Цели:
- способствовать усвоению обучающимися знаний о жизни сословия феодалов – рыцарей, об их нравственных ценностях;
- развитие речи обучающихся, умения работать с историческими источниками; способствовать расширению кругозора обучающихся;
- воспитание патриотизма у обучающихся, интереса к истории.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, наглядный материал «Феодальный замок», «Ворота с подъёмным мостом», интерактивная доска, видеофрагмент «Замки», роман В. Скотт «Айвенго».
Тип урока: комбинированный.
Словарная работа: замок, донжон, рыцарь, кольчуга, латы, забрало, турнир, герб, девиз.
Ход урока
I. Организация класса к уроку
II. Актуализация знаний по теме «Раннее средневековье»
1. Индивидуальная работа (у доски)
а) соотнесите даты и события
- 732 – раздел Франкской империи
- 622 – битва при Пуатье
- 843 – переселение Мухаммеда из Мекки в Медину
б) дайте определения следующим понятиям
Феодал –
Династия –
2. Фронтальный опрос (устно)
- Что послужило причиной Великого переселения народов?
- Перечислите германские племена?
- Назовите первого правителя Франкского королевства?
- Из какой династии был Хлодвиг?
- Какая религия была во Франкском королевстве?
- Назовите главу христианской церкви?
- Назовите государство пап римских?
- Кто такие миссионеры?
- При ком была образована папская область?
- Кто такие сеньоры? Вассалы?
- Какая категория населения не входила в феодальную лестницу? Почему?
- Год образования Византийской империи?
- Какое архитектурное сооружение Византии называли «чудом из чудес»?
- Что такое «греческий огонь»?
- Какие известные ученые раннего средневековья вам известны?
- В каком веке зародился ислам?
- Кто является основателем ислама?
- Как Великое переселение народов сказалось на судьбе славян?
- Какие народы представляли угрозу для жителей Западной Европы?
III. Изучение новой темы
План:
- В замке феодала
- Снаряжение рыцаря
- Развлечения рыцарей
- Кодекс чести рыцарей
1. Постановка целей и темы урока
У каждой эпохи есть ярко выраженные особенности. С некоторыми из них мы уже познакомились: феодальная зависимость, завоевательные походы, которые служили одним из главных источников доходов. Сегодня на уроке мы поговорим о средневековых замках, которые могли построить только богатые люди, т.е. феодалы – рыцари. Наша цель сегодня – узнать, как жили рыцари.
2. Объяснение учителя (с использованием наглядного материала)
а) особенности архитектуры замков
– Что означает поговорка «Мой дом – моя крепость»? (Дом должен защищать от врагов, т.е. быть крепостью).
– Рассмотрите внимательно средневековые замки (слайд с изображениями замков). Какие общие черты можно выделить во всех этих замках?
Слайд:
– это жилище феодала и его крепость.Замок
Донжон – главная башня замка.
б) сообщение о московском кремле (просмотр видеофрагменты с комментарием учителя)
Подобные крепости возводились и в нашей стране. Ярким примером является московский кремль.
Задание перед просмотром: обратите внимание на систему защиты данной крепости.
Комментарий учителя во время просмотра: Самая высокая башня – донжон – Спасская башня кремля. На территории кремля расположены государственные учреждения, красивейшие храмы. Вы видите памятник, возведенный патриотам, защитникам нашего государства. В XVII веке над нашей страной нависла серьезная угроза со стороны Польши и Швеции. Москва и кремль оказались в руках поляков. Нашлись истинные патриоты страны, которые под руководством Д. Пожарского и К. Минина смогли спасти независимость России. Эти события мы подробно будем изучать в 7 классе.
(Ответы обучающихся)
Вывод:
– Что же такое феодальный замок?
– Какая система защиты создавалась при строительстве крепости?
3. Сообщение обучающегося о снаряжении рыцаря (с использованием слайдов с изображением рыцарей)
Задание классу: Каким образом доспехи защищали рыцаря?
Рыцарь – конный воин, всадник
- Палица
(Ответы обучающихся)
Вывод:
– Каким образом доспехи защищали рыцаря?
4. Развлечения рыцарей (учитель литературы)
Учитель. Образ рыцаря широко описан в литературе (в романах «Три мушкетера», «Графиня де Монсоро», «Граф Монте Кристо», «Песнь о нибелунгах»). Рассмотрим, как образ рыцаря показан в романе В. Скотта «Айвенго».
Учитель: Самым любимым развлечением рыцарей были состязания — турниры. На турнире рыцарь имел случай показать свою храбрость, силу и ловкость. Турниры устраивались обыкновенно по случаю какого-нибудь торжества, например коронации, свадьбы, рождения в семье рыцаря наследника. Еще задолго до турнира объезжали страну герольды, объявляя, когда и где назначается турнир. Рыцари, которые желали сразиться, записывались у особых судей. Судьи могли отказать, если находили, что рыцарь недостоин этой чести. Оружие, шлемы, все вооружение рыцаря и даже его лошадь подвергалось осмотру. Место для турнира выбирали или на городской площади, или за городом, в поле. Его окружали двойной решеткой, а за ней устраивали высокие сиденья для гостей. В назначенное время гости собирались и занимали свои места. Звуки труб и литавр возвещали о начале турнира. На великолепных лошадях, в блестящем вооружении, с развевающимися перьями на шлемах, въезжали рыцари в ограду и останавливались.
Герольд объявлял состязание на копьях, называя имена рыцарей, которые желают первыми «сломить копье». Если рыцарь хотел скрыть свое имя, тогда его выкликали по какой-нибудь примете в гербе: «Рыцарь льва!», «Рыцарь креста!» и т. д. Конечно, судьям заранее были известны имена этих рыцарей. Когда трубы подавали сигнал к бою, рыцари с выставленными копьями наезжали друг на друга полным галопом. Кто успевал выбить своего противника из седла или же ломал свое копье о его стальной панцирь, тот считался победителем. Первую пару сменяла вторая, потом третья, и так до конца турнира, который мог продолжаться несколько дней. После рыцарей выезжали померяться силами их оруженосцы. Сломанное копье разрешалось переменить. Случалось, что хорошие бойцы ломали в день по 50 копий.
По окончании турнира судьи выбирали победителя. Получить награду на турнире стремились самые знатные рыцари; ей была такая же цена, как и за военный подвиг на поле битвы. Имя победителя оповещалось под звуки труб и литавр. Победитель, став на колено, получал награду (украшение на шлем, меч или золотую цепь, иногда кольцо) из рук знатной дамы. Трубы и литавры играли снова в честь победителя. Затем его торжественно вели в замок, снимали тяжелые доспехи и, надев праздничную одежду, сажали за стол, на почетное место.
Давайте совершим путешествие в средневековую Европу и побываем на одном из турниров, описанных в романе Вальтера Скотта «Айвенго»: «Несмотря на то, что общие турниры были гораздо опаснее одиночных состязаний, они всегда пользовались большим успехом среди рыцарей. Многие рыцари, которые не отваживались на единоборство с прославленными бойцами из числа зачинщиков, охотно выступали в общем турнире, где могли выбрать себе равного по силам противника. Так и на этот раз: в каждую партию записалось по пятидесят рыцарей, и маршалы, к великой досаде опоздавших, объявили, что больше никого не могут принять.
...Герольды призвали к молчанию на время чтения правил турнира. Правила были введены для того, чтобы, по возможности, уменьшить опасность состязания, во время которого рыцари должны были сражаться отточенными мечами и заостренными копьями.
Бойцам воспрещалось колоть мечами, а позволено было только рубить. Им предоставлялось право пустить в ход палицу или секиру, но отнюдь не кинжал. Упавший с коня мог продолжать бой только с пешим противником. Всадникам же воспрещалось нападать на пешего. Если бы рыцарю удалось загнать противника на противоположный конец ристалища, где он сам или его оружие коснулось бы внешней ограды, противник был бы обязан признать себя побежденным и предоставить свою лошадь и доспехи в распоряжение победителя. Если выбитый из седла не в состоянии был подняться сам, его оруженосец или паж имел право войти на арену и помочь своему хозяину выбраться из свалки, но в таком случае рыцарь считался побежденным и проигрывал своего коня и оружие. Бой должен был прекратиться, как только принц Джон бросит на арену свой жезл или трость. Это была мера предосторожности на случай, если состязание окажется слишком кровопролитным и долгим. Каждый рыцарь, нарушивший правила турнира или как-нибудь иначе погрешивший против законов рыцарства, подвергался лишению доспехов; вслед за тем ему на руку надевали щит, перевернутый нижним концом вверх, и сажали верхом на ограду на общее посмеяние.
Возвестив громким голосом все эти правила, герольды стали на свои места. Рыцари двинулись длинными вереницами с обоих концов арены и выстроились друг против друга двойными рядами. Предводитель каждой партии занимал место в центре переднего ряда.
Красивое и вместе устрашающее зрелище представляли эти рыцари верхом на рьяных конях, в богатых доспехах, готовые устремиться в бой. Они, словно железные изваяния, возвышались на своих боевых седлах и с таким же нетерпением ожидали сигнала к битве, как и их резвые кони, которые звонким ржаньем и топотом выражали свое желание двинуться вперед.
Рыцари подняли свои длинные копья, и их острые наконечники сверкали на солнце, а значки реяли над плюмажами шлемов. Так они стояли, пока маршалы проверяли ряды обеих партий, желая убедиться, что в каждой из них равное число бойцов. Счет оказался вполне верен. Тогда маршалы удалились с ристалища, и Уильям де Вивиль громовым голосом воскликнул:
– Пусть едут!
Трубы зазвучали. Копья разом склонились на упоры, шпоры вонзились в бока коней, передние ряды обеих партий полным галопом понеслись друг на друга и сшиблись посреди арены с такой силой, что гул был слышен за целую милю.
… Рыцарь Лишенный Наследства с таким искусством управлял своим конем, а благородное животное так быстро ему повиновалось, что в течение нескольких минут он мог отбиваться стразу от трех противников. С быстротою сокола увертывался он от врагов, бросаясь то на одного, то на другого, на лету ударяя мечом и тотчас отскакивая назад, не получая предназначенных ему ответных ударов.
Все зрители бешено рукоплескали его искусству, однако было ясно, что он все-таки должен пасть под напором троих противников».
Учитель: Найдите в тексте детали, характеризующие эпоху.
Учитель:
Заметьте, что при перечислении правил турнира говорится в первую очередь о том, на что имели или не имели права его участники. С какой целью, как вам кажется, вводились правила, регулирующие такую жестокую форму соперничества, как рыцарский турнир? (Конечная цель этих правил – попытка ограничить насилие и дать шанс на сохранение жизни более слабому рыцарю, что отражает заботу о сохранении рыцарства как сословия, являющегося опорой короля – первого рыцаря средневекового общества.)Учитель:
Что служило гарантией того, что рыцари не нарушат правил? Найдите ответ в тексте. («Каждый рыцарь, нарушивший правила турнира или как-нибудь иначе погрешивший против законов рыцарства, подвергался лишению доспехов...»)Учитель: Рыцарские традиции складывались веками. И, конечно же, рыцари жили по своему кодексу чести. В качестве домашнего задания вам было предложено выписать из романа (или отметить в тексте) определения рыцарской чести и составляющие кодекса чести средневековых рыцарей (гл. 10, 28, 29). Что же вы выяснили? (Ответ обучающихся)
- Обязанность истинного рыцаря – быть сторонником слабейшей партии.
- Строгие понятия о рыцарской чести запрещали совершать какое-либо насилие над рыцарем, находившимся в беспомощном состоянии.
- Человеку, искушённому в рыцарских подвигах, трудно оставаться в бездействии, подобно какому-нибудь монаху или женщине, в то время как вокруг него другие совершают доблестные подвиги. “Ведь бой – наш хлеб насущный, дым сражения – тот воздух, которым мы дышим! Мы не живём и не хотим жить иначе как окружённые ореолом победы и славы! Таковы законы рыцарства, мы поклялись их выполнять и жертвуем ради них всем, что нам дорого в жизни”.
- Награда рыцаря – слава, она увековечит имя героя.
- Рыцарский дух отличает доблестного воителя от простолюдина и дикаря, он учит ценить свою жизнь несравненно ниже чести, торжествовать над всякими лишениями, заботами и страданиями, не страшиться ничего, кроме бесславия.
- Рыцарство – источник чистейших и благородных привязанностей, опора угнетённых, защита обиженных, оплот против произвола властителей. Без него дворянская честь была бы пустым звуком.
- Свобода находит лучших покровителей в рыцарских копьях и мечах.
Учитель: Какой поступок невозможен для истинного рыцаря? Как наказывается тот, кто нарушает законы рыцарства? (Самое страшное преступление рыцаря – измена чести и долгу. Преступление карается смертью (Фон де Беф и Бриан де Буагильбер), наказание неизбежно).
Учитель: Верно, ребята. Основу кодекса чести составляли верность долгу, отвага, презрение к опасности, благородное отношение к даме, внимание к нуждающимся. Скупость подлежала осуждению, предательство не прощалось.
Учитель: Давайте подведём итог нашим урокам. Какого героя романа мы можем назвать истинным рыцарем? Почему?
Истинным рыцарем является Айвенго. Молодой рыцарь ценит в людях, прежде всего, порядочность и искренность. Айвенго не только справедливый, но еще и отважный воин. На рыцарском турнире он прекрасно выглядел в боевом снаряжении. На панцире было написано: «Рыцарь, лишенный наследства». Ловкость и юношеская грация просто очаровали зрителей. Айвенго получил в награду за победу золотой венок. Естественно, юноша подарил его своей любимой девушке – леди Ровене, но при этом остался неизвестным. Айвенго хорошо понимает, что сила человека – в дружбе, а его счастье – в любви. Всех, кто его окружает, покоряют Щедрость, доброта и простота молодого рыцаря. Едва выздоровев после турнира, Айвенго снова становится на защиту обездоленных. Он постоянно рискует своей жизнью.
Учитель: Да, ребята, Вальтер Скотт в своем романе рисует образы смелых, бесстрашных, мужественных людей, рыцарей. Даже грустно становится оттого, что в современном мире нет смелых странников, которые всегда были бы готовы вступиться за честь. Но может быть, я ошибаюсь, и есть в нашем современном обществе люди, которых можно назвать рыцарями, которым не нужны похвалы и награда, а смысл их жизни – приносить свободу и добро тем, кто в этом нуждается? Напишите дома сочинение-миниатюру «Современный рыцарь. Какой он?»».
5. Кодекс чести рыцарей (с использованием слайдов с изображением турнира, герба)
Турниры – военные состязания рыцарей в силе и ловкости.
Герб – отличительный знак рода.
Девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Вывод: Какое поведение мы называем рыцарским?
IV. Закрепление изученной темы
1. Просмотр видеофрагмента «Замок Worvic»
Учитель: Предлагаю посмотреть видеофрагмент об одном из красивейших замков Англии для того, чтобы выполнить задания в тетради без ошибок. Обратите внимание на основные части замка и рыцарское снаряжение.
2. Работа в тетрадях: с. 34-35 №1,2 (по вариантам) – сам. работа
Задание: необходимо на готовом изображении замка и рыцаря указать основные части замка и доспехи рыцаря.
(Проверка в парах с использованием интерактивной доски)
V. Итог урока
– Что нового узнали на уроке?
– Подведем итог: как жили в средневековье феодалы – рыцари?
VI. Домашнее задание
- § 11 прочитать
- в рабочих тетрадях № 3-4,5 (по выбору)
- сочинение-миниатюра «Современный рыцарь. Какой он?»