Цели:
- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
- показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
- помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выразительного чтения.
Методические приёмы: рассказ учителя,
сообщения учеников, выразительное
чтение, прослушивание аудиозаписей,
просматривание военных хроник, беседа
по вопросам, работа с репродукциями.
Оборудование: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, репродукции картин, Мультимедиа CD – ROM «От Кремля до Рейхстага».
Эпиграф:
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После песни сердце просит
Музыки вдвойне.
В. Лебедев-Кумач (1943).
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
1. Должны рассказать о творчестве поэтов,
выучить наизусть стихотворения, ответить на
вопросы: «Чем волнуют стихи о Великой
Отечественной войне? Какое стихотворение
вызвало особый интерес?»
2. Ученики готовят выставку книг и сборников
стихотворений о Великой Отечественной войне.
3. Ученики-«корреспонденты» готовят заранее
интересные вопросы по теме, которые обязательно
просматривает учитель.
Учитель:
1. Подготовить записи песен о войне, монтаж из
портретов и фотографий поэтов, пишущих о войне.
2. Провести предварительную беседу с учащимися,
выяснить какие произведения о Великой
Отечественной войне знакомы им, рекомендовать
дополнительную литературу.
3. Распределить задания между учащимися.
4. Оформить класс: столы, стулья, репродукции
картин, мультимедийный проектор.
Слово учителя: Ребята, сегодня наш
урок посвящён поэзии Великой Отечественной
войны.
Великие события остаются в памяти людей
благодаря творчеству поэтов, композиторов. Своей
эмоциональной силой произведения искусства
способны воскресить минувшие события, сделать их
живыми сейчас, сегодня.
Более 60-ти лет отдаляет нас от времён Великой
Отечественной войны, от Победы. Всё меньше
остаётся среди нас ветеранов, которые были
очевидцами и участниками тех событий, которые
могут рассказать о том, чем была война для нашей
страны. Может быть, через много лет люди почти не
будут вспоминать об этой войне. К сожалению,
Великая Отечественная война не была войной
последней. Поэтому переживания, связанные с
войнами понятны нам и сейчас.
Люди не могут привыкнуть к смерти, голоду, к
потере близких людей, к тревоге за своих детей и
свою страну. Эти чувства сохраняет и передаёт,
прежде всего, поэзия.
Несмотря на то, что, казалось бы, войне не до
искусства, без него человеку ни на фронте, ни в
тылу было не прожить, и поэзия была самым
популярным жанром.
Ученик 1. Война… Страшное, жестокое
время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного
напряжения всех сил народа, сражающегося против
беспощадного врага. До песен ли в такое
Песни далёких грозных лет звучат и сегодня,
потрясая сердца.
Ученик 2. Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.
(Звучит песня в сопровождении хроник войны).
(Спрашивайте видеоматериал у автора статьи – прим.ред.).
Ученик 1. В песнях военных лет
сохранены для грядущих поколений легендарная
храбрость и душевное мужество, оптимизм и
великая человечность Русского Солдата.
До сих пор в торжественные дни юбилеев Победы в
Великой Отечественной войне по радио и
телевидению, а чаще во время семейных
праздничных застолий звучат песни военных лет,
Грустные, задушевные, а иногда и весёлые.
Ученик 2. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.
Ученик 1. Созданные в годы войны
произведения являются собой образцы творчества,
наполненного огненным дыханием эпохи.
Особое место в поэзии военных лет принадлежит М.
В. Исаковскому. Его безымянная слава несравненно
больше его известности. Ведь миллионы людей пели,
не зная имени автора,
«Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…»,
«Враги сожгли родную хату…».
(Звучит песня « Враги сожгли родную хату…», в сопровождении хроник войны).
Ученик 2. Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное, село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы… Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу… С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как, например, М. Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.
Ученик 1. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М.Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша».
(Звучит песня «Катюша», в сопровождении хроник войны).
Сообщение ученика «История создания песни «Катюша»
Все мы любим милую «Катюшу»,
Любим слушать, как она «поёт»:
Из врага выматывает душу,
А друзьям отваги придаёт…
С такими словами пели мирную, ласковую песню в
подмосковных лесах суровой военной зимой сорок
первого года, называя «Катюшами» многоствольные
реактивные миномёты.
Родилась «Катюша» в 1938 году. Однажды композитора
Матвея Блантера пригласили в редакцию одного
журнала. Известный литератор Василий Регинин
познакомил его с поэтом Михаилом Исаковским и
попросил написать песню для будущего первого
номера. «И вообще, мне кажется, что вы должны
работать вместе». – заявил Василий
Александрович… И вот возвращаемся мы с
Исаковским из редакции, настроение не радужное. В
машине говорю поэту, что мне нужна песенка для
программы джаз-оркестра, которым я руковожу. И в
ответ Исаковский вдруг читает мне строчки,
которые, по словам поэта, кажутся ему
музыкальными:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой…
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой…
Записываю слова…. И начинаю про себя напевать…
Премьера песни состоялась в колонном зале Дома
союзов. «Катюша» имела огромной успех. Первой её
исполнительнице, молодой певице Валентине
Батищевой, пришлось бисировать песню трижды!
Когда началась Великая Отечественная война,
«Катюша» встала в боевой строй. Ласковым
песенным именем называли советские солдаты в
суровую военную годину грозное оружие.
Складывались всё новые и новые вариантов песни, в
них рассказывалось о Катюше-партизанке,
Катюше-бойце («С автоматом девушка простая»),
Катюше-медицинской сестре
(«Раны Катя перевяжет»). С «Катюшей» связывали
свои мечты о доме, о любимых.
Ученик 1. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексей Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней. Музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», – писал о феноменальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».
(Звучит песня, в сопровождении хроник войны)
Ученик 2. Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьев» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно пел он сам (Фатьянов) – помню слезы на глазах Твардовского».
(Звучит песня «Соловьи», в сопровождении хроник войны)
Ученик 1. Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидание, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.
(Звучит выразительное чтение стихотворения поэта «Песенка о пехоте» (заранее подготовленным учеником))
Ученик 2. Через четверть века после
окончания Великой отечественной войны Булат
Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но
даже ветеранами войны она вспоминается как
подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со
слезами на глазах.
Стихи Б. Окуджавы «Белорусский вокзал» ( читают
ученики).
Ученик 1. Интересна судьба песни
«Дороги», как бы подытожившей события военных
лет. Авторами была заказана песня «Весна
победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт
Лев Ошанин создали удивительную теплую и
сердечную песню-раздумье, воспоминание о
пройденных путях-дорогах, об оставшихся на поле
боя.
(Звучит песня «Дороги». Слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова, в сопровождении хроник войны)
Ученик 2. Маршал советского Союза Г.К.
Жуков назвал «Дороги» в числе трех лучших
военных песен – рядом со «Священной войной» и
«Соловьями».
Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и
ветераны и молодежь с глубоким волнением
обращаются к песням. Помогавшим громить врага,
песням, запечатлевшим пафос и величие огненных
лет Великой Отечественной войны.
Слово учителя: По мнению К.М. Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественным и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, все это есть, но писать только об этом – значит забывать о другом, о сердце человека, сражающегося на этой войне».
Заключительная беседа и работа с репродукциями, обсуждение вопроса: какие репродукции могут стать иллюстрациями к прозвучавшим сегодня стихотворениям и песням?
Вопросы для беседы:
- Как вы поняли, почему о войне писать трудно?
- Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?
- Какую тему поднимает каждая из песен?
- Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
- Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов?
- Какие еще стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне, вам известны? Что вас больше всего в них затронуло, поразило?
(Чтение стихов по желанию)
Подведение итогов урока.
Слово учителя: Тема Великой Отечественной войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но поэзия возвращается к событиям войны, не только для того, чтобы показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы, опыт прошлого защитил нас от катастрофических событий в будущем.
Задание для тех, кто заинтересовался поэзией военных лет. Напишите сочинение-отзыв о любом понравившемся вам стихотворении.
Домашнее задание. Самостоятельно познакомиться с другими произведениями на военную тему.
Удачи на уроке!