Урок по теме "В Петербурге Ф.М. Достоевского"

Разделы: Литература


Домашнее задание к уроку

I. Сообщения:

1) Пейзаж в романе.

2) Сцены уличной жизни в романе.

3) Интерьеры в романе.

4) Семантика фамилии и имён семьи Мармеладовых.

5) Символика цвета в романе.

II. Для класса:

Пересказ – анализ “Сон Раскольникова о забитой кляче” (ч.I, гл.5).

2) Ответить на вопросы:

а) Как вы понимаете смысл афоризма: “Человеку некуда пойти”?

б) Как вы понимаете смысл выражения: “Жизнь на аршине пространства”?

Для учащихся, выполняющих индивидуальные задания:

Пейзаж в романе:

- “отвратительный и грустный колорит” городского дня (ч.I, гл.1)

- повторение предыдущей картины (ч.II, гл.1)

- “великолепная панорама Петербурга” (ч.II, гл.2)

- вечерний Петербург (ч.II, гл.6)

- вид из окна комнаты Раскольникова (ч.IV, гл.5)

- грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова (ч.IV, гл.6).

Сцены уличной жизни:

- пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми (ч.I, гл.5)

- сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние (ч. II, гл.2)

- шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на …ском мосту (ч.II, гл.6)

- смерть Катерины Ивановны (ч.V, гл.5).

Интерьеры в романе:

- каморка Раскольникова (ч.I, гл.3)

- кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова (ч.I, гл.2)

- комната – “проходной угол” Мармеладовых (ч.I, гл.2 и ч.II, гл.7)

- трактир, в котором исповедуется Свидригайлов (ч.IV, гл.3)

- комната – “сарай” Сони (ч.IV, гл.4).

Тема урока: “В Петербурге Ф.М.Достоевского”. (2 часа)

Цели урока: помочь учащимся увидеть лик Петербурга – города странного и города страшного, увидеть тупик, в котором оказались герои, жизнь “униженных и оскорблённых”, подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и отрицаемым им миром; формировать умение корректного ведения дискуссии; совершенствовать навыки анализа художественного текста, навыки конспектирования, пересказа – анализа, монологического высказывания; воспитывать чувство сострадания, милосердия, человеколюбия.

Ход урока

I. Оформление тетрадей (тема, эпиграф).

Есть в “Преступлении и наказании” гениальные страницы. Роман точно вылит, так он строен.
При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нём тысячи и тысячи судеб несчастных людей, — весь старый
Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено “ужасов”, до неестественности… Но силён, бес!
А.Фадеев

II. Вступительное слово учителя.

“Петербургские тексты” А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя. Значительная роль “Медного всадника” (“город пышный, город бедный”). Петербургская проза Ф.М.Достоевского (“Бедные люди”). “Преступление и наказание” — главный “петербургский текст” писателя, выбравшего лишь одну сторону пушкинского контраста.

III. Работа с текстом. Петербург Ф.М.Достоевского.

Беседа.

- Кто главный герой романа? Каким мы его видим?

Сообщения:

- Пейзаж в романе

- Сцены уличной жизни в романе

- Интерьеры в романе

- Символика цвета в романе.

Вывод.

- Какое впечатление оставляют пейзаж, интерьеры, сцены уличной жизни? (чего-то неправильного, грязного, безобразного)

Сообщение “Семантика фамилии и имён семьи Мармеладовых”.

Беседа, пересказ – анализ, просмотр кинофрагмента “Исповедь Мармеладова”.

- Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

- Пересказ – анализ “Сна Раскольникова о забитой кляче”.

- Просмотр кинофрагмента “Исповедь Мармеладова”.

- Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

- Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова: “Человеку некуда пойти”?

- Расскажите об остальных членах семьи Мармеладовых. В чём убеждает нас история семьи Мармеладовых?

Работа с опорным конспектом.

- Как вы понимаете выражение: “Жизнь на аршине пространства”?

- Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

IV. Вывод по теме урока.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости , несчастья, людских мук, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают героя жить в каморке, “похожей на гроб”, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др., так называемым, “серединным” улицам, в холодных домах которых “так и кишат” люди, идёт Раскольников к старухе – процентщице. Часто проходит и через Сенную, где ещё в конце XVIII в. был открыт рынок для продажи сена, овса, скота, дров. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из 16 домов, в которых было 18 питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни убеждают нас: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними нет и не может быть других отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры “петербургских углов” не похожи на человеческое жильё: “каморка” Раскольникова, “проходной угол” Мармеладовых, “сарай” Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, — всё это тёмные, сырые “гробы”.

Таким образом, пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры “углов” создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создаёт атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.