Цель:
- Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Кот и Лиса».
- Дать возможность пронаблюдать и определить своё отношение к сказке, определить ее главную мысль; развивать кругозор учащихся, творческие способности.
- Способствовать формированию нравственных качеств, через русскую народную сказку.
Оборудование: костюмы, выставка книг, иллюстрации сказочных героев, рисунок «Яблонька», «Яблочки» для детей, карточки, словари.
Ход урока
I. Речевая гимнастика.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
II. Введение в тему.
Встаньте на ковер, закройте глаза, мы отправляемся в путешествие, где мы познакомимся с новой русской народной сказкой.
Звучит музыка. (Слайд)
По синему небу
Летучий ковер
Пушистые крылья
Красивый узор
Захочешь повыше,
Захочешь быстрей -
Командуй, не бойся,
Лети и глазей.
Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. А вот и Сказочная земля. Ковер опускается, мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка.
На доске: сказочные герои, выставка книг. Яблонька. (Слайд)
Здесь вы видите волшебную яблоньку, а яблочки лежат у вас на партах.
В класс входит Аленушка.
В мире много сказок
Грустных и смешных
Нам нельзя без света
Нам нельзя без них
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
– Здравствуйте ребята. (кланяется)
– Добро пожаловать в страну русских народных сказок.
– Вы видите волшебную яблоньку.
Здесь вы за правильные ответы будете зарабатывать яблочки, которые лежат у вас на парте. А в конце урока узнаем, кто больше всех заработал яблок, и какой ряд был активнее.
– Меня зовут Алёнушка.
– Помните, в какой сказке я живу?
III. Проверка домашнего задания.
– А сейчас я хочу узнать, как вы внимательно вы прочитали русские народные сказки дома.
1) Назовите русские народные сказки, которые заканчиваются весело?
– Грустно? (Колобок)
2) Сегодня наши ребята выступают в роли героев русских народных сказок.
Они хотят загадать загадки про свои сказки.
(Дети выходят в костюмах, в руках таблички, где написаны несколько вариантов ответов)
Иванушка: Я – Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка?» (Слайд)
– Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы-Яги? (Ёж, барсук, заяц)
Лиса: Я – Лисичка – сестричка из русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк». (Слайд)
– Ответьте мне на вопрос, куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В озеро, в реку, в пруд)
Мороз – Синий нос. (Слайд) Я – Мороз – Синий нос из русской сказки «Два Мороза» Кого я Морозил? (Барина, мужика, старика)
Падчерица. (Слайд) Я – падчерица из сказки «Морозко». Вот моя сказка.
– Что подарил мне Дед Мороз? (сундук, мешок, ларец)
Снегурочка. (Слайд) Я – Снегурочка. Скажите, чему я обрадовалась весенним деньком? (снегу, дождю, граду)
Лиса. (Слайд) Я – Лисичка из сказки «Лиса и журавль».
– Какой кашей я угощала Журавля? (манной, овсяной, гречневой)
Кот. (Слайд) Я – Кот из сказки «Кот, Петух и Лиса?» Моя загадка такая.
– На чем я играл у лисьей норы? (На балалайке, дудочке, гуслях)
Аленушка. Молодцы ребята! Я вами довольна. А сейчас летите на ковре-самолете знакомится еще с одной русской народной сказкой.
IV. Физминутка.
Далеко-далеко
Округа видна.
Вот это дорога –
Ни краю, ни дна.
V. Выявление уровня чтения.
– Итак, наш самолет-ковер приземляется. Но куда?
Ребята, пока мы перелетали, с одного места на другое случилось очень неприятное происшествие. Баба-Яга узнала, что в нашу сказочную страну прилетели гости. Она закрасила номер страницы, где находится сказка, и я не могу вам сказать с какой сказкой мы будем знакомиться.
Придется выполнить ее задание.
1) Стр.8 Вы видите авторский текст.
Баба-Яга дает две минуты, чтобы вы прочитали его.
2) Чтение детей две минуты.
– Поднимите руку, кто не успел прочитать этот текст. 1 группа
– Поднимите руку, кто может пересказать этот текст. 3 группа
Остальные дети 2 группа
3) Пересказ текста детьми 3 группа.
VI. Новая тема.
Молодцы! Вы справились с заданием Бабы-Яги. И я вижу страницу Нашей сказки.
Стр.9. – Как называется сказка? (Русская народная сказка «Кот и лиса» (Слайд)
1) Рассмотрите иллюстрацию.
Работа в паре.
– Что вы видите?
– Каким вы видите здесь кота? (довольным, упитанным)
– А лису? (услужливой хозяйкой)
– Кого напоминают они вам? (людей)
– Неужели кот оказался хитрее лисы? Давайте проверим.
VII. Чтение сказки по группам. 5 мин.
1 группа – читает первую часть
Задание 1.
Найти в словаре устаревшие слова.
Бурмистр – управляющий.
Потчевать – кормить.
Али – или.
Величать – звать.
Шкодливый – вредный.
1) Что можете сказать о лисе? А о коте?
2 группа – читает 2 часть.
Задание 2.
Научиться читать по ролям, постараться передать характеры героя.
3 группа – читает 3 часть.
Задание 3.
Суметь кратко пересказать по частям.
VIII. Проверка содержания сказки.
1 группа. 3 мин.
1) Словарная работа.
2) Чтение. Игра: «Поезд и вагончики».
3) Вопросы.
– Что можете сказать о коте?
– А о лисе? - Встречаются такие люди?
2 группа 3 мин.
Наша задача пронаблюдать удалось ли ребятам второй группы передать характеры героев?
– Что можно сказать о лисе?
3 группа 3 мин.
Ребята. III группы, перескажут сказку кратко.
– Почему сказка так названа?
– Что вынесено в заголовок: тема, герои, главная мысль, жанр?
IX. Завершение работы над сказкой..
Работа в паре.
– Определите главную мысль сказки. Чему она учит?
– Кто же оказался хитрее кот или лиса?
– Понравилась ли вам сказка.
X. Домашнее задание.
– Ребята, я слышу, что меня кто-то зовет. Кажется, это волшебная яблонька. Пришла пора подводить итоги, но сначала запишите домашнее задание.
1 группа. Прочитать всю сказку и ответить на вопросы.
2 группа. Краткий пересказ всей сказки.
3 группа. Сочинить свою сказку, чтобы главная мысль соответствовала сказке «Кот и Лиса».
XI. Итог.
– Кто и сколько заработал яблочек?
Дети подходят к яблоньке и прицепляют яблочки.
Ковер-самолет поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Вот и наше село, наша школа. Мы приземляемся.
Открывайте глаза. Мы снова дома.