Я и мир: вечное и преходящее. (По рассказу М.Шолохова "Судьба человека")

Разделы: Литература


Темы заседаний Мероприятия Сроки Ответ
Сентябрь – октябрь.

Анализ работы МО за 2011-2012 уч. год и планирование работы на 2012-2013 уч. год

Школьная олимпиада по литературе.

Школьная олимпиада по русскому языку.

   
Ноябрь – декабрь.

а) Диалог с текстом как условие достижение современного уровня образования. (Открытый урок и его обсуждение).

б) Результаты олимпиады.

Международная игра “Русский медвежонок”

Районная олимпиада по литературе.

Районная олимпиада по русскому языку.

Открытый урок по теме “Вечное и переходящее в рассказе М. Шолохова “Судьба человека””

14 ноября

26 ноября

8 декабря

17 декабря

Федотова Г.В.

 

 

Федотова Г.В

Январь – февраль.

а) Изменение нормативно- правовой базы ГИА. Сообщение Федотовой Г. В.

б) Результаты конкурсов чтецов

Школьный конкурс чтецов “О доблестях, о подвиге, о славе...”

Районный конкурс чтецов.

17 января

25 января

Учителя

Учителя

Март – апрель.

а) Итоги репетиционной работы по русскому языку в 9, 10 классах.

б) Утверждение экзаменационных материалов.

     

Класс: 7.

Учебник: Ф. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литература. 7 класс. “Путь к станции“Я””. Книга 2. Школа 2100

Цель урока: воспитание гражданского чувства через изучение рассказа М. Шолохова “Судьба человека”.

Задачи:

  • обучающие: развивать умение анализировать художественный текст, выявлять роль художественной детали, портрета, пейзажа в художественном произведении; умение выявлять авторское отношение к героям.
  • развивающие: совершенствовать умение рассуждать, выдвигать гипотезу и обосновывать её.
  • воспитательные: воспитывать у учащихся гражданскую позицию.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы: групповая, фронтальная.

Оборудование: портрет М. Шолохова, учебник, картина С. Дали “Архитектурное воспоминание”.

Структура и ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организующий момент.

2. Размышления о картине С. Дали “Архитектурное воспоминание”.

 

Вопрос: ребята, как вы думаете, что изображено на этой картине, о чем она?

 

Рассматривают, размышляют, отвечают.

3. Размышления о словах А. П. Чехова. Вопрос: как вы понимаете слова А. П. Чехова: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом”. Размышляют, отвечают.
4. Чтение материала из учебника – дневниковой записи Алексея о вечных вопросах бытия. Вопрос: может быть прав герой, утверждая: “Ты – песчинка, мало кому нужная... Перед колесом истории мы страшно одиноки”. Размышляют, отвечают.
5. Размышление над заголовком рассказа М. Шолохова “Судьба человека” (рассказ ещё не прочитан). Ребята, объединитесь, в группы, выдвиньте свою гипотезу, обоснуйте ответ на вопрос: что вы можете сказать о содержании рассказа по его заголовку? Объединяются в группы, работают, выдвигают гипотезы, обосновывают.
6. Чтение по учебнику биографии М. Шолохова. Вопрос: что в биографии писателя помогает понять содержание рассказа? Читают, отвечают.
7. Чтение экспозиции рассказа. Вопрос: Какова роль пейзажа в рассказе? На какие детали в портрете мужчины и мальчика обращает внимание рассказчик и почему? Слушают, отвечают.
8. Творческое задание. Вопрос: Ребята, работаем опять в группах. Мы прочитали экспозицию рассказа и познакомились с его героями. Подумайте, о чем пойдет повествование дальше? О чем расскажет встретившийся мужчина рассказчику? Размышляют, отвечают.
9. Чтение концовки рассказа. Читает. Задает вопрос: как вы понимаете последние строки рассказа: “Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза”. Слушают, отвечают.
10. Домашнее задание. Задает домашнее задание: Итак, ребята, мы начали чтение рассказа М. Шолохова “Судьба человека”. Прочитайте дома этот рассказ и подумайте над темой нашего сегодняшнего урока. Над какими вечными вопросами бытия заставила нас задуматься судьба Андрея Соколова?