Интерес к творчеству В.Шукшина останется всегда, т.к. автор ставит перед читателем важные общечеловеческие проблемы, решить которые он завещал людям. В рассказах В.Шукшина на поверхности оказывается лишь очевидное, видимое глазу и внятное житейскому рассудку; все неочевидное скрыто в глубине раздумья. Сам Шукшин мог бы дать какие-то ответы на каждую из взятых им ситуаций, но он не знает ответов единственно верных, безусловных. Он считал, что, постигая жизнь, не надо навязывать ей выдуманных представлений и догм, а лишь более чутко прислушаться к ней, больше доверять и верить.
-
Литературный праздник "Сказки Г.Х. Андерсена" 2013
Сценарий посвящен сказкам Г.Х. Андерсена и рассчитан на учащихся 5-го класса. Он состоит из рассказа о судьбе писателя, спектакля «Снежная королева» и викторины по сказкам. Заканчивается праздник демонстрацией памятников, посвященных героям произведений Андерсена. Сценарий привлекает внимание детей к творчеству писателя, расширяет кругозор, развивает творческие способности.
-
Как приобщить ребенка к чтению? 2013
Надо приучить ребенка: по-онегински читать, по-рахметовски выбирать книгу, боготворить ее, как Ниловна, которая прежде чем завести разговор о книге, зачем-то чисто вымыла руки, по-корчагинцы общаться с нею, научить как работать с книгой. Лишь тогда будет желание читать ее, а спустя какое–то время и перечитать.
-
Литературно-интеллектуальная игра "Души живые впечатления". 9–11-е классы 2013
Биографический материал о А.С. Пушкине представлен в форме литературно-интеллектуальной игры, расширяет познавательный интерес старшеклассников к личности поэта, его внутреннему миру, впечатлениям, поэтическим откликам на события. В работе использованы любопытные факты из жизни поэта в Михайловском, описаны его привычки и увлечения.
-
Образ возлюбленного в стихотворениях Марины Цветаевой 2013
В статье автор рассматривает творчество М.Цветаевой сквозь призму мужского образа, отношений М.Цветаевой с Эфроном. На каждом этапе урока по-новому раскрывается образ возлюбленного. Особое внимание уделяется разнообразным формам работы на уроке: опережающее задание, групповая, самостоятельная работа.
-
Урок-литературно-музыкальная композиция, посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой 2013
Урок посвящен творчеству Марины Цветаевой.
-
«Только человек ответствен за добро и зло». Цикл уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 2013
Книгу М.Булгакова старшеклассники читают с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычность героев разжигают в учениках читательский интерес. Вместе с тем воспринимают они произведение весьма фрагментарно и поверхностно. Лишь немногие из них могут самостоятельно ответить на вопрос, какое место занимают Иешуа и Воланд в системе образов романа, выделить, хотя бы в общих чертах, его основные проблемы, осмыслить авторскую позицию. Все это свидетельствует о необходимости анализа произведения на уроке.
-
Урок внеклассного чтения "Люблю тебя, мой край степной" 2013
Кронид Александрович Обойщиков – гордость кубанской поэзии, известный поэт и общественный деятель России, участник Великой Отечественной войны, воспевает ратные подвиги нашего многонационального народа, героику наших воинов, которые вынесли на своих плечах всю тяжесть войны и вместе с самоотверженными тружениками тыла добились Победы. На уроке вспоминаются факты из его биографии, ученики читают стихи.
-
Урок-семинар “И.С. Тургенев и его творчество” 2013
Цель урока: обобщение материалов по творчеству И.С. Тургенева; развитие творческих способностей ребят.
-
Интегрированный урок литературы и истории «Отечественная война 1812 года в поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере стихотворений «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана», «Воздушный корабль»)». 10-й класс 2013
Цель урока. на примере произведений М.Ю. Лермонтова провести комплексный анализ стихотворений; дать историческую справку о событиях 1812 года.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Страшная правда, но ведь правда" 2013
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с эпохой 30‒50-х годов на примерах судьбы Фокина Сергея Николаевича, а также истории жизни литературных героев и автора романа «Зона малая» Бориса Ярочкина.
-
Урок литературы по теме «Проблема истинного искусства в повести Н.В. Гоголя "Портрет"». 8-й класс 2013
Урок по повести «Портрет» с ИКТ и диалоговой технологией обучения. В ходе анализа текста учащиеся постепенно приходят к выводу о том, что злые чары, исходящие от портрета ростовщика, убивают не только талант художников, но и калечат их судьбы. Электронный вариант тестирования поможет учителю выяснить уровень восприятия произведения и провести рефлексию знаний.
-
Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" 2013
Проблемы, поднятые В.Распутиным в повести «Прощание с Матерой», по праву можно назвать вечными и актуальными. Он тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и страны, народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.
-
Урок литературы по теме "А.А. Блок: жизнь, творчество, личность". 11-й класс 2013
Открытый урок литературы посвящен жизни и творчеству Александра Александровича Блока (1 час по программе В.Я. Коровиной). Использовались компьютер и мультимедийный проектор. На уроке учащиеся выступали с рассказами о жизни и творчестве А.Блока, читали наизусть стихотворени, анализировали произведения.
-
"Когда вещи разговаривают. Рассказ М.А. Осоргина "Пенсне"". 8-й класс 2013
Учащиеся знакомятся с творчеством М.А. Осоргина. Раскрываются особенности восприятия писателем мира вещей.
-
Урок-путешествие "Жизнь чеховских героев в нашем городе" 2013
В ходе урока формируются патриотические чувства учащихся, любовь к своему городу; изучаются таганрогские детали в произведениях А.П. Чехова; ученики приобщаюбся к богатствам отечественной художественной литературы; формируется гуманистическое мировоззрение учащихся.